Султанова Альбина
Конспект занятия по картине И. И. Левитана «Золотая осень» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель: Составление рассказа-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень» с использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей.
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Осень»;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;
Публикация «Конспект занятия по картине И, И, Левитана „Золотая осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- учить составлять связный последовательный рассказ с опорой на картину;
- учить вводить в составленный текст поэтические строчки.
Познавательное развитие:
- формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью;
- активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки предложений.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- учить выступать перед сверстниками, соблюдать нормы речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- знакомить детей с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
- формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать картину;
- знакомить с муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года», пьеса «Осенняя песнь»
-воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческую активность.
Физическое развитие:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;
- формировать физиологическое и речевое дыхание.
Предварительная работа:
- изучение лексической темы «Осень»;
- чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данной лексической теме;
- отгадывание загадок;
- рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме;
- рисование осеннего пейзажа на занятии ИЗО.
Оборудование: репродукции картин И. Левитана : «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денёк», «Осенний день»; презентация о художнике, рисунки детей, мнемотаблицы к стихотворениям.
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Упражнение на развитие координации речи и движений «Осень»
Входит осень в лес дремучий, (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Машет жёлтой кистью, (движения руками в стороны)
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья, (наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне… (поворачиваются кругом, понимают руки вверх).
Осень встала на опушке
В жёлтом сарафане. (разводят руками в стороны)
(Т. Ткаченко).
2. Основная часть.
Воспитатель:
- О каком времени года мы с вами рассказали?
- Как вы думаете, почему именно об осени?
- Конечно, куда бы мы с вами ни пошли, ни поехали, везде нас окружают приметы этого времени года.
- На занятиях изо деятельности вы не могли обойти стороной это прекрасное время года. Посмотрите на свои рисунки, расскажите, какая получилась у вас осень, какой вы её увидели?
(ответы детей)
- Какие краски вы использовали? (красный, оранжевый, синий – тёплые тона.)
- Этим прекрасным временем года восхищались многие писатели, поэты, композиторы и художники.
Сегодня мы поговорим о том, какие стихотворения написаны об осени, познакомимся с известным художником И. И. Левитаном и его картиной.
- Писатели, поэты словами передавали красоту осени. Художники использовали кисти и краски.
- Исаак Ильич Левитан – известный художник, который жил очень давно. Осени он посвятил свои картины : «Осень», «Осенний солнечный денёк», «Осенний день». На всех этих картинах изображена осенняя природа, пейзаж. (Презентация)
- Всё, что изображено на картинах И И Левитана одним словом можно назвать пейзаж. Что такое пейзаж, мы узнаем из песни.
Звучит «Песня о картинах», слова А. Кушкер.
- Так что такое пейзаж? (когда на картине нарисован лес, река или дорога)
- Пейзаж - изображение природы в разное время года, это реальный вид какой-либо местности.)
- Предлагаю внимательно рассмотреть ещё одну картину Исаака Левитана. Перед вами не сама картина, а репродукция, т. е. её фотография, копия.
(Репродукция – это воспроизведение рисунка, печатного текста и т. д. средствами полиграфии или фото.)
(На экране репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», звучит муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года», пьеса «Осенняя песнь», дети рассматривают картину)
Беседа по картине :
- Что изображено на картине? (Луг, речка, молодые берёзки, вдали лес)
- Пейзаж может быть летний, зимний, городской, деревенский.
- Какой пейзаж мы видим на картине?
- Какая пора осени?
- Как мог назвать художник картину? (- золотой лес, - осень, -золотая осень)
- Почему «Золотая осень»? (Все на полотне золотое : яркий солнечный свет повсюду, всё залито этим светом: лес, луг, речка, берёзки). Такую пору лета ещё называют «бабьим летом» :
«Сколько солнца, света, нежного тепла,
Это бабье лето осень нам дала»
- Назовём приметы золотой осени, которые изобразил автор картины.
- День какой? (погожий, тёплый, яркий, солнечный, осенний)
- Небо какое? (лазурное, голубое, высокое; по голубому небу плывут …облака)
- Какой лес? (надел золотой наряд, стоит в богатом уборе осени; осень не пожалела золотой краски)
- Какие краски взял художник, чтобы написать лес, картину? (теплые или холодные тона? Красный, жёлтый, оранжевый – тёплые тона)
- Какие чувства вызывают теплые (жёлтый, оранжевый, красный) тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение, ощущение тепла. А значит уюта). А какие – холодные? (грусти, ведь скоро наступят холода)
- Все ли деревья надели золотой наряд? Какие деревья осенью зелёные (сосны, ёлочки)
- Сколько берёзок на переднем плане? Что о них можно сказать? (растут на склоне,
берёзки словно спустились к реке; белоствольные, гибкие, стройные)
«Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…»
- На что похожи их листочки? Вспомните загадку про осенние листочки («висят на ветке золотые монетки»; резные листочки берёз шелестят на осеннем ветру.
Пальчиковая гимнастика «Ветер»
Ветер по лесу летал, Волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, (на каждое название загибают по одному пальцу).
Вот рябиновый резной,
А с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно ударяют ладонями по столу).
(Н. Нищева)
- Какой луг, трава? (луг жёлтый, трава начала желтеть и сохнуть, кое-где потемнела)
- Как течёт речка? (как лента извивается, изгибается)
- Какого цвета вода в реке? Почему (в начале реки вода тёмная, холодная, дальше становится светло-голубой, в ней, как в зеркале, отражается голубое небо)
3. Физминутка. Двигательно-речевое упражнение «Нарисуй осень» Автор Тарабрина Е. В.
Воспитатель:
- Предлагаю вам стать художниками. Только рисовать мы будем не красками и кисточками, а жестами.
- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).
- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).
- Нарисуем осень (движения рисования художника).
- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).
- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).
- Речку голубую (волнообразные движения руки).
- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая "много”).
- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).
Чтение стихотворения:
«Осень, как художник,
Лес разрисовала.
Нива. Роща, дождик –
Всё волшебным стало»
Чтение детьми стихотворения Ю. Капустиной «Осень» :
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
4. Коллективное составление рассказа-описания по картине «Повтори и продолжи предложение»
• Картина Исаака Ильича Левитана называется («Золотая осень»)
• Художник назвал картину «Золотая осень», потому что (- на ней изображён солнечный свет повсюду;- всё залито солнечным светом; - всё на картине золотое)
Такую пору осени ещё называют «бабьим летом» :
«Сколько солнца, света, нежного тепла,
Это бабье лето осень нам дала»
• Осенний день на картине… (яркий, солнечный).
• По голубому небу плывут … (белые лёгкие облака).
• Вдали виднеется… (лес весь в золотом наряде осени).
• Кажется, осень не пожалела для него тёплых красок, только кое-где среди позолоты темнеют верхушки сосен и ёлочек.
• На переднем плане изображены… (тонкие, стройные берёзки).
• Они растут на склоне, словно спустились. (к реке).
• Их жёлтые резные листочки похожи на. (золотые монетки).
• Листочки шелестят на осеннем… (ветру). Вспомним:
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
• Трава на лугу… (желтеет, сохнет).
• По лугу лентой течёт… (извилистая река).
• Вода в реке… (тёмно-синяя, холодная).
• Дальше к горизонту в реке отражается небо, и вода становится (голубой, но по-прежнему холодной.
Воспитатель:
- Как вы думаете, с каким настроением художник рисовал эту картину? (с радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным, грустным, потому что это последняя красота уходящей осени, ведь скоро зима.)
Воспитатель:
- «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Об этом же сказал и Исаак Ильич Левитан, но только красками и кистью.
5. Рефлексия:
Воспитатель:
- Мы сегодня составляли рассказ по картине И. Левитана «Золотая осень». Понравилась вам картина? Чем? (- Нравится осень; - картина красивая;- красивая осень)
- Что хочется, глядя на картину? (Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом. Послушать шум реки, шелест осенней листвы, собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.).
-.Молодцы! Мне было очень приятно увидеть ваши прекрасные рисунки, услышать ваши рассказы о картине. Я поняла, что красота золотой осени не оставила и вас равнодушными. Сегодня вы показали себя настоящими ценителями прекрассного.