Ольга Махова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Моя семья. Родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию
Тема: «Родословная»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Создать условия для формирования представления дошкольников о семье : составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Моя семья, Родословная“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Уточнение и обобщение знаний о семье через взаимосвязь с домом.
Формирование элементарных представлений о родословной и первичные навыки её построения.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию речевой активности, совершенствуя умение составлять небольшие рассказы, используя схему и употребляя в речи фамилию, имя, отчество родных; закрепление умения выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления при разгадывании кроссворда.
Воспитательные задачи:
Воспитание чувства любви и уважения к членам семьи, родным, родственникам, предкам.
Воспитание отзывчивости, желания прийти на помощь.
Воспитание уважительного отношения к труду всех членов семьи.
Словарная работа:
родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа:
1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, песен о семье, о доме.
2. Чтение произведений русского народного творчества: «Как рубашка в поле родилась», «Куй железо, пока горячо», «Как Мише сшили сюртук».
3. Повторение терминов родства: дедушка, бабушка, отец, мать, дядя, тетя, дочь, сын, племянница, муж, жена и т. д.) ; ласковых, уважительных, старинных форм терминов, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тётушка, дядюшка.
4. Изготовление семейных альбомов.
5. Составление рассказов о семье.
6. Составление дома, совместно с родителями кроссвордов о семье.
Материал
Семейные фотоальбомы, фотографии с разными семьями, выставка детских рисунков на тему «Семья»
Картинки с домами на мольберте
Картина «Русская славянская изба»
Яблочки с фотографиями родных
Аудиозапись песни: «Мир похож на цветной луг»
Макеты деревьев, избы, самовар, чайный сервиз, каравай для оформления зала.
Расставить атрибуты.
Проветривание, влажная уборка.
Организация и проведение занятия
(Дети под музыку входят в зал, встают в круг)
В. :
-Ребята посмотрите, сколько гостей собралось у нас, они хотят посмотреть и послушать, что же вы знаете о семье, и что такое родословная.
- Предлагаю вам поздороваться с гостями.
-А теперь все внимание на меня. Тема нашего занятия «Родословная – старинная русская традиция».
-Родословная, что же это за слово? Что оно значит? И мы сегодня с вами попробуем ответить на эти вопросы.
-Ребята, смотрите, а вот и письмо может здесь есть подсказка?
Письмо: Слово сложное для Вас
Но готовы вам помочь мы
В путь дорогу снаряжайтесь
Испытаний не пугайтесь
Пусть не легок будет путь
Трудностей в пути не бойтесь
Коли справитесь вы в срок
То и путь ваш не далек
Яблочки с собой возьмите
Отправляйтесь по следам
И ответ я Вам там дам.
-Ребята отправимся в путь, на поиски ответа
Д. : Да
Воспитатель: Глазки крепко закрываем, и на поиски шагаем,
Раз, два, три, где мы с вами посмотри.
-Где же мы с вами оказались?
-Ребята, это деревня. Из какого материала в деревне построены дома. ?
Д. : Деревянные, кирпичные, щитовые.
-Правильно. Посмотрите-ка, а вот и первое задание:
Игра: «Найди русскую избу»
В. : Посмотрите внимательно на изображения домов и скажите, где русская изба? (Дети показывают)
Как вы узнали русскую избу?
Д. : Она построена из бревен.
В. : Правильно ребята. Почему в старину на Руси избы строили из бревен?
Д. : Раньше не было кирпича, не умели его делать. Кругом было много леса. Дома построенные из бревен были очень теплые.
В. : Какие по размеру строили раньше дома? Почему?
Д. : Дома в деревнях строили большие, просторные, т. к. в них жили большие семьи.
В. : Ребята, как вы думаете, что значит пословица: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»?
Д. : Это значит, что под одной крышей жили: деды и отцы, внуки и правнуки.
В. : А что можете сказать про эту пословицу: «Семья в куче — не страшна и туча»
Д. : Беды и несчастья легче пережить всем вместе, одной большой семьей.
В. : Послушайте пословицу, о ком в ней говорится?
Какие корешки, такие и вершки — какие родители, такие и дети.
Д. : В этой пословице говорится о родителях, детях, о семье.
Посмотрите-ка ребята, а здесь русская изба.
(Воспитатель приглашает детей войти в русскую избу, где их встречает Матушка с хлебом солью.)
М. : Дорогих гостей встречаю
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
День добрый детушки — касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
По удобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
-Д. : Да
Воспитатель: Ребята посмотрите, на эти иллюстрации. Что их объединяет? Кто изображен на них?
Д. : На фотографиях и картине изображены родители и дети. Это семьи.
В. : Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?
Д. : Они, конечно, отличаются друг от друга. У них разные внешности, разные профессии, разный образ жизни.
В. : Действительно, семьи такие разные, но во многом они похожи.
-Чем же они похожи?
Д. : Семьи похожи друг на друга членами семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки.
М. : Ребята а, теперь прошу посмотреть на картину моей семьи. Что изображено на картине?
Д. : Русская изба и большая семья.
М. : Эта картина отражает современную жизнь, или рассказывает о прошлом?
Д. : о прошлом
М. : Почему вы так решили?
Д. : «Люди одеты в старинную русскую одежду, в избе стены деревянные, стоит русская печь, много старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват, горшки, прялка, сундук, лавки, деревянные ведра.»
