Елена Осокина
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Берегите водоёмы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Осокина Конспект занятия в подготовительной группе по Познавательному развитию с элементами экспериментирования «Берегите водоёмы!»
Цель: формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к природе как средства развития основ экологической культуры.
Задачи:
1. Обучающие:
Познакомить детей со свойствами воды, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
2. Развивающие :
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Берегите водоёмы!“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру; наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование:
• ИКТ; просмотр слайдов «Загрязнение водоёмов;
• демонстрационные картинки по теме «Мир морей и океанов»;
• схема «Свойства воды»;
• ёмкость с чистой водой; с грязной водой;
• перья, салфетки, ватные диски, ситечки, ложки, письмо;
• звуки моря и чаек.
Ход занятия
1. Орг. Момент:
Ребята! Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Звучит звук моря, на экране появляется картинка с изображением старика с рыбкой в руках (иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
-Ребята, вы узнали кто это? (Ответы детей)
-Посмотрите, что сегодня нам принёс почтальон. Это посылка от нашего старика. Давайте посмотрим, что в ней. (Достаю письмо, читаю.)
«Живём мы со старухой у самого синего моря. Забросил я однажды невод в море и вытащил… нет, не «одну тину морскую», а ещё ржавые банки, битые бутылки, рваные пакеты. Закинул я невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину. В третий раз, как и полагается, попалась мне рыбка. Да не простая, а известное дело золотая. Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!». Жалко мне стало рыбку, забрал её домой… только лучше ей жить на воле, в синем море, а оно грязное… Помогите нам, ребята, расскажите, что надо сделать, чтобы море снова чистым стало? До свидания!»
- Ребята, посмотрите, что ещё в посылке? Как вы думаете, что это? (Бутылка с грязной «морской» водой).
2. Основная часть.
-Ребята, поможем золотой рыбке вернуться обратно в море? Но сначала давайте вспомним, какие обитатели живут в морских глубинах и кому нужна наша помощь.
Игра «Собери картинку».
-Каждому из вас надо рассказать о животном, которое вам попалась, но карточки разрезаны на 2 части, вы для начала находите подходящую часть животного и затем рассказываете о нём. (2 – 3 предложения).
1. Камбала: Как выглядит камбала? Где обитает? Чем полезна для человека? (Камбала – удивительная рыба. Глаза у неё расположены на одной стороне. Лежит тихо на дне моря, подстерегая добычу. И какой фон дна моря – такого цвета и камбала. На белом песке – она светлая, на тёмном галечнике – пятнистая. В мясе камбалы много витаминов)
2. Морская черепаха: Как выглядит морская черепаха? Как она приспособилась к жизни в воде? Какую пользу приносит человеку? (морская черепаха всю жизнь проводят в воде и на берег выползают для того, чтобы отложить яйца, причем всегда выбирают то место, где когда- то появились сами, даже если им придется проплыть тысячи километров, чтобы достичь этого места. Выкопав на берегу ямку, самка откладывает несколько десятков кожистых яиц, а затем возвращается обратно в море. Через несколько недель из яиц вылупляются маленькие черепашата, которые, едва выбравшись из скорлупы, спешат со всех ног к морю, потому что там, в отличие от суши, они будут находиться в большей безопасности. Самые крупные морские черепахи - кожистые. Длиной они могут быть до 4 метров, в поисках добычи легко погружаются на глубину больше одного километра.
3. Морской конё к: Как выглядит морской конёк? Как он охотится и спасается от врагов? Почему многие виды морского конька стали редкими? (В зарослях морской травы в Черном море можно увидеть забавных рыбок – морских коньков. Это очень интересные создания. Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек по-обезьяньи цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которым он, как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность. Глаза у морского конька вращаются в любую сторону, и, если один глаз смотрит вправо, другой в это время может уставиться на что-либо слева. Это очень удобно для конька, так как он может одновременно со всех сторон осматривать водоросли в поисках еды и следить за врагами, которые и сами не прочь им пообедать. Плавать морской конек не любит и большую часть жизни проводит, зацепившись хвостом за водоросли. Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов. Сейчас морских коньков в Черном море становится все меньше. Морской конек даже занесен в Красную книгу
4. Осьминог: Как выглядит осьминог? Как он спасается от врагов? Какую пользу приносит людям? (У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.)
5. Синий кит: Как выглядит синий кит? Чем питается? Есть ли у него враги? (синий кит крупнейшее животное. Его длина достигает 33 метра, а вес может превышать более 150 тонн. Живут синие киты приблизительно 80-90 лет. Самый старый кит имел возраст в 110 лет.)
-Молодцы, ребята? И сегодня я предлагаю вам стать учёными – экологами. Чем занимаются люди этой особенной профессии? (Изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу. С их участием составляется «Красная книга»).
- А где они работают? (В лаборатории).
- Вы хотите стать учёными – экологами? Но прежде чем мы с вами пройдём в нашу мини – лабораторию, давайте отдохнём.
Динамическая пауза «Крабы».
- Молодцы. Давайте пройдём в лаборатории.
- Ребята, посмотрите на стол. в стаканчике находится жидкость. Как вы думаете что это? (Грязная вода). А откуда она? Это вода из моря, где жила золотая рыбка. Что вы можете о ней сказать, какая она?
- Давайте сравним её с чистой водой, но сначала вспомните свойства воды. (На экране появляется схема «Свойства воды»).
- Всеми ли этими свойствами обладает вода, которая находится у нас в стаканчике? (Дети обследуют грязную воду, описывают её, опираясь на схему «Свойства воды»).
- Скажите, а воду из «моря» можно использовать, она пригодна для жизни, питья? Почему? А, что это за плёнка на поверхности воды? (Нефть).
- А, что такое нефть? Как вы думаете, как можно очистить эту воду?
Показываю способ очистки воды от нефти, а дети помогают.
В ёмкость с водой из «моря» наливается нефть. Дети пробуют её убрать подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно.
- А теперь возьмите перо птицы и подбросьте его. Как оно летит?
В жидкость с нефтью помещают перо птицы. Оно покрывается нефтью, склеивается.
- Попробуйте теперь подбросить перо, возможно ли это?
Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. Морские животные тоже погибают, т. к. сквозь масляное пятно не проникает воздух, который необходим для жизни.
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоёма? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?
Предлагаю сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.
Затем на масляное пятно капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для мытья посуды, которая помогает расщепить нефть на множество мелких капелек. Затем корабли – нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками – фильтрами (влажные салфетки).Капельки масла притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти. По окончании делается вывод, что специальные корабли – нефтесборщики просто необходимы. Ребята, а теперь эта вода стала совсем чистой? Почему? Как вы думаете, как можно её очистить?
Опыт «Фильтрация воды».
- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого в воронку положим ватный диск, который отфильтрует всю грязь и будем потихоньку наливать в воронку воду. Посмотрите, что же произошло? Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? Мы проделали с вами большую работу.
- Ребята, наша рыбка со стариком ждут от нас ответа. Нам надо написать письмо. Но вот беда, мы с вами пока ещё не умеем писать, как же нам поступить?
- Молодцы, мы можем его нарисовать. Но это мы с вами сделаем попозже. Потом мы с вами отправим это письмо вместе с очищенной водой обратно старику с рыбкой. А сейчас мы посмотрим, что нельзя делать с водоёмами.
Просмотр слайд – шоу о загрязнении водоёмов.
- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоёмы? Расскажите, как предотвратить загрязнение водоёмов?
- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоёмы : не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоёмах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
3. Рефлексия.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Кому помогали?
-Что нового узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой вывод мы сегодня сделали.