Прошутнская Алина
Конспект занятия «Удивительная соль» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : ознакомление детей старшей группы со свойством солёной воды (солёная вода поднимает предметы на поверхность) через использование приёмов экспериментирования и дидактической игры на ИКТ-оборудовании в процессе познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности.
Задачи занятия :
Образовательная: узнать свойствах солёной воды и почему она не даёт опуститься предметам на дно.
Развивающая: сравнить свойства солёной и пресной воды в процессе опыта.
Публикация «Конспект занятия „Удивительная соль“ в старшей группе» размещена в разделах
Воспитательная: соблюдать технику безопасности в ходе познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности, в ходе игры на ИКТ-оборудовании и в процессе опыта.
Дополнительные задачи:
Дидактическая задача: закрепить знания о свойстве солёной воды в ходе дидактической игры «Тонет-не тонет».
Игровая задача: выбрать те предметы, которые не утонут в воде.
Экспериментирование: обсудить и зафиксировать какое количество соли нужно для того, чтобы поднять предмет на поверхность.
Программирование: здесь не используется
Планируемый результат занятия : дети узнали о свойствах солёной воды и почему она не даёт опуститься предметам на дно сравнили свойства солёной и пресной воды в процессе опыта, соблюдали технику безопасности в ходе познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности, в ходе игры на ИКТ-оборудовании и в процессе опыта.
Подготовительная работа: подготовить место и оборудование для проведения эксперимента, разработать игру дидактическую игру «Тонет- не тонет».
Материалы и оборудование: материалы для проведения эксперимента (соль, стаканы, яйца, интерактивная панель, дневник исследователя, фломастеры.
Ход:
Основной этап:
Проблемная ситуация
-Вот Андрей нам на утреннем круге рассказывал, что когда они с мамой варили яйца, чтобы их покрасить на Пасху, мама отошла, а он отвлёкся и уронил солонку и вся соль высыпалась в кастрюлю, но Андрей не стал говорить об этом маме, а когда она вернулась, то сразу спросила: «Зачем ты добавил соль?».
Проблемный вопрос
Как она узнала, что в воду добавили соль?
Рассказываю детям о солёной воде (показываю фотографии и провожу беседу с детьми)
Создаю условия для проведения экспериментальной деятельности.
- Ребята, прежде чем мы приступить, давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать, когда проводится эксперимент. (Выполнять аккуратно, обязательно перчатки и фартук, не толкаться, друг другу не мешать, внимательно слушать воспитателя)
- Ребята, нам нужно распределиться кто и что будет делать в нашем эксперименте.
Дети: я буду наливать воду. А я буду добавлять соль. А я буду опускать яйца. Но я тоже хочу.
- Ребята, если вы не можете решить, то тогда сейчас мы достанем нашу волшебную кеглю, которая помогает нам решить всегда спорные вопросы. Раскрутим ее и увидим кого она выберет.
- В ходе эксперимента мы будем заполнять с вами карту наблюдений.
Можем приступать
Провожу динамическую паузу
Физминутка
(Приложение 5)
«Правила ты повторяй и игру скорее начинай»
Игра на ИКТ «Тонет – не тонет»
-Правила
«Тонет-не тонет»
-Гимнастика для глаз (приложение 6)
Заключительный этап:
Соленая вода отличается от пресной, она тяжелая и все предметы выталкивает на свою поверхность, поэтому вам и в море было легко плавать. Соленая вода вас держала, на своей поверхности. Сегодня ребята мы с вами познакомились, с тем, что существует соленая и пресная вода. Узнали новые свойства воды, убедились, что соленая вода тяжелее пресной и способна держать предметы на поверхности. А самое главное это то, что пресной воды на нашей планете мало и ее нужно беречь. Сегодня, придя домой, покажите эти опыты своим родителям, им будет очень интересно.
Приложения:
Воспитатель подзывает к себе детей с помощью художественного слова: (Приложение 1)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо.
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся.
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
Проблемная ситуация и проблемный вопрос (Приложение 2)
-Вот Андрей нам на утреннем круге рассказывал, что когда они с мамой варили яйца, чтобы их покрасить на Пасху, мама отошла, а он отвлёкся и уронил солонку и вся соль высыпалась в кастрюлю, но Андрей не стал говорить об этом маме, а когда она вернулась, то сразу спросила: «Зачем ты добавил соль?». Как она узнала?
Дети высказывают свои предположения
Дети: может она просто подглядывала? Может соль было видно?
В: мы же с вами знаем, что соль растворяется и ее совсем не видно в воде.
(Приложение 3)
Рассказ с иллюстрациями: Ребята, а вы знаете, что на нашей планете больше всего воды? Посмотрите на глобус. Вы можете увидеть на нём очень много воды и почти вся она солёная и её нельзя пить. Посмотрите на фотографию, на которой человек плавает в солёной воде и не тонет, а около берега на камнях образовались очень красивые кристаллы. Всё это благодаря солёной воде.
Проводится беседа.
В: Ребята, а как вы думаете почему человек, который не умеет плавать не тонет в солёной воде?
Дети высказывают свои предположения. (гипотеза детей)
В: Посмотрите ещё раз на фотографию, а вы знаете как из-за на камнях образовались кристаллы? (нет)
В: Ребята, а вы хотите узнать про то, как мама Андрея узнала про соль, которую он уронил в кастрюлю? А как мы можем узнать?
Д: Проведём эксперимент! Мы можем тоже насыпать соль в воду и положить в неё яйца и тогда увидим, как она узнала.
Эксперимент (Приложение 4)
Нам потребуются:
• Вода.
• Соль.
• Три яйца.
• Три высоких стакана.
• Графин или подобная емкость для воды.
Порядок действий:
1. Поставьте рядом три стакана. Наполните первый и второй стакан водой почти полностью.
2. Осторожно опустите яйцо в первый стакан, а затем во второй. Видите, что ничего не происходит? А теперь мы во второй стакан будем добавлять соль, нам нужно узнать и записать в карту наблюдений, сколько ложек соли нужно добавить во второй стакан, чтобы мы смогли увидеть изменения. После этого тщательно и аккуратно размешайте воду в стаканах чтобы соль полностью растворилась в воде.
3. Во второй стакан мы добавили 6 полных чайных ложек соли. Запишем это.
В: Ребята, вы видите, что случилось?
Д: Да! Яйцо всплыло, это потому что мы добавили соль.
В: Теперь в третий стакан нужно наполнить наполовину водой и узнать сколько ложек соли нужно. Затем мы в солёную воду добавим ещё обычной сверху, чтобы было пополам. И теперь опускаем яйцо. Посмотрите, яйцо поднялось совсем немного, нужно ещё добавить соли.
А теперь посмотрите, где яйцо находится? (Посередине стакана) А что его дальше не пускает? (Обычная вода). Верно! Запишите в карту наблюдений сколько ложек соли нужно, чтобы яцйо плавало только в середине стакана.
В: Яйцо поднимается в солёной воде, потому что соль — это маленькие крупинки кристаллики, которые поднимают его, не дают ему упасть на дно и держат на поверхности. А в обычной воде такого нет, поэтому в ней яйцо утонуло.
ФИЗМИНУТКА (Приложение 5)
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.)
(Приложение 6)
«Нет забавнее игры,
Наши глазки маляры,
Мы забор покрасим,
Вверх, вниз раз,
Вверх, вниз, два,
Вверх, вниз, три.
Наши глазки молодцы!»