Чакина
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие»
в средней группе «Зимующие птицы».
Цель: формировать представления о зимующих птицах.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Виды деятельности:
Социально- коммуникативная, познавательная, игровая.
Программные задачи:
образовательная:
-познакомить детей с зимующими птицами :
синицы, воробьи, снегири и вороны.
-раскрыть понятия «зимующие птицы»;
-расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
развивающая:
-развивать мышление, наблюдательность;
-развивать зрительную и словесно-логическую память;
-способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, их потребностях)
-способствовать развитию у детей умений описать птицу;
воспитательная:
-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Предварительная работа:
беседа и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
корм, кормушка, холодно, голодно;
Средства и способы : загадки, беседа, игра «Разрезанные картинки», игра «Чудесный мешочек», словарная работа.
Материал и оборудование:
карточки – загадки с картинками птиц (слайды); медальоны зимующих птиц;
разрезные картинки птиц; чудесный мешочек, внутри которых разный корм для птиц (семена); кормушки, «вязанные» зимующие птицы.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками!
- А что ещё нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: солнышко.
Воспитатель: правильно, солнышко. Давайте сделаем большой, красивый круг. Представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям!
Воспитатель: Ребята, я сегодня проверила почту нашего детского сада и обнаружила там письмо и посылку. Давайте посмотрим от кого это письмо.
На конверте написан номер нашего детского сада и наша средняя группа, а прислал нам Лесовичок. Сейчас мы с вами прочитаем, что же он написал.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок-Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в зимнем лесу. С наступлением холодов в лесу становится все
тише и тише, жучки и паучки все попрятались, одни птицы, улетели в теплые края, а другим нечем питаться. И я хотел бы обратиться к вам с просьбой, но…об этом чуть позже… Сначала я хотел бы с вами поиграть и чтобы вы выполнили мои задания…»
Ребята, давайте посмотрим, что же в посылке?
Загадки про птиц (на проекторе отгадки) :
1. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (Ворона)
Воспитатель: Молодцы, правильно, давайте опять заглянем в посылку (медальоны птиц).
А теперь давайте поиграем, выбирайте себе медальон с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Воспитатель держит кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Прилетела стая воробьёв!
А в пятницу, субботу, воскресенье - было общее веселье!
Воспитатель: А как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Ответы детей: перелётные птицы (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края, а остаются с нами зимовать?
Ответы детей: зимующие птицы (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно, снег укрыл землю и они не могут найти себе корм.
Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой, на улице очень холодно и корма зимой мало. Кто же приходит к ним на помощь?
Дети: люди.
Воспитатель: Правильно. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Птицы приносят огромную пользу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. Снова посмотрим в посылку, что на этот раз приготовил для нас Старичок –Лесовичок…
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери разрезанную картинку и узнай, кого сфотографировал Старичок-Лесовичок»».
-У меня есть 4 конверта с изображением птиц.
-Давайте разделимся на 4 группы.
Ваша задача: собрать разрезанную картинку в целую, отгадать, что это за птица и рассказать про неё (на мольберте собирают разрезные картинки).
Дети (1 подгруппа) : Это птица синица.
- Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
Воспитатель: Как много и интересно вы мне рассказали.
-А знаете ли вы, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит:
первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов.
Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
Дети (2 подгруппа) : Это птица воробей.
Воспитатель: А, что про него вы можете рассказать?
Дети: У него серо-коричневая шубка, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Он чирикает: «Чик – чирик- чик-чирик».
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, вот если только гнездо разорят или беда какая случится, только тогда улетит. Всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте.
А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению.
Дети (3 подгруппа) : Это птица снегирь.
Воспитатель: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Дети: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
Воспитатель: Молодцы!
-Дети, а вы знаете, что чем сильнее мороз, тем спокойнее ведут себя снегири, мало передвигаются. С наступлением весны снегири исчезают из городов, но они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы.
Дети (4подгруппа) : Это ворона.
У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Воспитатель: Молодцы! Для гнёзда вороны выбирают опушки лесов, а так же, селятся в центре города.
В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
-Молодцы, все справились с этой игрой.
- А сейчас мы с вами поиграем в еще очень интересную игру:
«Четвёртый лишний».
Показ игры на проекторе.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернемся к письму и посмотрим, какую же просьбу просит исполнить Старичок-Лесовичок.
«Ребята, вы уже знаете, что снег зимой укрывает весь корм для птиц и им нечем питаться, так вот у меня большая просьба к вам и вашим родителям, сделайте пожалуйста кормушки для птиц. Но самое главное, не забывайте класть регулярно в неё корм. Заранее вам всем спасибо! До свидания, ваш Старичок –Лесовичок».
Воспитатель: о чём просит помочь Старичок – Лесовичок?
Ответы детей: он просит, чтобы мы с папами сделали кормушки.
Воспитатель: ребята, Старичок – Лесовичок не знает, что вы со своими родителями уже сделали кормушки, в группе у нас очень много разных кормушек. Все постарались, вы большие молодцы!
Воспитатель: ребята, а как можно ещё назвать кормушку для птиц?
Ответы детей: птичья столовая.
Правильно, а сейчас стихотворение про птичью столовую расскажет нам Карим.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Воспитатель: А знаете ли вы, чем питаются птицы зимой?
Ответы детей: семенами подсолнечника, тыквы, любит сало, питается хлебными крошками, зёрнами, ягодами, семена рябины, остатками человеческой пищи, семенами различных растений.
-Ребята, снова заглянем в посылку (воспитатель достаёт чудесные мешочки, внутри которых корм для птиц).
Посмотрите, у меня чудесные мешочки. Наверное всем хочется узнать, а что же там внутри. Давайте на ощупь отгадаем какой корм для птиц спрятал Старичок-Лесовичок.
Дети на ощупь определяют корм птиц. ( В мешочки насыпаны: семечки, семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений).
Воспитатель: молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается.
Ребята, давайте положим корм на нашу кормушку и немного отойдем в сторону, закрыли глазки…звучит музыка…
(Прилетели птицы, вязанные: снегирь, ворона, синичка и воробей).
Открывайте глазки. Вот, посмотрите, на нашу кормушку сразу прилетели птицы.
Воспитатель:
Воробей и ворона, снегирь, и синица –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
все хором: мы будем кормить их конечно же сами!
Сегодня мы пойдем на прогулку и возьмем наши кормушки и накормим птиц.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Дети: О зимующих птицах, о том, как им трудно зимовать и что без помощи человека, птицы могут погибнуть, а мы знаем, что птицы приносят пользу, поэтому птиц надо подкармливать круглый год.
А что вам понравилось ещё?
Ответы детей: собирать картинки, играть в игру птиц.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я попрошу вас показать мне вот такой смайлик (улыбающийся) если вам было интересно; если вам что то было не понятно, то выберете другой смайлик. Давайте, сначала наши девочки выберут, потом мальчики.
Молодцы! Вот теперь я всех увидела. А давайте покажем свои смайлики нашим гостям.
А сейчас я попрошу Романа, Руслана, Данияра, Дамира помочь мне отнести кормушки в нашу группу. Их мы вынесем на улицу положим корм и развесим на деревья.