Алла Баранцева
Конспект занятия на тему «Вода-путешественница» в подготовительной группе (НОД «Мир природы»)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Вода – путешественница» для детей подготовительной группы. Познавательно-исследовательская деятельность (Мир природы)
Автор: воспитатель первой категории Баранцева Алла Олеговна, МАОУ прогимназия «Кристаллик» (г. Саратов)
Цель:
*познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»; *раскрыть на доступном уровне причины и сущность этого процесса;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
*дать представление о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и парообразном);
*обобщить знания о свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха, текучесть, отсутствие собственной формы);
*продолжать обучать детей проводить исследовательские действия, делать собственные предположения и выводы;
*расширять кругозор детей.
Материалы:
стакан с чистой водой; 2 салфетки (влажная и сухая) и утюг; лист ватмана и маркеры; колба с горячей водой и блюдечко; колпачки синие и красные (общим числом по количеству детей) и воздушные шарики;
пластмассовые формочки со льдом; карточки для игры «Построй цепочки».
Ход занятия:
(Дети сидят на стульях)
Восп-ль вносит стакан, накрытый платком, и сообщает детям, что в нём находится то, о чём сегодня пойдёт речь на занятии. Но чтобы узнать, что это такое, надо отгадать загадку.
1.
Отгадывание загадки:
Без неё не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Без неё, как говорится,
Ни туда, и ни сюда!
Даст напиться и умыться
Всем нам нужная… (вода)
2.
Беседа с детьми
. Восп-ль снимает платок со стакана, предлагая убедиться в правильности догадки и доказать, что там действительно вода. Задаёт ряд вопросов, выявляющих представления детей о свойствах воды (опираясь на знания, полученные на прошлом занятии, они должны отметить прозрачность жидкости, отсутствие цвета, запаха и вкуса; её способность перемещаться (она жидкая, не имеет собственной формы, поэтому может течь, литься, капать, только для этого надо вылить её из стакана, например, на пол, на стол, в большую ванночку и т. д.)
Восп-ль говорит, что вода – настоящая путешественница, и спрашивает, не хотят ли дети узнать, где она бывает в своих странствиях. Воспитатель продолжает: «А ведь вода ещё и волшебница – чтобы ей было удобнее перемещаться с места на место, она научилась принимать совершенно разный облик. А вот во что может превращаться вода, мы сейчас увидим. И поможет нам в этом мой знакомый профессор Знайкин, который согласился на время открыть в нашей группе маленькую лабораторию».
(Дети встают со своих мест и подходят к
демонстрационному столу, где опыт проводит профессор Знайкин)
3.
Проведение опыта №1
(демонстрирует, как вода превращается в пар)
Берётся две салфетки и утюг; одна салфетка смачивается водой, другая остаётся сухой. Сначала обе их гладят холодным утюгом (отмечается, что никакого эффекта нет, затем утюг нагревают и замечают, что при проглаживании мокрой салфетки раздаётся шипение, из-под утюга идёт пар,
а салфетка оказывается сухой. Куда же делась вода? Испарилась, превратилась в пар. Детям предлагается подумать, где ещё можно увидеть пар (пар от дыхания на улице в морозную погоду; пар из кипящего чайника) и как ещё можно было бы высушить салфетку? (на обогревателе или на верёвке, чтобы его обдувало воздухом). Вывод: два условия быстрого испарения воды: тепло и ветер.
4.
Составление схемы испарения воды
(дети у доски)
Восп-ль просит с помощью значков изобразить на листе ватмана, как вода испаряется из большого водоёма в природе.
5.
Физминутка «Капельки скачут»
(подвижная игра с воздушными шариками в сопровождении музыки).
(Дети собираются на ковре)
Ребята делятся на две команды: тёплого воздуха в красных колпачках и холодного – в синих. Воспитатель объясняет, что, когда тёплый пар прикасается к холодному воздуху, он опять превращается в крохотные, лёгкие, как пух, капельки воды, которые отлично держатся в воздухе и всё время перемещаются. Тёплый воздух подбрасывает их ещё выше, а холодный тащит вниз, они как будто танцуют.
Детям предлагается изобразить это движение, используя вместо капелек воздушные шарики (пока звучит музыка «тёплые» пытаются забросить шарики в натянутую на высоте сетку, а «холодные», стоя на возвышении, сбрасывают их оттуда; когда музыка прекращается, подсчитываются «капельки» в сетке и на полу и выясняется, кто был более ловким и быстрым и лучше сделал свою «работу»).
Восп-ль отмечает, что и тёплый, и холодный ветер очень хорошо потрудились. Они собрали вместе много – много капелек, которые быстро подружились и в небе образовалось… А вот что там появилось дети узнают, отгадав загадку.
6.
Отгадывание загадки:
Белую вату, лёгкую вату
По небу ветер гонит куда-то.
(облака)
(схема на доске дополняется изображением облаков)
7.
Беседа с детьми.
Восп-ль просит детей представить, что таких дружных капелек становится в небе всё больше и больше, наконец всё небо затягивает облаками, и подумать, что же случается с ними дальше (дети предполагают, что должен пойти дождь и рассуждают о причинах этого явления).
(Дети подходят к демонстрационному столу)
8.
Проведение опыта №2,
(демонстрирует, как образуется конденсат)
Колба с горячей водой накрывается блюдцем, затем запотевшее блюдце снимается, и дети наблюдают, как с него начинает капать вода.
(схема на доске дополняется изображением дождевых капель)
9.
Физминутка.
Кто стучит по нашей крыше?
На прогулку дождик вышел!
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт!
(Дети садятся на стулья)
10.
Дидактическая игра «Построй цепочки»
Дети выстраивают из карточек две логические цепочки, показывающие, что происходит с водой, когда она попадает на землю: 1. ручей – река (пруд, озеро) – море – океан; 2. лужа – подпочвенные воды – родник (ключ).
11.
Беседа с детьми.
«Вот наша путешественница вода и вернулась снова в водоёмы, - подытоживает восп-ль. - За время своих странствий она прошла огромный круг, поэтому путь её и назвали
круговоротом
(дети повторяют новое слово).
Затем восп-ль «вспоминает», что на улице зима, спрашивает, куда же делась вода сейчас и предлагает посмотреть, что стало с водой в тарелочках, оставленных на морозе (вода замёрзла и превратилась в лёд). Дети отмечают сходства и различия между водой и льдом (они прозрачны, бесцветны, не имеют вкуса и запаха, но она жидкая, а он твёрдый). Вывод: вода может быть не только жидкой и парообразной, но и твёрдой.
12.
Итог занятия и переход к другому виду деятельности.
Восп-ль просит детей вспомнить, о чём они узнали на занятии (о круговороте воды, о том, что она может быть в твёрдом, жидком и парообразном состоянии). Затем отмечает, что они не поговорили ещё об одном зимнем превращении воды – снежинке, а ведь у неё тоже есть свой секрет. Дети приглашаются в игровую комнату, чтобы поиграть в игру, которая этот секрет и раскроет.