Любовь Борисовна Черникова
Конспект занятия в подготовительной группе «Экологический суд» с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
дать элементарные представления об источниках природы, познакомить с экологически неграмотным поведением человека, которое привело к необратимым последствиям, научить понимать необходимость бережного отношения к природе, умение видеть ее красоты.
Развивающая среда:
Мультимедийная презентация: с изображением зверей, птиц, насекомых; моря, лес, гор, озер. Красная птица, письмо детям от животных, птиц и насекомых.
Костюмы:
тигра, собаки, судьи, птиц, бабочек, рыб.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Экологический суд“ с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Предварительная работа:
Беседа на тему «Что такое экология?», «мир во круг нас»,»Кто в лесу главный?». КВН на тему «Природный мир во круг нас». Рассматривание иллюстраций диких, домашних, экзотических животных. Загадывание загадок, заучивание стихов о природе.
Взаимодействие с родителями:
Совместная экскурсия в лес, поход к речке. Сбор гербария.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Здравствуй природа! Здравствуйте, птицы – соловьи, совы, воробьи, голуби! Здравствуйте звери – зайцы, медведи, белки, волки! Если бы человек каждый день вот так здоровался не только со своими родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают может быть растения и животные, которых мы никогда не увидим они исчезли, вымерли. И виноваты в этом люди. А знаете ли вы, какие животные вымерли на нашей Земле?
Дети:
Мамонты, динозавры.
Воспитатель:
Иногда мы слышим – человек царь природы, но кто поставил человека царем природы? Сам человек! Ребята, что такое природа? А может ли человек жить без природы?
Дети:
Без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев человек не сможет жить.
Воспитатель:
Все о чем вы рассказали, все это дает нам природа, а взамен она просит бережного отношения к себе. К сожалению ни растения, ни животные не умеют говорить. А если могли, чтобы они сказали? Давайте пофантазируем.
Дети:
Березка сказала бы – ребята, не дергайте мои косички, мне очень больно и т. д.
Воспитатель:
Ребята, сегодня пришло письмо на наш адрес: г. Самара, поселок береза, детский сад № 397 группа № 7. Хотите узнать, что в нем написано? Воспитатель зачитывает письмо.
Мы в опасности, просим вас защитить нас! Звери, птицы, насекомые, рыбы.
Воспитатель:
По поводу защиты природы мы открываем заседание экологического суда.
Судья – воспитатель:
Главный обвинитель Уссурийский тигр (он давно занесен в Красную книгу, но человек по сей день продолжает уничтожать это животное). Защитние человека (адвокат) – «собака» - воспитатель. Присяжные заседатели – все дети.
Судья:
Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается. Слово главному обвинителю –Тигру. Прошу пройти к трибуне, мы вас слушаем уважаемый тигр!
Тигр:
Мне трудно говорить и не только потому, что таких, как я, осталось очень мало, я боясь еще много растений и животных исчезнут так же как мы. Я не могу понять одного, ведь человек сам часть природы, кто дал ему право убивать животных? Кто дал ему право решать вредные они или опасные? Вот, например голуби, их почти всех уничтожил человек – ради вкусного мяса. Крупная нелетающая птица Дронт – уже никогда (страшное слово) не будет жить на Земле.
Где бы ни появился человек, он везде что-нибудь разрушал, кого-нибудь убивал. А что происходит с воздухом, водой, почвой. Люди! Оглянитесь!
Судья:
Какого наказания, уважаемый тигр, заслуживает человек?
Тигр:
Он уже наказал и продолжает наказывать сам себя. Свое мнение я выскажу позже.
Судья:
Теперь слово защите. Уважаемый адвокат ваше слово.
«Собака» – адвокат:
Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним, но поверьте, человек заслуживает уважения. Он старается защитить растительный и животный мир. Он создал заповедники – охраняемые участки Земли, где нельзя строить, мусорить, обрабатывать Землю, можно только приходить с фотоаппаратом и видеокамерой и просто любоваться красотой природы.
Адвокат предлагает послушать стихотворение.
Ребенок:
Если деньги накопить
Можно многое купить
Дом, одежду и завод
Самолет и пароход,
Но нельзя купить росу,
птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Дерево, трава и птица
не всегда умеют сами защититься.
если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Адвокат – собака:
А еще человек создал Красную книгу – сигнал опасности (показывает книгу, в нее он заносит редкие растения птиц и животных.
Судья:
Теперь давайте выслушаем свидетелей со стороны обвинения – воздух.
Воздух:
Я в больших городах сильно загрязнен. Это происходит из-за выхлопных газов машин, свалок мусора, автостоянок, дым костра тоже грязный и вредит природе и человеку тоже. (Предлагает ребенку прочитать стихотворение).
Ребенок:
Вот труба – над нею дым,
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною – не пойму.
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
Здесь вопрос любому ясен:
Грязный воздух нам опасен.
Судья:
Уважаемый воздух, разрешите задать вопрос присяжным? А вы, ребята, видели где – нибудь грязный воздух?
Дети:
Возле гаражей, свалок, возле работающей машины…
Судья:
Можно там играть?
Дети:
Нет.
Судья:
Почему?
Дети:
Воздух там опасный для здоровья.
Судья:
Где приятнее гулять?
Дети:
В лесу, парке.
Судья:
Какой воздух среди деревьев? Можно ли лес назвать»зеленым пылесосом»?
