Марина Х
Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ для средней группы «Кто живёт в деревне»
Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ для средней группы
Тема: «Кто живет в деревне»
Задачи:
1. Учить выделять характерные особенности домашних животных.
2. Познаказать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные и как он о них заботится.
3. Придумать вместе с детьми фантастическое домашнее животное.
4. Учить выстраивать логическую цепочку, используя дидактическое пособие «кольца Луллия».
5. Совершенствовать навыки ведения диалога.
6. Закреплять умение образовывать слова во множественном числе.
7. Развивать мышление, воображение, речь, умение доказывать свою точку зрения.
8. Воспитывать заинтересованность детей к занятию, вызвать у них эмоциональный отклик.
Материалы и оборудование :
Игрушки домашних животных, запись голосов домашних животных. Сундучок, клубок, игра :«Чудо - звери», «Логическая цепочка», игрушечный телефон, магнитная доска Минифланелеграфы для составления моделей сказок, геометрические фигуры. Гуашь, пластмассовые ложечки, по 2 листочка бумаги на каждого ребёнка.
Подготовительная работа :
Подбор наглядного материала, загадок изготовление дидактических игр, запись голосов животных. Изготовление дидактического пособия «кольца Луллия». Изготовление дидактической игры «Чудо-звери».
Методы :
1.«Волшебный клубок». «Один – много».
2. Этап применения знаний и способов действий.
3. Методы : ТРИЗ (дидактическое пособие «кольца Луллия»): составление с логической цепочки. ТРИЗ – игра : «Чудесное животное»,
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Метод : «Разговор по телефону».
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.
(Проводится этюд «Солнечный лучик».)
Первый лучик – нежный самый,
Заглянул он к нам в окно.
И принес в своих ладошках,
Частицу солнца и тепло.
-Дети, давайте протянем вперед руки и соединим их вместе как лучи солнца. Чувствуете тепло солнечных лучей? Я желаю, чтобы ваше настроение стало таким же ярким, жизнерадостным как солнечные лучики.
(Неожиданно раздаются голоса животных. Звучит запись «Голоса домашних животных».)
-Ребята, что это? Прислушайтесь. Что вы услышали?
-Может это машина едет или гром гремит? (Нет)
-А что вы услышали?
(Ответы детей: я услышал, как собака лает, а я — как кошка мяукает, а я как корова мычит, и. т. д.)
- А вы хотели бы увидеть животных, чьи голоса вы слышали? (Да)
-Тогда проходите, садитесь на стулья. А у меня есть волшебный сундучок, который я думаю, нам поможет. Только нужно произнести волшебные слова.
Ты волшебный сундучок,
Всем ребятам ты дружок.
Очень хочется нам знать,
Чьи голоса мы слышали сейчас.
(Воспитатель по очереди достает из сундучка изображения животных.)
-Ребята вы знаете этих животных? (Ответы детей) Сегодня, мы вспомним об этих животных. А поможет нам в этом волшебный сундучок:
Наш волшебный сундучок,
Всем ребятам ты дружок.
Помоги ты нам сейчас,
Про животных рассказать.
3 этап.
-Сундучок подарил нам клубочек. Сейчас мы будем по очереди передавать, разматывать клубочек и рассказывать о животном.
(Ответы детей: Корова - она большая. У коровы есть рога, голова, туловище, ноги с копытами и хвост. Корова дает молоко.)
(Так, дети описывают по желанию несколько домашних животных)
- Как можно назвать этих животных, одним словом? (Это домашние животные.)
-А где можно увидеть всех этих животных? (в деревне)
-Ребята мы с вами живём в деревне, и у всех есть домашние животные. У дедушки и бабушки — по одному домашнему животному, а в деревне их много.
(Проводится дидактическая игра «Один — много»)
- У бабушки есть корова, а в деревне (Коровы)
-У бабушки есть теленок, а в деревне. (Телята)
-У дедушки есть лошадь, а в деревне. (Лошади)
(Коза - козы, козленок - козлята, овца - овцы, ягненок - ягнята, собака - собаки, щенок - щенки, кошка - кошки, котенок - котята, свинья - свиньи, поросенок - поросята.)
-Взрослые ухаживают за животными, да и животные в долгу не остаются.
- А вы знаете, как ухаживают за животными? И что животные дают человеку. (Ответы детей.)
- Давайте обратимся снова к волшебному сундучку :
Наш волшебный сундучок,
Всем ребятам ты дружок.
Очень хочется нам знать,
Чем животных нам кормить,
Чем животные важны.
(Воспитатель из сундучка вынимает дидактическое пособие «кольца Луллия».)
-Ребята, сундучок предлагает нам поиграть, а поможет нам в этом весёлая карусель. (воспитатель объясняет правила игры).
