Симона Сергиенко
Конспект занятия в подготовительной группе «Самара многонациональная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с национальностями людей живущих в городе Самара и их традициями.
Задачи:
Образовательные: Расширять и закреплять знания детей о родном городе. Познакомить детей с культурой народов живущих в городе Самара. Дать детям представление о национальных костюмах народов живущих в городе Самара.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Самара многонациональная“» размещена в разделах
Развивающие: Развивать интерес детей к обычаям, традициям, народным костюмам людей разных национальностей. Развивать любознательность, память, логическое мышление. Развивать связную речь детей. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать уважение к людям разных национальностей. Воспитывать чувство любви к своему городу.
Методы и приёмы: Игровой, словесный, наглядный, практический.
Оборудование: Карта Самары, презентация: «История Самары», куклы в национальных костюмах, набор №7 «Дары Фрёбеля», шаблоны из белого картона: рубаха и сарафан, иллюстрации народов: россияне, татары, мордва, чуваши и их традиционных блюд.
Литература: Г. М. Блинова «Познавательное развитие дошкольников»
Логика:
-Здравствуйте ребята, сегодня я хотела бы поговорить о нашем родном крае…Скажите пожалуйста, в каком городе мы с вами живём? (Ответы детей.)
-Правильно ребята! А на какой реке стоит наш город Самара? (Ответы детей.)
-Молодцы! Про Волгу поют песни, складывают стихи. А как русский народ называет Волгу? (Ответы детей.)
-Почему её называют великой? (Ответы детей.)
-Да, Волга берёт своё начало от северных широт России на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море на юге страны. Много городов стоит на Волге, но есть один, самый родной и красивый- наша Самара!
-Ребята, я хочу вам предложить отправиться в путешествие по Самаре.
Презентация: «История Самары»
Слайд 1: Самара была основана, как сторожевая крепость «Самарский Городок». Сначала в крепости жили исключительно солдаты, но постепенно здесь развилась торговля и начали появляться дома.
Слайд 2: Позже наш город носил название Куйбышев, в честь государственного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева, но потом был переименован в Самару.
-Ребята, скажите, пожалуйста, что есть у каждого города? (Ответы детей)
-Правильно, как и у каждого города, так и у Самары есть свой герб и флаг.
Слайд 3: Герб представляет собой щит, в центре которого изображена в лазуревом поле стоящая на зелёной траве дикая белая коза». Щит увенчан золотой императорской короной.
- А знаете ли вы, ребята, как выглядит флаг Самары? (Ответы детей.)
Слайд 4: На прямоугольном полотнище флага из трёх горизонтальных полос изображен герб городского округа Самара и надпись «Самара. Полосы флага имеют следующую расцветку: верхняя — красный, средняя — белый и нижняя — голубой цвет.
Слайд 5: В Самаре проживает более миллиона человек. Мы с вами россияне. Но все мы очень разные. Много людей разных национальностей живут в нашем городе. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции и язык.
-Самару называют многонациональным городом, как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
-Да, молодцы, всё верно. Большинство проживающих народов это русские, татары, чуваши, мордва.
-А сейчас, давайте, немножко отдохнём и разомнёмся.
Физкультминутка: «Мы по городу шагаем»
Мы по городу шагаем, (шагаем на месте)
То, что видим, называем (повороты головой в лево и право)
Ярмарки и магазины,
Скверы улицы, мосты,
И деревья и кусты! (Подтянулись вверх и присели)
-Ну вот, мы немножечко отдохнули, а теперь продолжим наше путешествие.
-Я приглашаю вас на выставку национальных кукол.
Рассматривание кукол в национальных костюмах.
-Русский народ всегда славился гостеприимством. Гостей встречали хлебом – солью. Ребята, а вы знаете, какими блюдами знаменита русская кухня? (Ответы детей.)
-Самые знаменитые блюда русской кухни это конечно же щи, пельмени, блины, винегред. (Дети рассматривают иллюстрации блюд.)
-А теперь давайте рассмотрим русский национальный костюм. Как одета женщина? (Ответы детей.)
-Женщины носили сарафаны, а под сарафан надевали длинную рубаху. Подол рубах украшали вышитым узором. Обратите внимание, женщины России носили кокошники. В орнаменте использовался белый бисер, фольга, стекла и речной жемчуг.
