Елена Юшкина
«Звуки [х]-[х’]. Хомячок-хвастунишка». Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки Х, ХЬ. Хомячок-хвастунишка»
Цели:
образовательные
-закреплять умение правильно произносить поставленные звуки;
- развивать фонематический слух: умение выделять в тексте слова со звуками Х. ХЬ;
-совершенствовать умение составлять слова из данных звуков и букв, называть ударный гласный в слове;
- совершенствовать навыки словообразования;
развивающие:
-развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы, умозаключения;
- развивать мышление, зрительную и слуховую память, наблюдательность;
воспитательные:
-обогащать эмоциональный мир ребенка, развивать у них чувство скромности и доброты;
-формировать умение грамотно излагать своё мнение.
Материалы и оборудование: хомячок Хома (мягкая игрушка); схема «Расскажи о звуке»; мяч; магнитные буквы; дидактическая игра-лабиринт «Лесные зверята и их мамы»; игрушечные стручки гороха, корзинка с мухоморчиками, картинка "Подсолнухи"; мешочек с угощением.
Ход НОД
1. Оргм омент. Игра с мячом «Скажи наоборот»
-Начнем наше занятие с разминки- игра «Скажи наоборот».
Плохой -… толстый -… горячий -… веселый - хмурый мокрый -… громкий -… трусливый - храбрый
- Молодцы! Садитесь за столы. Вспомните слова, которые вы называли. - Какой звук слышится во всех словах? - Правильно, это звук Х. Он и будет «главным звуком» на нашем занятии. А в каком из названных вами слов слышится «мягкий братец» звука Х?
2. Сообщение темы занятия. «Знакомство» с хомячком Хомой
- Есть такое слово «скромный», а наоборот? (хвастливый).
- Про кого говорят, он- хвастливый? Хвастун что любит делать? Хорошо быть хвастливым или нет – попробуем разобраться.
- Сегодня к нам в гости «пришел» хомячок. Как его зовут – угадайте! Его имя состоит из букв: А, О, Х, М. Кто догадался, как зовут хомячка? (ребенок составляет слово из магнитных букв). Правильно написано слово? Это имя, а имена пишем …
-Сколько в слове гласных? Какой из гласных ударный? Если в слове два гласных – значит в слове и два …
- Наш гость Хома утверждает, что он все и обо всем знает, все умеет. Поэтому друзья называют его …правильно - хвастунишкой. Хомячок всем говорит, что его имя начинается с гласного звука! Вы согласны с ним?
-Кто расскажет Хоме о звуке Х?
- Запомнил, Хома?
3. Фонетическая зарядка «Звуковые снежки»
- Если несколько звуков «подружатся» -«станут» по порядку, то получается слово. - Хома, какое получается слово из звуков «А, Х?» Верно, АХ! А из звуков «М, О, Х»?
- «ОХМ»! Ребята, есть такое слово? Слово всегда что-то обозначает. Поможем хомячку – научим его составлять слова из звуков?
- «П, У, Х»; «М, У, Х, И»; «Д, У, Х, И»; «З, А, П, А, Х»; «Х, У, Р, М, А»; «Х, А, Л, А, Т»
4. Согласование существительных с числительными. «Раз горох, два горох…»
- Хомячок любит всем рассказывать, как он хорошо умеет считать. Зайдет он в свою кладовочку и начинает пересчитывать запасы: «Раз горох, три горох, четыре горохов…» Правильно посчитал стручки гороха Хома?
-Кто поможет Хоме правильно посчитать? (один горох, два гороха, …).
- Лосенок- друг Хомы принес корзиночку с мухоморами. Не удивляйтесь, ведь для лосей мухоморы- не ядовитые грибы, а лечебные. Посчитай, сколько мухоморов в корзинке.
- Возле Хоминой норки растут необычные растения… подсолнухи. Сколько здесь подсолнухов?
- Вот, Хомочка, как надо считать! Что мы посоветуем хомячку?
5. Физминутка «Хомина зарядка»
Хомка-хомка, хомячок, Подметает Хома хатку Полосатенький бочок. И выходит на зарядку. Хома раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять! Щечки моет, шейку трет. Хома хочет сильным стать.
6. Слушание сказки «Хомка-хвастунишка» (по Г. Юдину)
- Как-то раз пришли к Хоме его друзья: лосенок, ежонок, бобренок, зайчонок, бельчонок, барсучонок. Сели зверята рядышком с хомячком, чтобы послушать его удивительную историю.
«Хотите верьте, хотите нет, — начал хомяк, — а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего. Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался! Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю" да "хрю-хрю!" Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку елки.
- Ух ты! —захихикали зверята.
- Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большие змеи, спят. Храпят на всю Африку. Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом я.
- Что, что потом? — хором спросили друзья.
- Я. потом.
- Да не тяни же ты! — взмолились зверята.
- Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка. — Вы думаете, так легко придумывать про то, чего ни когда не делал и не видел?»
- Кто запомнил слова из Хоминой истории, в которых слышатся звуки Х и ХЬ?
- «Ну ты и хвастунишка, Хома! Такого не бывает! Опять ты расхвастался!» - пожурили хомячка зверята.
- Какие небылицы в истории хомячка вы запомнили? (ответы детей)
- Как вы думаете: хвастать - это хорошее качество? (ответы детей)
- Хвастать – некрасиво. Тебе никто не будет верить. Если хвастаешься, то и умей делать все, о чем говоришь, т. е. отвечай за свои слова. Чтобы не было так: «Хвастовства – полный мешок, а в мешке - пусто»!
- Тема эта важная, непростая. Я думаю, о хвастовстве нам надо будет еще побеседовать.
7. Образование имен существительных с помощью суффикса -их-. Игра - лабиринт «Зверята и их мамы»
- Пока зверята слушали Хомину историю- стемнело. Все поспешили по домам- ведь дома каждого ждала мама! Поможем "деткам" быстро попасть домой? (дидактическая игра «Зверята и их мамы»)
Ответы детей: «Дома зайчонка ждет мама-зайчиха…»
8. Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
- Хома принес для всех вкусное угощение, которое он сам очень любит. Оно готовится из семян подсолнечника, называется - угадайте по звукам: «Х, А, Л, В, А»!