Карякина Ирина Сергеевна
Конспект занятия в подготовительной группе «Сказки народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Воспитывать у детей дружески чувства к детям и взрослым разных национальностей.
• Расширять представления о родной стране.
• Познакомить детей с народами Севера, уточнить знания об их жизни и труде, играх, сказках.
Материал:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Сказки народов Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки народов Севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Иллюстрации о Севере, презентация «Мы на севере живем», Лэпбук «Сказки Ямала», чтение сказок народов Севера «Кот», «Про северное сияние», «Почему у зайца длинные уши?» «Северный ветер».
Ход занятия
Дети становятся в круг, под музыку в кабинет заходит гостья в хантыйском костюме.
-Здравствуйте,ребята! Давайте с вами знакомиться! Меня зовут сказочница –Хадне. Я шла к вам с самой тундры, чтобы рассказать о кочевых народах севера, о их жизни, сказках и играх. Давайте, сядем с вами на ковер, и представим, что сидим в тундре у костра.
Свет приглушен в кабинете, посередине ковра стоит горящий фонарь, дети садятся по кругу, звучит музыка народов Севера.
Сказочница-Хадне : Далеко на Севере, где тянется снежная, суровая зима, где можно проехать только в оленьей упряжке, живут ненцы, якуты, эвенки, чукчи, эскимосы, нанайцы, коряки и другие народы.
Земля на Севере промерзает глубоко, поэтому здесь растительность бедная. Растут карликовые березы. Они не высокие, корни деревьев уходят не глубоко в землю (показ репродукции «Север»). На Севере очень много озер.
- Ребята, мы с вами рассматривали картину, вы много слышали рассказов о народах Севера, стихов. Скажите, какое время года длиться очень долго? (зима).
- Правильно, зима, очень снежная и холодная. А лето хоть на Севере и короткое, но в эту пору бывает очень жарко. Дети купаются, загорают, а осенью собирают грибы и ягоды.
-Вы немного притомились. Давайте с вами разомнемся и сыграем в игру, которую любят играть мансийские дети «Смелые ребята»
Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый, ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.) - Вы смелые ребята? - Смелые! - Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я! - Бегите! Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей. Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!»,
увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.
Сказочница-Хадне : Молодцы какие! Какие вы ловкие! Справились с игрой! А теперь давайте с вами посмотрим презентацию «Мы на севере живем».
Дети садятся за столы. На экране презентация «Мы на севере живем»
- А как одеваются на Севере дети и взрослые? (в меховую одежду).
- Да, детям и взрослым мороз не страшен, они все тепло одеты в меховую одежду - малицу (показ кукол в национальных костюмах) и унты, парку.
- Что такое малица? (верхняя одежда).
- А что такое унты? (меховые сапоги).
- А знаете, дети, что вся одежда народов Севера украшена умельцами национальной вышивкой.
- Народы Севера умеют хорошо веселиться. Они устраивают веселые национальные праздники. У них свои национальные танцы, песни, говорят на своем родном языке. И вот, в один из национальных праздников устраивают веселое катание на оленьей упряжке (показ картинки).
- Как называется легкие длинные сани? (нарты).
- На Севере разводят оленей. Их огромные стада пасутся в Тундре. Кто помнит, что едят олени? (мох).
- Как олени зимой добывают мох?
- На Севере живут разные народы и многие из них занимаются оленеводством. Олени – очень полезные животные. На них ездят зимой по бездорожью. У оленей вкусное мясо, теплый мех. Оленеводы заботятся об оленях, пасут стада.
- Народы Севера очень хорошие охотники.
-Так же у народов есть свое устное, народное творчество. Сказки передаются из поколение в поколение, из уста в уста. Раньше у малых народов не было ни книг, ни машинок и компьютеров. Все информация передавалась от старшего поколения к младшему. Зачастую, это бывало возле костра, собиралась вся семья, или внутри чума, возле печки, старейшина в семье рассказывал, сказки и делился опытом оленеводства и рыболовства.
-Посмотрите ребята, я вам принесла необычную книгу, называется она лэпбук «Сказки Ямала». В этой книжке собраны уникальные сказки, разных коренных народов севера, и к каждой имеется своя мозаика. Вы поможете мне собрать картинки по этим сказкам?
Дети собирают, картинки.
-Какие вы молодцы! Ну что ж, мне пора в тундру, другие ребята заждались моих сказок. Давайте напоследок сыграем еще в одну очень интересную, ненецкую игру, называется она «Хейро».
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Сказочница-Хадне : Спасибо вам за игру ребята! До новых встреч, до свидания!