-Ребята, а посмотрите, как одет мужчина? (Ответы детей.)
-Дети, давайте на карту Самары прикрепим картинку представителей русского народа. (Дети идут к карте и прикрепляют картинку.)
-Теперь, я хочу вам предложить из конструктора выложить узор национального русского костюма.
Воспитатель раздаёт мальчикам шаблон рубах из белого картона, а девочкам-сарафаны.
-Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Мой город»
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изображают бинокль)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по одному)
А Дом Торговли-два,
Три-фонтан удалец,
Четыре-ледовый наш дворец,
Пять-по парку я гуляю,
Всякий уголок в нём знаю. (хлопки)
Шесть-на стадион хожу,
Там с коньками я дружу. (хлопки)
Семь-конечно детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд. (хлопки)
Восемь-детская площадка,
Здесь качели и лошадка. (хлопки)
Девять- «Мега» магазин,
Много ярких там витрин. (хлопки)
Десять-это школа, дети!
Узнаёшь там всё на свете! (хлопки)
Очень любим город наш! (поочерёдно переставляем кулачки)
Он красив и дорог!
Конструирование: «Узор русского национального костюма»
Дети начинают работу.
-Молодцы ребята, вы очень постарались и у всех получились отличные наряды.
-Давайте посмотрим дальше, следующий национальный костюм принадлежит татарам. (Дети рассматривают и описывают костюм.)
-Женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. На голову женщины одевали калфак. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол. А на голове носили тюбетейку.
Как и россияне, татары имеют свои национальные блюда, это: чак-чак, плов, тутырма. (Дети рассматривают иллюстрации блюд.)
-Ребята, а как вы думаете, чем ещё отличаются разные народы? (Ответы детей.)
-Каждый народ имеет свою культуру и традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Правильно, это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, игры. И сейчас я вам предлагаю поиграть в татарскую народную игру: «Продаём горшки»
П. И. : «Продаём горшки»
(Играющие делятся на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.)
-Вот и мы немного окунулись в традиции татарского народа…И сейчас давайте прикрепим на карту Самары картинку с изображением представителей татарского народа. (Дети идут к карте и прикрепляют картинку.)
-Давайте продолжим наше знакомство.
-Следующий национальный костюм принадлежит мордовскому народу. Ребята, а какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Ответы детей.)
-На голове женщины носили «Сороку». Сорока – это мордовский женский головной убор, она вышита бисером. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение- сюлгам.
-И конечно же хочу немного рассказать о традиционных блюдах мордовского народа: азу (мясо с добавлением овощей, пъянти (запеченная говядина в сметане и бульоне.) (Дети рассматривают иллюстрациии блюд.)
- Теперь прикрепим на карту Самары картинку с изображением представителей мордовского народа. (Дети идут к карте и прикрепляют картинку.)
-Следующим мы рассмотрим женский чувашский костюм, он представлял собой: рубашку с нагрудными медальонами - кeскe, халат, передник. Головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом, сурпан (полотенцеобразные повязки, чалма (повязка поверх сурпана).
- И чувашский народ богат своими национальными блюдами. Названия этих блюд очень необычны для нас. Шарку-это свинные ножки запечённые с картошкой, луком и шпиком, хуплу -мясной пирог с картофелем. (Дети рассматривают иллюстрации блюд.)
-Осталось прикрепить на карту картинку с представителями чувашского народа. (Дети идут к карте и прикрепляют картинку.)
-Прелдагаю, проверить как вы запомнили традиционные блюда разных народов и поиграть в игру.
Д. И. «Блюда народов Поволжья»
(Показать детям карточки с изображением людей разных народов Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва. Подобрать к каждому народу картинки с изображением национальных блюд: Русские: щи, пельмени, винегред;
Татарские: чак-чак, плов, тутырма;
Мордовские: азу, пъянти;
Чувашские: шарку, хуплу.
-Ну вот ребята, мы с вами и познакомились с традициями, народными блюдами и костюмами разных народов, живущих в Самаре.
-И к завершению нашего путешествия по Самаре, хочу с играть с вами в игру, которая называется «Продолжи»
Дидактическая игра: «Продолжи»
(Воспитатель говорит фразы, а дети должны их продолжить)
-Наш город называется…
-Жителей нашего города называют…
-Наш город стоит на реке…
-Люди разных национальностей живут в Самаре, таких как…