Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Моя семья. Родословная»

Ольга Махова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Моя семья. Родословная»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию

Тема: «Родословная»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Создать условия для формирования представления дошкольников о семье : составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья».

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Моя семья, Родословная“» размещена в разделах

Уточнение и обобщение знаний о семье через взаимосвязь с домом.

Формирование элементарных представлений о родословной и первичные навыки её построения.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию речевой активности, совершенствуя умение составлять небольшие рассказы, используя схему и употребляя в речи фамилию, имя, отчество родных; закрепление умения выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления при разгадывании кроссворда.

Воспитательные задачи:

Воспитание чувства любви и уважения к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Воспитание отзывчивости, желания прийти на помощь.

Воспитание уважительного отношения к труду всех членов семьи.

Словарная работа:

родословная, генеалогическое древо.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, песен о семье, о доме.

2. Чтение произведений русского народного творчества: «Как рубашка в поле родилась», «Куй железо, пока горячо», «Как Мише сшили сюртук».

3. Повторение терминов родства: дедушка, бабушка, отец, мать, дядя, тетя, дочь, сын, племянница, муж, жена и т. д.) ; ласковых, уважительных, старинных форм терминов, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тётушка, дядюшка.

4. Изготовление семейных альбомов.

5. Составление рассказов о семье.

6. Составление дома, совместно с родителями кроссвордов о семье.

Материал

Семейные фотоальбомы, фотографии с разными семьями, выставка детских рисунков на тему «Семья»

Картинки с домами на мольберте

Картина «Русская славянская изба»

Яблочки с фотографиями родных

Аудиозапись песни: «Мир похож на цветной луг»

Макеты деревьев, избы, самовар, чайный сервиз, каравай для оформления зала.

Подготовка к занятию :

Расставить атрибуты.

Проветривание, влажная уборка.

Организация и проведение занятия

(Дети под музыку входят в зал, встают в круг)

В. :

-Ребята посмотрите, сколько гостей собралось у нас, они хотят посмотреть и послушать, что же вы знаете о семье, и что такое родословная.

- Предлагаю вам поздороваться с гостями.

-А теперь все внимание на меня. Тема нашего занятия «Родословная – старинная русская традиция».

-Родословная, что же это за слово? Что оно значит? И мы сегодня с вами попробуем ответить на эти вопросы.

-Ребята, смотрите, а вот и письмо может здесь есть подсказка?

Письмо: Слово сложное для Вас

Но готовы вам помочь мы

В путь дорогу снаряжайтесь

Испытаний не пугайтесь

Пусть не легок будет путь

Трудностей в пути не бойтесь

Коли справитесь вы в срок

То и путь ваш не далек

Яблочки с собой возьмите

Отправляйтесь по следам

И ответ я Вам там дам.

-Ребята отправимся в путь, на поиски ответа

Д. : Да

Воспитатель: Глазки крепко закрываем, и на поиски шагаем,

Раз, два, три, где мы с вами посмотри.

-Где же мы с вами оказались?

-Ребята, это деревня. Из какого материала в деревне построены дома. ?

Д. : Деревянные, кирпичные, щитовые.

-Правильно. Посмотрите-ка, а вот и первое задание:

Игра: «Найди русскую избу»

В. : Посмотрите внимательно на изображения домов и скажите, где русская изба? (Дети показывают)

Как вы узнали русскую избу?

Д. : Она построена из бревен.

В. : Правильно ребята. Почему в старину на Руси избы строили из бревен?

Д. : Раньше не было кирпича, не умели его делать. Кругом было много леса. Дома построенные из бревен были очень теплые.

В. : Какие по размеру строили раньше дома? Почему?

Д. : Дома в деревнях строили большие, просторные, т. к. в них жили большие семьи.

В. : Ребята, как вы думаете, что значит пословица: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»?

Д. : Это значит, что под одной крышей жили: деды и отцы, внуки и правнуки.

В. : А что можете сказать про эту пословицу: «Семья в куче — не страшна и туча»

Д. : Беды и несчастья легче пережить всем вместе, одной большой семьей.

В. : Послушайте пословицу, о ком в ней говорится?

