Наталия Нигиль
Конспект занятия с родителями «Детские провокации, или Как установить запреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура занятия :
Занятие состоит из нескольких частей: «организационный момент», «разминка», «основная часть», «завершение работы». Цель «организационного момента» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Родители располагаются по кругу)
Публикация «Конспект занятия с родителями „Детские провокации, или Как установить запреты“» размещена в разделах
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее занятие, посвященное детским провокациям и способам установления запретов. На нашей сегодняшней встрече мы вместе попытаемся разобраться в психологических границах личности, выясним, провоцируют ли вас ваши дети, и установим правильно запреты.
Ведущий: Предлагаю вам создать правила работы нашей группы. (Вывешиваются правила занятия).
2. Разминка.
• Упражнение «Меня зовут…»
Ведущий: Для того чтобы мы сейчас познакомились, каждый участник по часовой стрелке будет называть свое имя и расскажет о своих ожиданиях и опасениях в предстоящей работе.
• Упражнение «Никто не знает, что я.»
Ведущий: По моему сигналу вы начинаете перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор, при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я. (умею, люблю, знаю и т. п.)». (Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре).
3. Основная часть.
• Упражнение «Провоцируют ли вас дети? Как вы реагируете?»
Ведущий: Наше обсуждение будет по кругу. Каждый из вас ответит на вопросы, в ходе чего мы с вами выясним, необходимо ли устанавливать запреты.
(После упражнения проводится обсуждение, в процессе которого родители приходят к выводу, что запреты устанавливать необходимо). Но прежде чем начать что–либо устанавливать, я хотела бы задать вам ещё один вопрос и перейти к следующему нашему упражнению.
• Упражнение «Что у вас в семье можно ребёнку, а чего нельзя?».
Ведущий: Предлагаю ответить на вопрос (выполняется в форме мозгового штурма). Все ваши ответы я буду записывать на бумаге. (После упражнения проводится обсуждение, выясняется чего больше «можно» или «нельзя»).
Мы с вами выяснили, что в каждой семье есть свои запреты и их необходимо установить минимальное количество и договориться о единых требованиях со всеми членами семьи. Для того чтобы это сделать это правильно, нам необходимо выполнить упражнение «Установи запрет правильно».
• Упражнение «Установи запрет правильно».
Ведущий: Сейчас я каждому раздам карточки с образцами поведения. Ваша задача грамотно установить запрет. Например: «книжки рвать нельзя, старые газеты можно».
А для того чтобы вам было легче работать, я предлагаю вам правила запретов «Родительские запреты : как правильно сказать ребёнку “нельзя”, которые помогут вам правильно установить запрет. (Вывешиваются правила. Упражнение проводится по кругу. Если у отвечающего возникают трудности в ответе, то остальные вместе с ведущим помогают ему в выработке правильного поведения).
Мы сегодня всё занятие говорим о детских провокациях, я хочу, чтобы вы сейчас подумали о них, о детях. Поэтому предлагаю вам перейти к следующей работе.
• Творческая работа «Портрет моего ребенка» (проводиться под музыку).
Ведущий: Предлагаю вам устроиться так, чтобы было удобно, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка. Обратить внимание на его внешность (глаза, нос, волосы, губы и т. д.) и выражение лица. А когда откроете глаза, нарисуйте портрет своего ребенка. Из ваших портретов детей мы можем устроить выставку «Наши любимые дети» (по желанию родителей).
4. Завершение работы.
Вопросы к участникам занятия (с целью проявления рефлексии) :
Что Вы узнали нового?
Чему научились?
Ведущий. Я рада, что занятие вам помогло. Хочу поблагодарить всех за участие! Спасибо за проделанную работу!
По окончании занятия в качестве информационного материала родителям можно предложить памятки «Как правильно запретить ребёнку?» и «Границы или рамки поведения в семье».
Использованная и рекомендуемая литература:
Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Детско – родительский клуб. // Справочник старшего воспитателя,2009, январь.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М. : ЧеРо, 1998.
Кузьмина Т. Л. Семейное воспитание: запреты и наказания. М. : МГППУ – 2009.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб. : Речь, 2002
Семейное воспитание: родительские запреты и требования. Методич. пособие. – М. : МОСУ, 2006.
Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М. : Класс, 1995.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. М. : Генезис, 1998.
nsc.1september.ru/articlef.php.
Методические приемы:
Упражнение «Меня зовут…».
Упражнение «Никто не знает, что я.»
Упражнение «Провоцируют ли вас дети? Как вы реагируете?»
Упражнение «Что у вас в семье можно ребёнку, а чего нельзя?».
Упражнение «Установи запрет правильно».
Творческая работа «Портрет моего ребенка».
Вопросы к участникам занятия (цель-проявление рефлексии).