Дети:
Зеленые листья деревьев могут улавливать и всасывать пыль, грязь воздуха.
Судья:
Что человек должен сделать, чтобы воздух стал чище?
Дети:
Не мусорить, сажать больше деревьев.
Судья:
Вызывается второй свидетель – Вода.
Вода:
Меня постоянн6о отравляют вредными веществами, отходами. Даже во льдах Арктики (показывает слайд Карта Арктики) нашли следы стирального порошка. Из – за чего, во многих реках, стало опасно брать воду для питья, купаться. Мальки рыб рождаются больными. Люди моют машины у реки, тем самым загрязняя ее и делаю непригодной для жизни.
Судья:
Уважаемая, Вода, я хочу заслушать свидетелей Рыб. (Выходят дети – «рыбы» читают стихотворение)
1 ребенок:
Трудно стало жить в реке
Каме, Волге и Оке
Ах судьба наша жестока –
негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
2 ребенок:
Негде взять воды напиться
Лучше сразу утопиться
С ферм навоз течет рекой
Нарушает наш покой.
И краса венцами слыли
А теперь краса угасла
Из – за дизельного масла.
3 ребенок:
Мы сегодня изменились
Будто двести лет не мылись
В пятнах краски чешуя
Мы не выживем здесь, да!
Судья:
Обращается к присяжным детям.
Уважаемые присяжные, а вы когда – нибудь отдыхали у воды?
Много ли там жителей воды?
Какие меры нужно принимать, чтобы вода была чистая?
Дети:
Не бросать мусор, навоз, не мыть машины и т. д.
Судья:
Вызывается еще один свидетель обвинения – Почва.
Почва:
Чтобы появилась почва, нужно много – много лет. А вот погибнуть ей можно быстро. Человек вносит в почву минеральные удобрения – она заболевает и становится опасной для всего живого. Люди разводят костры, наносят ожоги, которые долго не заживают. Посыпают дорожки солью, чтобы не было скользко, а весной, после таяния снега, соль попадает в почву и отравляет ее.
Судья:
Уважаемая, Почва! Разрешите выслушать вашего свидетеля «Червячка дождевого».
Чтение стихотворения.
Берегите почву, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле земляники,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите почву, берегите!
Судья:
Слово защите.
Адвокат – собака:
Да обвинение серьезное. Но человек стал строить заводы с фильтрами, которые очищают грязную воду, стараются сократить выбросы дыма в воздух, начали выпускать машины, работающие на солнечных батареях.
Судья:
Спасибо уважаемый адвокат. Объявляю перерыв – физ. минутка.
Судья:
Продолжаем слушать показания свидетелей. Приглашаются бабочки «Павлиний глаз» и «Шоколадница».
Павлиний глаз:
И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем заповедники и Красную книгу создают! Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать его.
Шоколадница:
Как простить если до сих пор меня ловят в лесу все кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красивой. Как же убедить людей, что красивые мы только в полете на воле. С каждым годом нас становится все меньше и меньше.
Судья:
Спасибо бабочки. Уважаемые присяжные как вы думаете, почему бабочки обиделись на человека? Видели ли вы, как их ловят? А вы ловите бабочек? Какую пользу приносят бабочки человеку?
Дети:
Они опыляют растения, переносят пыльцу на своих ножках.
Судья:
Послушаем следующего свидетеля – Ландыш.
Ландыш:
Люди рвут нас не задумываясь. А ведь чтобы я зацвел с того времени как упало семечко в землю, должно пройти 10 лет. Из меня готовят ландышевые капли для лечения сердца. И что я получил за доброту? Читает стихотворение:
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Судья:
Уважаемые присяжные, как вы думаете, почему цветы сердятся на человека? Можно ли рвать цветы?
Дети:
Нет, лучше любоваться, фотографировать и т. д.
Судья:
Следующий свидетель – Птица.
Птица:
Все животные и растения интересны, но наибольший интерес к природе вызываем мы, птицы. Кому – то хочется посадить нас в клетку, кому – то нужны наши пуховые перья, кому – то мясо. Огромное количество птиц исчезло с нашей Земли.
Судья:
А вы любите слушать пение птиц? Как вы помогаете птицам?
Дети:
Зимой вывешиваем кормушки, а весной – скворечники.
Судья:
Как птицы помогают человеку?
Дети:
Защищают растения от вредных насекомых.
Судья:
Мы выслушали свидетелей. После того, что мы сегодня узнали, что же нам делать? Давайте послушаем защитника.
Собака – адвокат:
А я вот что хочу сказать. Да, то, что сделал человек с природой ужасное преступление, но ведь только человек может что – то исправить. именно человек создал Красную книгу, создает заповедники и охраняет их. К счастью люди на земле разные и вы об этом знаете, уважаемый судья.
Судья:
Да! Не отрицаю. Только благодаря человеку многим животным и растениям удалось выжить. Уважаемые присяжные – дети! Каким образом человек может исправить свои ошибки. Ответы детей.
Судья:
Прошу внимания! Внимательно изучив материалы дела, суд выносит следующее решение:
Без животных, птиц, растений, насекомых, без чистого воздуха, чистой воды, человек не сможет выжить.
Все-все на свете, на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и нелепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Оглашается приговор:
пусть человек исправит то, что можно исправить. А если не исправит, тогда его может постичь участь многих исчезнувших животных, птиц, насекомых. Все согласны с приговором!
Ответы детей.
Судья:
заседание закрыто.