Какие корешки, такие и вершки — какие родители, такие и дети.

Д. : В этой пословице говорится о родителях, детях, о семье.

Посмотрите-ка ребята, а здесь русская изба.

(Воспитатель приглашает детей войти в русскую избу, где их встречает Матушка с хлебом солью.)

М. : Дорогих гостей встречаю

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

День добрый детушки — касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

По удобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

-Д. : Да

Воспитатель: Ребята посмотрите, на эти иллюстрации. Что их объединяет? Кто изображен на них?

Д. : На фотографиях и картине изображены родители и дети. Это семьи.

В. : Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?

Д. : Они, конечно, отличаются друг от друга. У них разные внешности, разные профессии, разный образ жизни.

В. : Действительно, семьи такие разные, но во многом они похожи.

-Чем же они похожи?

Д. : Семьи похожи друг на друга членами семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки.

М. : Ребята а, теперь прошу посмотреть на картину моей семьи. Что изображено на картине?

Д. : Русская изба и большая семья.

М. : Эта картина отражает современную жизнь, или рассказывает о прошлом?

Д. : о прошлом

М. : Почему вы так решили?

Д. : «Люди одеты в старинную русскую одежду, в избе стены деревянные, стоит русская печь, много старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват, горшки, прялка, сундук, лавки, деревянные ведра.»

М. : Правильно, ребята. Как вы думаете, люди на картине чужие или родные?

Д. : Эти люди родные.

М. : Как можно назвать их одним словом?

Д. : Это большая семья.

- Найдите и покажите на картине самых старших членов этой большой семьи?

Д. : Это дедушка и бабушка.

- Назовите других членов этой большой семьи? Покажите.

Д. : Это отец, мать, три сына (старший, средний, младший, их дочь, маленькая девочка - это племянница отца и матери. И отец девочки - брат главы семейства.

Сколько же поколений родственников проживает в этой семье?

Д. : Три поколения.

Каких?

Д. : - 1 поколение – дедушка, бабушка.

- 2 поколение – отец и мать.

- 3 поколение – самое младшее – дети.

Почему на картине молодые люди стоят перед родителями?

Д. : Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.

М. : Как раньше обращались к старшим, к родителям?

Д. : Уважительно на «Вы» ; отца величали - батюшка, мать – матушка.

М. : Кто такие предки?

Д. : Это наши родные, которые жили за долго до нашего рождения, перед нами. Мы их потомки. (Предок – старославянское – «тот, кто был перед нами».)

М: Правильно ребята.

Р: Стихотворение: «Прадеды» Г. Граудин

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в нашей группе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь знал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долото не сладит,

Но прадед был из столяров,

С пилою пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже…

Звуча, как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

В. : Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми и внимательными, но самое главное — трудолюбивыми.

Вот, например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, через песни. Их традиции дошли и до нас.

Р. : Мы гордимся стариной,

Стала нам она роднёй.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа

Дети встают в круг и поют хороводную песню

(Дети исполняют песню «Ты удайся, удайся наш лён».)

(Дети водят хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом песни.)

М. : Что такое традиции?

Д. : Это обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

М. : Назовите традиции ваших предков?

Д. : Новый год - украшали елку, водили хоровод, катались с гор.

Пасха – пекли куличи, красили яйца, прославляли Иисуса Христа.

Крещение – набирали святую воду, купались в проруби.

Рождество - колядовали, гадали.

М. : Как много разных традиций мы сейчас услышали. Но самая замечательная традиция — это как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках. Это традиция вести родословную. Родословная это рассказ о своей семье, родственниках, предках, это история семьи.

Воспитатель: Спасибо, матушка за гостеприимство и за помощь До свидания

Воспитатель: А нам пора продолжать наш путь. Посмотрите ребята, а вот и дорожка. Это дорожка не простая.

Ребята, Так Что же такое родословная?

Д. : Это рассказ о своей семье, о предках.

Что такое семья?

Семья — это самое главное, что есть у человека в жизни,

Воспитатель: Правильно и поэтому во все времена русский народ слагал пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним.

Так по дорожке весело шагая,

Пословицы называя,

Ножками на следы наступая,

Мы немного прогуляемся.

