Светлана Дворник
Конспект занятия в старшей группе на тему «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать речевую активность детей. Расширение представления детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки.
Педагогический замысел:
• Расширять и активизировать словарный запас детей по теме: «Игрушки»;
• Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять детей в согласование существительных с личным местоимением; образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Игрушки“» размещена в разделах
• Развивать мыслительную деятельность, умение обобщать и делать выводы;
• Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением
• Воспитание бережного отношения к окружающим людям, игрушкам.
Материально-техническое обеспечение: «Цветик - семицветик». Чудесный мешочек. Коробка с игрушками. Карточки с изображение сломанной игрушки. Разрезные картинки. Мяч.
Предварительная работа: Беседы об игрушках. Отгадывание загадок. Разучивание стихотворения «Берегите игрушки».
Примерный ход занятия :
I. Вводная часть
Воспитатель: «Ребята, вы любите путешествовать?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А поможет нам в этом необычный волшебный цветок. Сейчас я загадаю вам загадку:
«Лети, лети, лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Чуть коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.»
- Как называется этот цветок?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Как вы думаете, почему его так назвали?» (Ответы детей.)
Воспитатель: «Давайте назовём его цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.) Перед тем, как отправиться путешествовать, мы будем отрывать по одному из лепестков и говорить волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Чуть коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.»
II. Основная часть
Воспитатель отрывает один лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку, подводит детей к закрытой полке, на которой находит конверт (игрушки спрятаны в коробке).
Воспитатель: «Ребята, а наш Цветик – семицветик не простой – красный лепесток привёл нас к необычному конверту. Посмотрим, что там внутри. (Воспитатель разворачивает конверт, читает.)
«Дорогие ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, что находится в этой красивой коробке. Ваш Цветик – семицветик.»
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Машинки)
Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу – жужжу, жужжу – кружу. (Юла)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать. (Мяч)
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем (Погремушка)
Зверь любимый весь из плюша:Лапки, хвостик, даже уши. (Плюшевый мишка)
Какую игрушку
Сначала пополам ломают,
А потом в неё играют? (Матрёшка)
Строю дом из кирпичей,
Он пока ещё ничей.
Вот кирпичик к кирпичику –
Строю всё, что захочу!
Не нравится – ломаю
И снова начинаю. (Кубики)
У моей подружки Зины
Есть дочурка из резины.
Кудри дочки – из капрона,
Юбочка – из поролона.
Зина кнопочку нажмёт –
Дочка маму позовёт. (Кукла)
- Ребята, так что же находится в коробке?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, это все игрушки, но посмотрите, какие они разные. А чем они отличаются друг от друга?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Давайте оторвём второй листок и посмотрим, куда он нас приведёт.»
Воспитатель отрывает второй лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку, подводит детей к столам, на которых находятся конверты с разрезными картинками. Проводится игра.
Игра «Собери целое».
Воспитатель: «Ребята, оранжевый лепесток привёл нас к новому заданию. Кто-то разрезал картинки на несколько частей. Давайте попробуем их собрать. Подойдите к столам и составьте картинку из фрагментов» (Дети выполняют задание)
Воспитатель: «Что у вас получилось?
- Почему они называются игрушками?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Я вам предлагаю отправиться дальше в путешествие и поможет нам в этом наш волшебный цветок.»
Воспитатель отрывает третий лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку, дети кружатся на месте (можно делать только один поворот). Проводится игра «Жадина»
Дидактическая игра «Жадина»
МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы
Физкультминутка
Я люблю свои игрушки : Дети выполняют «пружинку», руки на поясе.
Куклы, мячики, хлопушки, Хлопают в ладоши.
Буратино и Мальвину –
Все поместятся в машину. Приседают на корточки.
Я машину заведу, Встают, заводят руками «моторчики» - выполняют вращение рук вперёд-назад перед грудью.
Я на улицу пойду. Шагают на месте.
Ой, уехала машина, Кисти рук прикладывают к щекам, качают головой.
По дороге едут шины. Идут по кругу друг за другом, руками выполняют вращения вверх-вниз вдоль боковой поверхности туловища.
За машиной побегу, Бегут по кругу.
Свои игрушки догоню, Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.
Потому что их люблю. Разводят руки в стороны, обнимают обеими руками себя за плечи.
Воспитатель: «Отдохнули, теперь снова отправляемся в путь.»
Воспитатель отрывает четвёртый лепесток, имитирует полёт лепестка (под музыку). Дети кружатся на месте (можно делать только один поворот). На лепестке написано задание: поиграть в игру «Из какого материала сделана игрушка?»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите какой чудесный мешочек стоит, что же в нем лежит? Руку в мешочек опускай и из какого материала игрушка - называй!»
Речевая игра «Из какого материала сделана игрушка?»
Игрушка из дерева….
Из пластмассы….
Из бумаги….
Из фарфора…
из стекла…
Из металла…
Из гимны…
Из лоскутков…
Из меха…
Из шерсти…
Из картона.
Воспитатель отрывает пятый лепесток, имитирует полёт лепестка (под музыку). Дети кружатся на месте (можно делать только один поворот). На лепестке написано задание: Сделать пальчиковою гимнастику?»
Пальчиковая гимнастика «Катины игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы)
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать –(стучат кулаками)
Воспитатель отрывает шестой лепесток и, имитирует полёт лепестка (под музыку). Ребята, шестой лепесток предлагает поиграть в игру с мячом «Один - много».
Речевая игра «Один – Много»
• Мяч – мячи – много мячей;
• мячик – мячики – много мячиков;
• кукла – куклы – много кукол;
• кубик – кубики – много кубиков;
• мишка – мишки – много мишек;
• машина – машины – много машин;
• машинка – машинки – много машинок;
• собачка – собачки – много собачек;
• пирамида – пирамиды – много пирамид;
• пирамидка – пирамидки – много пирамидок;
• матрешка – матрешки – много матрешек;
• неваляшка – неваляшки – много неваляшек;
• робот – роботы – много роботов;
• самолет – самолеты – много самолетов.
Воспитатель отрывает седьмой лепесток и, имитирует полёт лепестка (под музыку).
Воспитатель: «Ребята, седьмой лепесток поможет нам вернуться из нашего необычного путешествия. Но для этого нам надо проверить, все ли в порядке с нашими игрушками.»
Игра «Чего не хватает?»
Воспитатель показывает детям картинки с изображением сломанной игрушки.
Воспитатель: «А теперь внимательно рассмотрите картинки. На них изображены игрушки, которые сломали малыши. Скажите, чего-то не хватает каждой из этих игрушек.» (Индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: «Мы с вами знаем, что с игрушками надо обращаться бережно, не ломать их. Вы знаете стихотворение “Берегите игрушки”. Давайте вспомним его.» (По выбору воспитателя ребенок рассказывает стих)
«Заяц с куколкой играл-
Платье куклы разорвал.
Взял потом себе машинку-
Разобрал наполовину.
Мячик маленький нашел-
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял-
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким!
Вы игрушки берегите
И заботливо храните.»
III. Заключительная часть
Воспитатель: «Ребята, вам понравилось наше путешествие с Цветиком - Семицветиком?
- А, какое задание вам больше всего запомнилось?
- А как вы думаете, с каким заданием вы справились лучше всего?
- Что бы вы хотели рассказать своим родителям?» (Ответы детей)