Ольга Жиркова
Конспект занятия «В мастерской исследователей и фантазёров» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема «В мастерской исследователей и фантазёров (конструкторов)»
Цель: знакомить детей с особенностями быта людей в далёком прошлом (старину, дать представления о том, как меняются условия быта.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „В мастерской исследователей и фантазёров“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
познавательное развитие: формировать и поддерживать интерес к предметам старины, развивать познавательную активность;
речевое развитие: развивать диалогическую форму речи, интерес к истории своего народа, связную речь; обогащать словарный запас за счёт слов (рубель, быт, развивать связную речь.
социально-коммуникативное развитие: поддерживать интерес к совместной деятельности, побуждать к выполнению правил общения безопасного поведения в быту.
Методы и приёмы обучения
Словесные: вопросы, беседа (ситуативный диалог, пояснения.
Практические методы и приё мы: исследование, обследование предмета, экспериментирование, упражнение.
Материалы и оборудование: камень, рубель, утюг, который нагревается от угля, либо другого источника тепла, электрический утюг старого производства и современный; 3 набора для игры «Танграм», силуэты изображения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о быте людей в прошлом; игры с макетом «Танграм» .
Ход занятия:
Воспитатель:
К нам гости пришли! Давайте поздороваемся.
В народе говорят: «Исследовать, фантазировать и мечтать - скуки не знать!» Как мы понимаем смысл этой поговорки?
Ответы детей.
Воспитатель: Если постоянно чем-то интересным заниматься, то никогда не будет скучно.
Сегодня мы побываем в мастерской исследователей и фантазёров. Если отгадаете загадку, узнаете, что мы сегодня будем исследовать, изучать!
1. То назад, то вперёд - бродит чудо пароход.
Остановишь - горе. Продырявит море.
Ребята, мы будем исследовать, изучать как и чем хозяйки гладили старину.
Предлагаю совершить путешествие во времени и исследовать предметы, которыми хозяйка гладила белье в давние времена. Садимся в летательный аппарат. Командир (один из детей) заводит (издает звуки, дети повторяют).
«Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»(командир начинает отсчет от 1 до 10).
Воспитатель:
- Вы видели, как мамы гладят бельё электрическим утюгом? А вот раньше, много лет назад электричества не было. Как же тогда гладили бельё?
Ответы детей.
Воспитатель: возможно, хозяйки вывешивали бельё на улицу и ветер его не только сушил, но и гладил. Возможно такое? Какие ещё варианты могли быть, чем можно было погладить бельё без современного электрического утюга? Я принесла вам некоторые предметы, предлагаю провести эксперимент и выяснить, как же наши предки гладили белье. Результаты исследования мы будем записывать и зарисовывать на доске.
Вот здесь лежит камень. Как думаете, можно ли было использовать камень для того, чтобы погладить бельё? (ответы детей). А давайте проведём эксперимент, мы же сегодня в мастерской исследователей!
Никита, возьми камень и попробуй погладить! (ребенок экспериментирует).
Получилось? Не очень удобно? Тогда давайте этот результат занесем на доску - нарисуй камень и поставь «0», что означает нулевой результат. А на самом деле раньше, действительно, с помощью камня "гладили" белье - выбирали гладкий камень и раскладывали на нем белье под солнцем.
Воспитатель: Как еще можно было погладить белье?
Дети: Можно взять за уголочки и растянуть!
Воспитатель: Ну, давайте попробуем! (дети экспериментируют) Разгладилось? Нет! Это надо долго так стоять и сушить под солнцем. Значит, заносим результат на доску - рисуем прямоугольник (форму растянутого белья) и ставим «0» - нулевой результат.
Что же делать? Как все-таки поступали хозяйки в прошлом? Посмотрите, я приготовила для вас необычные предметы. Это скалка и рубель. (Повторить с детьми слова)
А как она могла помочь?
Дети: Можно намотать белье на скалку и стучать рубелем по нему!
Воспитатель: Пробуем, а вдруг получится! (дети экспериментируют). А давайте покатаем рубелем по белью, намотанному на скалку!
Дети: Тяжело, но получается! Белье разглаживается!
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и разобрались, как раньше хозяйки гладили без утюга!
Можно и на доске отметить этот положительный результат! Рисуем скалку, а на ней ломаную линию, что означает, рубель и ставим «1+»!
Позже появились металлические утюги, которые нагревались на печи, и часто хозяйка использовала сразу два утюга - остывал один, она брала второй! Работа (глажение) выполнялась быстрее. Какой результат мы поставим +2. Вот как непросто было хозяйкам вести хозяйство. (Показать картинки железных утюго разной формы).
Я тяжелый, я чугунный, но наемся угольков и горячий стану, шумный, переглажу сто штанов.
воспитатель: Вот тяжелые чугунные утюги, которые заполнялись горящими углями, и тот, кто гладил, постоянно размахивал утюгом, чтобы поддерживать тепло внутри.
(показ чугунного утюга).
2. Влез на стол он из- под лавки.
Осмотрелся на подставке.
Гибким хвостиком вильнул.
Складки с галстука слизнул.
А позже появились утюги, похожие на современные электрические.
(показать все части утюга, продемонстрировать все операции).
Сейчас посмотрим и я покажу, как гладит современный утюг, который есть в каждом доме. Давайте вспомним правила безопасного пользования электрическим утюгом.
-- в розетку включают только взрослые;
-- после использования нужно выключить из розетки;
Воспитатель: Всё зависит от температуры гладильного приспособления. Чем теплее поверхность гладильного устройства, тем выше качество и результат процесса глажения белья.
Общий вывод: А мы, как юные исследователи поняли, от чего бельё разглаживается лучше? (ответы детей).
Самый высокий результат получился при использовании какого гладильного инструмента? (электрического утюга). Давайте запишем результат и поставим 5 +
Воспитатель: Ребята, давайте возвратимся в нашу группу. Садимся наш летательный аппарат. Командир начинает обратный отсчет (с 10 до 1).Предлагаю отправиться в мастерскую фантазё ров-конструкторов. Физминутка
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Игра «Танграм»
Разделить детей на 3 подгруппы. Подготовить три стола.
(Дать одно задание для всех подгрупп. Выполняют работу коллективно (по трое)
Каждая подгруппа занимает место в мастерской.
Нужно из геометрических фигур собрать летательный аппарат и дать ему название.
Рефлексия.
- Что было самым неожиданным?
- Что нас удивило?
- О чём интересном мы узнали?