Валерия Кочуганова
Конспект занятия по речевому развитию «Слово-предмет, слово-действие»
▼ Скачать
Цель: дать понятие о словах, обозначающих предметы и словах, обозначающих действие.
Задачи:
- учить ставить вопросы кто? что?
- уточнить представления об одушевленных и неодушевленных предметах;
- развивать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Обучающий этап.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Слово-предмет, слово-действие“» размещена в разделах
- Ребята, посмотрите вокруг! Нас окружают разные предметы. Какие? Посмотрите, перед вами на доске картинки. Назовите, что здесь изображено (Одуш. и неодуш. предметы). Это все слова-предметы. Но все они очень разные. Слова-предметы могут быть живые и неживые. Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «кто?», а слова, обозначающие неживые предметы, будут отвечать на вопрос «что?». Вспомните, когда нам кто-то звонит в дверь, мы спрашиваем: «Кто?», а когда мама приходит из магазина, спрашиваем: «Что? ты купила?».
Поупражняться в задавании вопросов кто?что? на представленных картинках.
- А какие слова-действия вы знаете? Сейчас я буду называть слова-действия, а вы угадывать, про кого они.
- Спит, лакает, мяукает. (Кошка) Повтори, что делает кошка?
-Летит, жужжит, жалит. (Пчела) Повтори, что делает пчела?
-Прыгает, летает, чирикает. (Воробей) Повтори, что делает воробей?
-Лает, кусает, грызет. (Собака) Повтори, что делает собака?
- Молодцы! Сейчас я вам буду называть слова. На слово-действие будут вставать мальчики, а на слово-предмет будут вставать девочки. (Пчела, мухомор, летит, спит, поет, кровать, стоит, карандаш, мама, стучит, рубит).
Игра «4-лишний». Назвать лишнее слово :
- Пишет, решает, ученик, читает. (Ученик)
-Летает, плавает, ползает, дверь. (Дверь)
-Идет, стучит, машина, ест. (Машина)
- Плачет, смеется, играет, лопата. (Лопата)
Подвести к выводу о том, что все лишние слова – это предметы.
Игра с мячом:
- Послушайте предложение, закончите его одним словом, правильно изменив по смыслу.
Птица летит. Птицы … (летят). Мальчик идет. Мальчики….(идут).
Собака лает. Собаки ….(лают). Самолет гудит. Самолеты ….(гудят)
Игра «Крокодил». Логопед на ушко говорит одному ребенку слово-предмет или слово действие, которое нужно показать без слов – остальные отгадывают. (Прыгать, солнце, моргать, смеяться, бежать, плавать, ранец и т. д.)
3. Итоги занятия.
- Назовите каждый мне слово-предмет. А теперь слово-действие. Какие бывают слова-предметы? На какие вопросы будут отвечать?