М. : Правильно, ребята. Как вы думаете, люди на картине чужие или родные?
Д. : Эти люди родные.
М. : Как можно назвать их одним словом?
Д. : Это большая семья.
- Найдите и покажите на картине самых старших членов этой большой семьи?
Д. : Это дедушка и бабушка.
- Назовите других членов этой большой семьи? Покажите.
Д. : Это отец, мать, три сына (старший, средний, младший, их дочь, маленькая девочка - это племянница отца и матери. И отец девочки - брат главы семейства.
Сколько же поколений родственников проживает в этой семье?
Д. : Три поколения.
Каких?
Д. : - 1 поколение – дедушка, бабушка.
- 2 поколение – отец и мать.
- 3 поколение – самое младшее – дети.
Почему на картине молодые люди стоят перед родителями?
Д. : Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.
М. : Как раньше обращались к старшим, к родителям?
Д. : Уважительно на «Вы» ; отца величали - батюшка, мать – матушка.
М. : Кто такие предки?
Д. : Это наши родные, которые жили за долго до нашего рождения, перед нами. Мы их потомки. (Предок – старославянское – «тот, кто был перед нами».)
М: Правильно ребята.
Р: Стихотворение: «Прадеды» Г. Граудин
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в нашей группе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь знал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долото не сладит,
Но прадед был из столяров,
С пилою пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже…
Звуча, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
В. : Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми и внимательными, но самое главное — трудолюбивыми.
Вот, например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, через песни. Их традиции дошли и до нас.
Р. : Мы гордимся стариной,
Стала нам она роднёй.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа
Дети встают в круг и поют хороводную песню
(Дети исполняют песню «Ты удайся, удайся наш лён».)
(Дети водят хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом песни.)
М. : Что такое традиции?
Д. : Это обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
М. : Назовите традиции ваших предков?
Д. : Новый год - украшали елку, водили хоровод, катались с гор.
Пасха – пекли куличи, красили яйца, прославляли Иисуса Христа.
Крещение – набирали святую воду, купались в проруби.
Рождество - колядовали, гадали.
М. : Как много разных традиций мы сейчас услышали. Но самая замечательная традиция — это как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках. Это традиция вести родословную. Родословная это рассказ о своей семье, родственниках, предках, это история семьи.
Воспитатель: Спасибо, матушка за гостеприимство и за помощь До свидания
Воспитатель: А нам пора продолжать наш путь. Посмотрите ребята, а вот и дорожка. Это дорожка не простая.
Ребята, Так Что же такое родословная?
Д. : Это рассказ о своей семье, о предках.
Что такое семья?
Семья — это самое главное, что есть у человека в жизни,
Воспитатель: Правильно и поэтому во все времена русский народ слагал пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним.
Так по дорожке весело шагая,
Пословицы называя,
Ножками на следы наступая,
Мы немного прогуляемся.
Воспитатель: Ребята, я вам буду говорить начало пословицы, а вы ее закончите, готовы?
Д. :да
(Дети шагают по следам и называют пословицы.)
• Вся семья в месте, так и душа на месте.
• В семье и каша гуще.
• Дерево держится корнями, а человек семьей.
• В хорошей семье и хорошие дети растут.
• На что клад, коли в семье лад.
• Согласье в семье – богатство.
• Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В. : Это, последнее задание ребята вот посмотрите, куда мы с вами добрались.
Что за чудо, что за диво, дерево стоит красиво, не листочки на нем, а чудо яблочки. Посмотрите внимательно на фотографии и вспомните картину русской семьи. Кто на них изображен и что их объединяет
Что же нужно знать о семье, чтобы составить родословную?
Ребята ваша семья, это дерево, а каждый член семьи это яблочко, цветочек или листочек. И мы с вами ребята сейчас вырастим такое дерево. Вот дерево, но оно без плодов, а плодами будут яблочки с фотографиями бабушек и дедушек, мам и пап. Которые мы взяли с собой.
Справа мама слева папа,
В середине я как раз
Сколько будет вместе нас? (трое, семья)
В. : Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Каждое дерево — это ваша семья.
В. : Вот и зацвели ваши деревья. Теперь мы видим, сколько человек у каждого из вас в семье. Сколько поколений живет в ней. Как они выглядят. Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин.
Из ваших деревьев получился цветущий сад. А теперь ребята, пора вернуться в детский сад.
Раз, два, три в детский садик нас верни.
Вот мы и в детском саду.
В. : Вот мы и вернулись в детский сад, ребята а кто мне скажет так что же такое родословная?
Д. : Это рассказ о своей семье, о предках.
А что такое семья?
Д. : Семья это самое главное, что есть у человека в жизни
Правильно, ребята.
В. : Вот мы с вами в детском саду проводим вместе много времени, друг друга любим, уважаем, заботимся друг о друге - и этим очень похожи на семью.
Наша группа зеленая поляна, все дети цветы, а мы ваши воспитатели и помощники воспитателя – лучики солнышка, которые вас обогревают и заботятся о вас.
В. : В старину наши предки собирались вместе, любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции запоём.
(Дети исполняют песню «Дружная песенка») .
В. : Вот и подошло к концу наше занятие, Гости большое спасибо за внимание.
При разработке конспекта пользовалась данным материалом:
https://www.maam.ru/detskijsad/rodoslovnaja-starinaja-ruskaja-tradicija.html