МААМ-картинки

Конспект занятия «Удивительное в камне»

Ольга Бицура
Конспект занятия «Удивительное в камне»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с углем, как основным богатством города Черемхово, через поисково-познавательную деятельность.

Задачи:

Развивать способность видеть многообразие мира, расширяя кругозор ребенка.

Формировать интерес к углю, как природному богатству родного края, его происхождению, значению для города и края, о разных способах добычи угля (подземном и открытом, о механизмах, которые используются при добыче угля.

Расширять представление о труде шахтёров, уважительном отношении к людям труда, чувство гордости за свою малую Родину.

Публикация «Конспект занятия „Удивительное в камне“» размещена в разделах

Развивать инициативность, самостоятельность в поисково-познавательной деятельности.

Активизировать словарь (шахта, шахтер, экскаватор, БелАЗ, добыча).

Материалы: карта Иркутской области, «удивительные вещи из камня», набор разрезных картинок «машины и технические приспособления», диск «Истории связующая нить», телевизор, проекционная система, DVD-проигрыватель, компьютер, иллюстрации, уголь, глина, песок, перчатки, емкости, листы белой бумаги,

Ход:

1. Включается проектор и воспитатель начинает рассказывать сказку:

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю. простой чёрный уголёк.

«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»

Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет, холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). От всех этих проблем разболелась голова у царя, хотел он было принять таблетку, глядь, а лекарства то пропали, ведь они то- же из угля были сделаны. Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Исчезло все, словно никогда и не было…»(по Г. Юрмину).

2.

Вос-ль: Что случилось? Почему это произошло?

На экране появляется Уголёк.

Уголек:

«Я - чудесный Уголёк.

Чёрный у меня бочок.

Ярко я в печи горю,

Людям пользу я несу!

А царь не знает обо мне ничего и знать меня не хочет».

Вос-ль: Не расстраивайся Уголек. Мы с ребятами хотим узнать о тебе, правда ведь ребята?

Уголё к: Ребята, а что бы вы хотели узнать обо мне?

Приблизительные ответы детей:

- Почему горит уголь?

- Где добывают?

- Кто добывает?

- Какие механизмы и машины помогают в добыче угля?

- Что делают из угля?

- Какой уголь?

Вос- ль: Ох, как много вопросов! Как много ребята хотят узнать о тебе.

Ребята, скажите, где можно найти ответы на эти вопросы? (Из литературы, из Интернета, по телевидению, спросить у взрослых.)

Уголек: А я ребятам в этом помогу.

Вос- ль: Ой, и, правда ребята, а Уголек то уже здесь, посмотрите и здесь, и здесь! (Показывает на эмблемы Уголька расположенные в разных центрах).

- Ребята, кто хочет поближе познакомиться со свойствами угля, подойдет к Угольку в перчатках, в нашу лабораторию.

- О том, как и, кто добывает уголь, можно будет узнать из документального фильма по телевидению.

- Почему горит уголь, можно будет узнать из Интернета.

- Где добывают уголь, можно посмотреть на карте.

- Какие механизмы и машины помогают в добыче угля, узнаете у Уголька с конвертами.

- Что делают из угля, можно посмотреть в Музее вещей.

Дети расходятся по центрам.

Работа в центрах:

1. Лаборатория. Дети надевают перчатки, берут кусочки угля, рассматривают их. Уголь хрупкий, и если по нему ударить молотком, то он расколется на мелкие кусочки. (Разбивают камень на кусочки). Уголь– черный, блестящий, после угольков на пальцах остается угольная пыль.

Дети надевают перчатки, берут кусочки угля, рассматривают их.

Скажите, какой он - уголь? (Чёрный, твёрдый, блестящий, слоистый.)

Сравните уголь с глиной, песком и расскажите, чем он отличается от этих экспонатов.

. Интересно, можно ли уголь использовать в изобразительной деятельности? Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Попробуйте что - нибудь нарисовать углём.

Дети выполняют задание.

2. Включают телевизор и просматривают отрывки из документального фильма «Истории связующая нить».

3. Дети подходят к компьютеру. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь? (Предположения детей.)

Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Всем известно, что дерево хорошо горит. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.

Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и насекомых.

4. Дети рассматривают карту «Полезные ископаемые Иркутской области».

Посмотрите, что нарисовано на карте?

Дети: Какие-то кружочки, треугольники, квадраты.

Такими знаками обозначаются разные камни, которые находятся глубоко в земле. Их называют полезными ископаемыми, потому что они проносят людям пользу. Каких знаков на карте больше?

Дети: Квадратиков. Это обозначение каменного угля. В нашей области добывается очень много угля. А здесь находится наш город Черемхово (показывает). Здесь квадратиков тоже много, значит много залежей угля. Уголь - главное богатство нашего края.

5. Проводится дидактическая игра «Машины - помощники». Дети раскрывают конверты и собирают из нескольких частей картинку с изображением машин и технических приспособлений, используемых в горнодобывающей промышленности, называют их.

6 «.Музей вещей».

Что в сказке было сделано из угля, подойдите к столу, возьмите и назовите. Дети выполняют задание. Что у вас осталось на столе?

Дети: Духи, стеклянная ваза, выключатель, розетки, вилки, лоскутки цветной шерсти, витамины, картины, автомобильная шина, краски.

Скажите, уголь похож на эти вещи? И все- таки все это делают из угля, путем сложной переработки.

Звучит колокольчик.

Вос- ль: Ребята, Уголек приглашает вас поиграть.

Дети образуют круг. Проводится разминка.

Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2 - 3 приседания.) На разрезах его горняки добывают. (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)

На смену шахтёры идут все с утра, (Маршируют на месте.) Уголёк – черемховский поднимать им пора. (Выполняют наклоны вправо - влево.) Шахтёры, шахтёры на смену идут, (Маршируют на месте.) Нелёгок, но очень почётен их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.)

На экране появляется царь.

Вос- ль: Что ж ты царь не весел? Плохо тебе без Уголька? Вот послушай царь, что дети узнали об Угольке.

Дети рассказывают о проделанной работе в центрах.

Вос-ль: Вот как важен и нужен уголь.

Дети читают стихотворение об угле:

Блестит как смоль,

В изломах как стекло,

Тяжелый, черный.

Он мертвым камнем,

Под землей лежал века,

Но извлечен руками горняка.

Он запылал огнем в кузнецких домнах,

Он освещает села, города,

Дает тепло и движет пароходы.

И это ты, шахтер,

Вдохнул в него

Огонь неугасимой жизни!

Вос- ль: Тут взмолился царь:

– Уголек, милый, вернись, не помни зла! Прости меня!

Простил непутевого царя уголек и вернулся назад.

Вос- ль: Ой, я забыла вам сказать. Из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет. Хотите попробовать? (Воспитатель угощает детей конфетами.

Публикации по теме:

Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Удивительное в камне» Задачи: Дать детям представление о камнях, о том, что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными.

Конспект комплексного занятия «Удивительное путешествие» Программное содержание: Образовательные задачи: формировать умение обследовать предмет, обогащать чувственный опыт и умение фиксировать.

Автор публикации:
Конспект занятия «Удивительное в камне»
Опубликовано: 1 июня 2015 в 12:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Удивительное в камне»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бицура в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД