Лариса Никошина
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о хлебе, какой путь проходит хлеб, прежде чем дойти до стола.
Задачи: Закреплять знание детей, о том, что хлеб – это продукт питания, получение, которого требует большого труда.
Развивать внимание, интерес, любознательность, познавательную мотивацию, речевую активность.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение труду хлеборобов.
Словарная работа: ржаной хлеб, элеватор, хлебозавод.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Предварительная работа: рассматривание и беседа по картинкам «Сбор урожая», «Рожь» И. И. Левитана. Просмотр презентаций о получении хлеба «Как хлеб на стол приходит». Чтение и разучивание стихов, пословиц, загадок по теме.
Рассматривание колосков и зерен ржи, пшеницы.
Ход занятия.
Пашут каждую весну
Поднимают тишину
Сеют, жнут, ночей не спят
С детства знай, как хлеб растят
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Посмотрите, сколько много на подносе хлебных изделий :
булки, батоны, ржаной хлеб, белый хлеб.
Долгий и трудный путь у хлеба, прежде чем мы его увидим вот таким душистым, аппетитным, вкусным с блестящей корочкой.
- Откуда же хлеб на стол пришел? Где начало этого пути?
(С хлебного поля).
- Назовите профессии тех людей, которые занимаются выращиванием хлеба.
(Хлеборобы, механизаторы, трактористы, комбайнёры, агрономы).
- Мы с вами рассматривали разные колоски. Вспомните, какие
зерновые культуры вы знаете?
(Рожь, пшеница, овес, кукуруза).
- Кто покажет рожь, пшеницу? Чем они отличаются друг от друга?
(Колосок пшеницы толще, чем ржи. Зерна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Из ржи получают муку темную, поэтому из нее пекут не булки, а хлеб).
- Много труда приходится выполнять людям, чтобы получить богатый урожай хлеба.
Какую работу надо выполнить, прежде всего, чтобы вырастить хлеб?
(Вспахать землю).
- Да, надо вспахать большие поля.
- Какие машины помогают пахать землю?
- Кто на них работает?
(Тракторы. На них работают трактористы.)
- Вспомните, как образно называют эти машины?
(Стальные кони).
- Нашим хлеборобам помогают умные машины… А раньше, это было давно, тракторов не было и землю пахали с помощью лошади. Хлеба выращивали мало, едва-едва хватало на еду, да и то, уже весной приходилось голодать.
- Когда землю подготовили – вспахали, что дальше будут делать хлеборобы?
(Сеять в землю зерно).
- Какая техника теперь приходит на помощь?
(Сеялка).
- А теперь давайте вспомним стихотворение о весеннем севе.
По земле сырой не жесткой, там, где тракторы прошли
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера, и позже,
До полночи с темнотой
Зерна сыпались, как дождик
Точно дождик золотой.
- После того, как посеяли зерно в землю, греет весеннее ласковое солнышко, наливаются колоски, созревает урожай.
Как еще заботятся об урожае?
(Зимой проводят снегозадержание, подкармливают удобрениями).
Рассматривание картины И. И. Левитана «Рожь».
- Поле заколосилось. Вот какое бескрайнее поле, как море нарисовал художник Левитан.
«Налилась золотистая рожь
И, как море волнуется нива».
- Наступает время уборки урожая. Какие теперь нужны машины? Отгадайте загадку:
Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет.
(Комбайн).
- Куда потом везут зерно на машинах?
(На элеватор – там его сушат и сортируют).
- Куда потом поступает зерно?
(На мукомольный завод (мельницу) – там из зерна получается мука).
- Как только отвезли зерно на элеватор, в поле выезжают трактора и начинают пахать землю.
- А куда дальше поступает мука?
(Ее везут на хлебозавод, там пекари пекут хлеб).
- Всю ночь пекари трудятся, чтобы рано утром, когда еще все спят, развезти его па магазинам. Утром люди могут купить свежий хлеб. Вот какой долгий и трудный путь у хлеба.
Все с хлеба начинается на свете
Об этом вы не забывайте, дети!
Давайте мы споем о том,
Как вкусный хлеб приходит в дом.
(Хоровод «Хлеб»).
- А сейчас послушайте рассказ про мальчика Гришу.
Хлеб. (Винокуров).
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный, душистый, с блестящей корочкой. Скоро Гриша наелся, а хлеба осталось еще много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?
«Он, он!» - закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: Я уже сыт, а хлеб остался. У нас хлеба много, не жалко.» Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что вырастил получил. А ты хлеб в грязь топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он остался…»
Ладно, - согласился дядя Матвей. - Если не знал – это другой разговор. – Поднял хлеб, положил его на ладонь. – В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо! – Отдал его Грише и ушел.
- Чему учит этот рассказ?
(Беречь хлеб).
- Как бы вы поступили на месте Гриши?
- Как можно беречь хлеб в детском саду?
(Брать столько, сколько ты сможешь съесть. Доедать кусочки хлеба.)
Хоть мы сейчас живем в такое время, когда
Да, много людей трудятся, чтобы хлеб к нам на стол пришел.
О хлебе слагают песни, стихи, пословицы.
Давайте вспомним пословицы о хлебе.
- Хлеб – всему голова.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
- Хлеб, да вода – богатырская еда.
- С хлебом русский человек – богатырь из века в век.
- И обед не обед, коли хлеба нет.
Мы с вами говорили, что когда уберут хлеб – зерно, на поле остается солома, она идет на корм скоту, на подстилку, а еще народные умельцы используют солому для создания красивых изделий, украшающих нашу жизнь.
Детям демонстрируются изделия из соломы – эстампы, шкатулки, аппликации.
Предлагается попробовать изготовить что-то из соломы дома с родителями.
Итог. - Что больше всего запомнилось из занятия?
- Какие выводы сделали?
- Повторим вместе, как издавна говорится в народе:
«Хлеб – всему голова».