Проводится дидактическая игра - «Логическая цепочка». Дети подходят к столу и из предложенных картинок выстраивают цепочки. Затем рассказывают, что у них получилось.
(Ребёнок крутит один круг. Выпадает, сектор, на котором изображена (например – кошка, а затем другой круг, на котором изображена чашка с молоком, и третий круг на котором изображена мышь. Под стрелкой выстраивается логическая цепочка. Затем ребёнок рассказывает, что у него получилось.
(Ответы детей: Корову кормят травой, а она дает человеку молоко. Собаку кормят косточками, а она сторожит дом. и. т. д.)
- На бабушкином дворе живут разные животные. Давайте, их изобразим.
(Проводится физминутка. «На бабушкином дворе».)
Вот козленок озорной
Вдруг затряс бородой,
Головой качает,
Рожками пугает.
Дети подпрыгивают, делают повороты головой. Прижимают к голове указательные пальцы, имитируя рожки козлёнка.
Цок, цок, цок, цок,
Вот лошадка – серый бок
Начала она скакать.
Приглашает поиграть.
Обыкновенный шаг с высоким подниманием ног.
Вот веселые ребятки,
Розовые поросятки.
У них носик пяточком,
Хвостики торчат крючком.
Дети стоят на месте, руки согнуты в локтях, делают развороты вправо и влево.
Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша,
Сядет, умывается.
Лапкой вытирается.
Дети идут мягким пружинистым шагом, имитируют движение улыбающейся кошки.
Вот щенок озорной.
Он с лохматой головой,
Бегает и лает,
Во дворе играет.
Дети выполняют легкий бег, руки согнуты в локтях перед грудью (как лапки у щенка)
(Дети проходят и садятся на стулья.)
-Ребята, а вы любите сказки? (Да.)
- Какие сказки вы знаете, где герои животные? («Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза», «Бычок- смоляной бочок» и. т. д.)
Если дети затрудняются, воспитатель обращается к сундучку.
Наш волшебный сундучок,
Всем ребятам ты дружок.
Помоги ты нам сейчас,
Вспомнить сказки про животных.
(Воспитатель из сундучка вынимает конверт с загадками).
1. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабкой помогали,
Корнеплоды собирали. Ответ: (Репка).
2. Дыму, дыму- то кругом!
Кто бежит с большим ведром,
Кто с ушатом… Вот кошмар!
В доме у кого пожар?
Подгорел, чей хвост немножко?
Погорелец- тётя (кошка).6 (Кошкин дом).
3. Хрю- хрю- хрю- каких три братца
Больше волка не бояться,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный. Ответ: (Три поросенка).
4. Ждоли маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети? Ответ: (Семеро Козлят).
5. Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку,
Он поймал их не сочком,
А поймал он их бочком. Ответ: (Бычок - смоляной бочок).
Моделирование сказки.
А сейчас ребята я приглашаю, вас за столы, где нас тоже ждёт сказка.
У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, зелёный, серый, чёрный, красный, коричневый).
Мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям – заместителям сказку: «Как котёнок забыл, как надо попросить есть».
Для каждого героя сказки - круг определённого цвета. Правильно ребята.
А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели- заместители друг за другом будьте внимательны. (Рассказываю сказку, дети раскладывают модели).
Воспитатель приглашает детей к дидактической доске, где написано: «Бюро находок». Показывает карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял. Это хвост его потеряла корова, а это лапки их потерял щенок и т. д.
-Когда я была маленькая, я хотела, чтобы у меня было, свое чудесное домашнее животное.
Дети, вы должны выбрать части от разных домашних животных и объяснить, почему вы их выбрали, чем они хороши.
(Проводится ТРИЗ - игра «Чудесное животное». Каждый ребенок подходит к доске и выбирает любую часть тела животного. Затем воспитатель вызывает каждого ребенка по очереди и просит объяснить, что он выбрал и почему. (Составляется коллективное одно животное.)
-посмотрите, какое фантастическое е животное у нас получилось. А вы хотели бы, чтобы у вас было своё чудесное домашние животное. (Ответы детей). А помогут нам в этом наши волшебные краски.
(Нетрадиционное рисование красками, кляксография).
-Мы так много узнали о домашних животных, что мне захотелось позвонить своей бабушке, и все ей рассказать. А вы бы хотели, ребята, рассказать обо всем, что мы сегодня делали на занятии своей бабушке?
- Представьте себе, что я — ваша бабушка (надевает платок, берёт телефонную трубку и ведёт диалог с каждым желающим ребёнком).
-Вы берёте телефон и по очереди звоните и рассказываете, что вы узнали, чему научились.