Воспитатель: Ребята, я вам буду говорить начало пословицы, а вы ее закончите, готовы?

Д. :да

(Дети шагают по следам и называют пословицы.)

• Вся семья в месте, так и душа на месте.

• В семье и каша гуще.

• Дерево держится корнями, а человек семьей.

• В хорошей семье и хорошие дети растут.

• На что клад, коли в семье лад.

• Согласье в семье – богатство.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В. : Это, последнее задание ребята вот посмотрите, куда мы с вами добрались.

Что за чудо, что за диво, дерево стоит красиво, не листочки на нем, а чудо яблочки. Посмотрите внимательно на фотографии и вспомните картину русской семьи. Кто на них изображен и что их объединяет

Что же нужно знать о семье, чтобы составить родословную?

Ребята ваша семья, это дерево, а каждый член семьи это яблочко, цветочек или листочек. И мы с вами ребята сейчас вырастим такое дерево. Вот дерево, но оно без плодов, а плодами будут яблочки с фотографиями бабушек и дедушек, мам и пап. Которые мы взяли с собой.

Справа мама слева папа,

В середине я как раз

Сколько будет вместе нас? (трое, семья)

В. : Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Каждое дерево — это ваша семья.

В. : Вот и зацвели ваши деревья. Теперь мы видим, сколько человек у каждого из вас в семье. Сколько поколений живет в ней. Как они выглядят. Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин.

Из ваших деревьев получился цветущий сад. А теперь ребята, пора вернуться в детский сад.

Раз, два, три в детский садик нас верни.

Вот мы и в детском саду.

В. : Вот мы и вернулись в детский сад, ребята а кто мне скажет так что же такое родословная?

Д. : Это рассказ о своей семье, о предках.

А что такое семья?

Д. : Семья это самое главное, что есть у человека в жизни

Правильно, ребята.

В. : Вот мы с вами в детском саду проводим вместе много времени, друг друга любим, уважаем, заботимся друг о друге - и этим очень похожи на семью.

Наша группа зеленая поляна, все дети цветы, а мы ваши воспитатели и помощники воспитателя – лучики солнышка, которые вас обогревают и заботятся о вас.

В. : В старину наши предки собирались вместе, любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции запоём.

(Дети исполняют песню «Дружная песенка») .

В. : Вот и подошло к концу наше занятие, Гости большое спасибо за внимание.

При разработке конспекта пользовалась данным материалом:

https://www.maam.ru/detskijsad/rodoslovnaja-starinaja-ruskaja-tradicija.html

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Реализуемая образовательная программа "От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред.

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Космос» Программное содержание. Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих.

Конспект занятия «Металлургия» в подготовительной группе Описание: занятие ориентировано для детей старшей и подготовительной группы, включает элементы конструирования. Занятие соответствует ФГОС.

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе Конспект занятия по ППД в подготовительной группе. Конспект занятия «Дети и дорога» восп. Решетникова Г. А. Д/С №43 п. Мегет. Цель: познакомить.

Конспект занятия подготовительной группе Конспект занятия подготовительной группе “Путешествие в лес”. Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где нас будет ждать.

Конспект занятия в подготовительной группе к Дню Победы Тема: «Этих дней не смолкнет слава» (к Дню Победы) Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Задачи:.

Конспект занятия в подготовительной группе «Ёлочка» Конспект занятия в подготовительной группе «Ёлочка» Цель игры: Социализация детей через игровую деятельность. Задачи: - Развивать интерес.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Программное содержание: - Познакомить детей с понятиями; «генеологическое» дерево, семейный флаг, семейный герб. - Формировать представление.

Конспект занятия в подготовительной группе «Мы патриоты» Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Мы патриоты» Подготовила: Педагог-психолог Озерова Е. Н. МБДОУ д/c № 1.

«Овощи» — конспект занятия в подготовительной группе Экспериментальная деятельность в детском саду. Конспект занятия в подготовительной группе «Теремок» подготовила воспитатель Грабина Галина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Моя семья. Родословная»
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 17:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Моя семья. Родословная»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Махова (УИ 340605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД