Ирина Кольман
Конспект занятия «Металлургия» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: занятие ориентировано для детей старшей и подготовительной группы, включает элементы конструирования. Занятие соответствует ФГОС.
Тема Металлургия. Изменение агрегатного состояния веществ. Плавление металла.
Возрастная группа : дети 6-7 лет
Форма ОВД: интегрированное занятие (познавательная деятельность и конструирование)
Форма организации групповая
Публикация «Конспект занятия „Металлургия“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Средства наглядные: фотографии людей металлургических профессий, домны, прокатного стана, конструктор «лего», музыкальное сопровождение.
ЗАДАЧИ
1. Развитие эмоционально-положительного отношения к труду людей металлургических профессий.
2. Формирование познавательного интереса к труду металлургов.
3. Формирование представлений о процессе плавления металлов, о стадиях, которые проходит этот процесс: от добычи железной руды, до превращения ее в металлические изделия.
4. Обогащение активного словаря детей.
5. Развитие воображения и наглядно-образного мышления.
I. Мотивация к деятельности.
Прослушивание песни «Боги огня»
В: «Ребята, о ком это песня?
Дети: - О металлургах, о сталеварах, о людях, работающих на заводе.
В. – Знаете ли вы, кто такие металлурги и что они делают?
На самом деле профессии металлург не существует. Металлург – это человек, работающий на металлургическом заводе.
- Какой металлургический завод есть у нас в городе (НТМК).
- У кого из вас родители работают именно там? Кем?
- Давайте прослушаем стихотворение о металлургических профессиях.
Ребенок читает стихотворение:
В отрасли металлургии специальностей не счесть
Сотни по стране заводов, тысячи рабочих мест
И металлом эти люди всю промышленность снабжают
Труд любого металлурга ценят все и уважают!
В: - Металлургический комбинат - это огромное царство машин и. механизмов. И всё-таки главные здесь — металлурги, которые управляют этими умными механизмами. Металлурги — сильные и мужественные люди, потому что они работают с расплавленным металлом. Знаете, какое красивое зрелище, когда льётся горячий металл, а вокруг, будто фейерверк, рассыпаются огненные искры (фото № 1).
- Людей каких профессий называют металлургами :
Послушайте стихотворение и посмотрите на фотографию (фото № 2)
- Человек какой профессии изображен на этой фотографии? Это, ребята, горновой.
Он степенен и серьезен,
И в жару, и на морозе.
С грудью мощной нараспашку,
Вечно мокрая рубашка,
Но, когда идет в огонь,
Лучше ты его не тронь.
Работа горновых очень подвижна, так как члены бригады постоянно перемещаются по рабочей площадке (по периметру доменной печи, ведут наблюдение через специальные смотровые глазки за ходом процесса получения чугуна. Эта профессия подвластна только людям мужественным, смелым и надежным в работе.
- Что необходимо иметь горновому, чтобы выстоять в такую жару? (каска, очки, защитное стекло, невозгораемая куртка и
брюки, сапоги). Очень опасная и тяжелая, но нужная эта профессия!
-Кто назовет самую главную профессию, без которой завод не мог бы работать и выпускать сталь? Да, это сталевар (варит сталь). Рассмотреть фотографии. (фото 3)
Сталевар - не горновой,
Он в движениях - живой.
Как волчок, весь день вертится,
Укрощая чудо-птицу!
- Что назвали чудо - птицей? Почему такую профессию могут иметь только мужчины?
Горячий чугун в специальных вагонах везут в другой цех - конвертерный. В них из чугуна, металлического лома и специальных сплавов варят сталь. Да-да, сталь варят! Примерно так же, как на кухне варят борщ. Только кастрюля для производства металла — огромных размеров, и температура достигает 1500 градусов, почти как на солнце.
Процесс получения стали очень длительный: нужен металлолом, чугун, уголь, кислород, известь; нужны вагоны для металлолома, емкости для перевозки чугуна, нужны охладительные установки. Раньше весь процесс выполняли люди, позже появились автоматы, новое оборудование, пульты, установки, которые облегчили работу металлургов, взяли на себя более опасные работы, но все равно без людей выпустить сталь и сделать проволоку, рельсы, еще много-много продукции, обойтись нельзя. Человек рабочей профессии — волшебник, он может все.
- А это сварщик, он помогает работать автоматике, то есть, оборудованию, станкам, которые помогают людям.
Ходит незаметный и чумазый,
Только зубы жемчугом блестят,
Но, сломайся что-нибудь, - и сразу
Дружно все о нем заговорят!
- Люди еще каких профессий трудятся в производстве стали? Это конвертерщики, плавщики, разливщики стали, прокатчики, продувщики, машинисты, аппаратчики.
Ведущий:
Ещё в древности люди делали из металла разные вещи : оружие, посуду, украшения, а в наши дни без железа просто не обойтись. Делают его из железной руды, добывают ее шахтеры из горный пород под землей. Железную руду расплавляют в огромных печах.
Металлургия - это извлечение металлов из камней. Возникла металлургия еще в глубокой древности. При раскопках были найдены следы выплавки меди. И примерно в то же время человеку стали известны такие самородные металлы, как серебро, золото, медь, железо с метеоритов.
Сначала железо и медь обрабатывали в холодном состоянии. Следующим этапом человек научился получать из руд железо. И вскоре железо стало наиболее распространенным среди используемых человеком материалов (Европа, Азия).
Металлургия железа не менялась очень долго. Но процесс постепенно улучшался, и появились первые доменные печи. Полученный металл металлурги разливают в специальные формы, в которых он застывает. Получаются слитки в виде больших кирпичей. Из них делают металлические изделия. Детали самолетов, поездов, машин и даже крючки, на которые мы вешаем одежду, Всё сделано из металла, который выплавляет металлург.
В цехах на прокатных станах из металла делают рельсы, по которым ходят трамваи и поезда; листы, которые потом превращаются в трубы; проволоку, арматуру и ещё разного вида и размера заготовки — из них потом изготавливают много нужных и полезных вещей.
Посмотреть фотографии прокатного стана (фото обсудить, как из бруска металла появляется тонкие листы железа. Обсудить, где такие листы могут потом использовать люди (например, делают автомобили).
- Давайте, теперь ребята, попробуем сами при помощи конструктора создать прокатный стан. (Дети подходят к столу с конструктором «лего».)
- Как мы можем это сделать?
- Сначала соорудим сам стан – длинную ленту, по которой брусок поступает в клеть. (Дети сооружают ленту).
- По ленте брусок поступает в специальную клеть, где он прокатывается между вращающимися огромными валиками. Давайте соорудим такую клеть. (Дети выполняют задание).
- После того, как процесс прокатки завершен, из клети выходит уже почти готовый продукт, из которого люди будут изготавливать нужные предметы. Это может быть тонкий лист железа, или длинная шпала, или квадрат. Давайте сделаем любой данный предмет из лего. (Дети выполняют задание. В итоге получается прокатный стан. Внимательно его рассматриваем.
В: - После того, как брусок прокатали, готовый продукт режут на части и отправляют на склад. И только потом из этих листов металла, квадратов, шпал делают готовые изделия.
- Где может использоваться тонкий металлический лист? (Производство машин)
- Металлическая шпала? (Изготовление рельсов)
Дети занимают свои места, Ведущий подводит итоги:
- Кто же такие дети металлурги? (Дети отвечают).
- Давайте проведем небольшую дидактическую игру – «Назови профессию», вспомним то, о чем мы сегодня говорили
: Дидактическая игра «Назови профессию»
Варит сталь – сталевар
Сваривает трубы – сварщик
Сортирует заготовки – сортировщик
Ремонтирует оборудование – слесарь
Управляет краном – крановщик
Разливает сталь – разливщик
Следит за правильным ходом варки чугуна – горновой
В: - Молодцы!
- Для чего нужен людям металл?
- Из чего он производится и как?
- Какая стадия производства металла самая последняя на металлургическом заводе (Изготовление металлических заготовок).
Ведущий хвалит детей, предлагает послушать еще одно стихотворение:
Говорят: половину идущего жара
Печь берет у сверкающих глаз сталевара,
Что тогда лишь получится сталь хороша,
Если сильная вложена в плавку душа!
- О чем это стихотворение?
- Любая работа, сделанная с любовью, приносит самые наилучшие результаты труда.
По окончанию занятия можно еще раз включить прослушать песню «Боги огня», чтобы дети прослушали текст и осмыслили его в связи с той информацией, которую они получили на занятие.