Надежда Сальева
Конспект занятия в подготовительной группе «Первооткрыватели космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Первооткрыватели космоса
ЦЕЛЬ: Пополнять знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики. Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность. Воспитывать интерес и уважение к людям–первооткрывателям. Расширить знания о российских учёных, которые стояли у истоков космонавтики.
Закрепить знания детей, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Воспитывать в детях гордость за свою страну.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Первооткрыватели космоса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Фотографии космонавтов, российских учёных.
- Иллюстрации: «Старт корабля», «Встреча Гагарина», газета «Правда» за 13 апреля 1961 года.
- Фотографии собак – Белки и Стрелки.
- Раскраски «Космическая техника», «Космос».
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивает к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Человек смотрел на звё здное небо и задавал себе вопрос: «Почему они такие яркие?». И поэтому, чтобы наблюдать за ними и другими небесными телами, учёные создали специальные приборы – телескопы, наблюдая узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие больше.
А какие планеты вы знаете?
- Марс, Венера, Юпитер, Земля, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (Дети показывают их на иллюстрации солнечной системы).
- Правильно. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах, кто там живёт?
Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И придумали учёные ракеты. (рассматриваем иллюстрации «Космическая техника»).
Кто же в России придумал первую ракету, кто он? (показываем портрет К. Э. Циолковского).
Жил в городе Калуге учёный и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами. Изучал их и всегда задавал себе вопрос «нельзя ли при помощи ракеты полететь на другие планеты?». Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал летательный аппарат, но к сожалению, возможности сделать его не было.
Космический корабль – это летательный аппарат для передвижения в безвоздушном пространстве. Космический корабль выводит в космос Ракета-носитель. Выполнив свою задачу, она прекращает своё существование, а космический корабль начинает свою работу на околоземной орбите, его называют орбитальным космическим кораблём. На таком корабле можно работать в космосе несколько дней.
Искусственные спутники помогают людям следить за погодой, обеспечивают надёжную связь, радиосвязь, служат науке и технике, помогают решать хозяйственные задачи
Другой учёный-конструктор (показываем портрет С. П. Королёва) Сергей Павлович Королёв смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали животные Белка и Стрелка (рассматриваем иллюстрации собак). Они совершали полёты в космос и возвращались на Землю.
Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полёт советского человека на космическом корабле вокруг Земли. Нам, российским людям, выпала честь первыми проникнуть в космос (рассматриваем портрет Ю. А. Гагарина).
- Кто знает фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом Земли?
- Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту поднялся в космос и совершив полёт вокруг земного шара, благополучно вернулся на священную землю нашей Родины. Это был уже не простой металлический шар, а пилотируемый корабль, который должен обеспечивать условия жизни космонавта, его надо возвратить на Землю, учесть перегрузки. Такой корабль назвали «Восток». Полёт продолжался 1 час 48 минут. Первый человек, проникший в космос, российский человек, гражданин России Ю. А. Гагарин.
Это беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и технике, торжество человеческого разума. Положено начало полётам человека в космическое пространство.
Физкультминутка «Лунный камень»
Дети стоят в кругу, произносят по одному слову по очереди, связанное с космосом, используя слова из стихов, загадок, считалок, рассказов о космосе и космонавтики, передают «лунный камень».
Правило: говорит только тот, у кого лунный камень.
- Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел всю Землю (воспитатель показывает вид планеты Земля из космоса).
Он летел и смотрел в окошко-иллюминатор, а под ним плыли не просто горы и моря, острова и континенты – под ним плыла и поворачивалась вся планета. За 108 минут он облетел её кругом. «Какая она красивая!» - говорил он по радио. Его называли пионером освоения космоса.
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
- Крепкое здоровье, сильным, выносливым.
- Правильно, об этом писал писатель В. Бороздин (чтение отрывка).
- Вот видите, как трудно быть первым. А почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным? (Ответы детей).
- Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем могут столкнуться. Ведь в ракете могли быть и неисправности, поэтому весь народ следил за полётом. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась и ликовала. (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением людей с плакатами «Ура! Гагарин»; заголовки и фото в газете от 13.04.1961 года, высказывание зарубежных народов).
После полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них и женщины – Валентина Терешкова и Светлана Савицкая (показываем фото).
Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос (портрет).
Сейчас совершаются совместные полёты с космонавтами разных стран. Труд космонавтов удостоен высоких наград. Люди стремятся познать все далёкие и неизведанные новые планеты и звёздные дали.
Кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет, изобретёт такую ракету, на которой люди смогут преодолеть большие расстояния и открыть новые планеты.
Лепка «Ракета»
«Сделай ракету из пластилина и она доставит письмо на космическую станцию».
Материал: пластилин черный, белый, красный, синий; стек; зубочистка; доска для лепки.
- Ребята, нам надо отправить поздравительное письмо на космическую станцию. Как мы можем передать?
- Ракетой.
- Правильно.
1. Возьмите белый пластилин и сделайте из него овал. Прижмите каждый коней овала к столу. Это корпус ракеты.
2. Из чё рного: наконечник ракеты, тонкую колбаску для разделения секторов и короткие для нижнего модуля.
3. Сделайте иллюминаторы: из синего две лепёшки. 2 - иллюминаторы, 1 – подставка для ракеты.
4. Сделайте крылья ракеты: из белого пластилина скатайте овал, а потом придайте форму крыла.
5. Из красного: добавьте детали ракеты.
Литература:
1. А. Леонов «Освоение космоса», «Первый в космосе»
2. В. Севастьянов «В космос»
3. М. В. Водопьянов «Космонавт-1»
4. Атлас Земли. М. 2003
5. Атлас по астрономии. М. 2003
6. Большая энциклопедия дошкольника. М. 2002
7. Клушанцев П. Ф. «О чём рассказал телескоп». Л. 1987.
8. Николаева С. Н. «Юный эколог». М. 2002
9. Томилин А. «Как люди открывали землю». Л. 1981.
10. В. Бороздин «Необыкновенная школа», «Поехали», «Тренировки».