Надежда Зимовейская
Конспект ОД с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад № 2»
Конспект занятия с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи
«Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Разработчик занятия: воспитатель
Публикация «Конспект ОД с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
высшей квалификационной категории Зимовейская Н. М.
ст. Вёшенская
2022 г.
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Зимовейская Надежда Михайловна
№ участника:
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.
Тема занятия: «Сундучок деда Грамотея»
Возрастная группа : старшая группа
Цель занятия: создать условия для развития коммуникативных способностей через использование инновационных интерактивных игр и технологий, активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов через знакомство с технологией синквейн.
Задачи занятия:
Образовательные:
- повторить последовательность зимних месяцев, времён года;
-закрепить понятия что сначала, что потом;
- уточнить знания о согласных (твёрдые и мягкие) и гласных звуках: определять на слух гласные звуки А, У;
- находить место гласных звуков в словах;
- подбирать существительные, прилагательные и глаголы на определенную заданную тему;
Развивающие:
- развивать ориентировку в пространстве, желание высказывать своё мнение, повторять по образцу, мышление, память фонематический слух,
- развивать желание выражать мнение, формулировать коллективную мыслительную деятельность.
Воспитательные:
-формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества посредством общения со взрослым и сверстниками.
Словарная работа: проговаривание существительных, глаголов, прилагательных, используя чистоговорки, инновационные игры и технологии.
Планируемый результат занятия:
-продемонстрирует умение ориентировки пространстве - покажут умение отгадывать загадки -повторят речовку-приветствие и чистоговорку - покажут умение называть мягкий и твёрдый согласный - придумают ответы на вопросы «Кто?», «Что делает?» - обсудят местонахождение гласного звука в слове -выделят графически слово и первый звук в слове -составят стихотворение, используя технологию Синквейн.
Подготовительная работа: проговаривание чистоговорок, физминутки, упражнять в подборе существительных, прилагательных и глаголов по заданной теме.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, сундучок, ключи, мяч, строительный кубики, столы, карандаши, задания на листочках, игрушка снежинка, разноцветные следы.
Ход занятия.
Под музыку «звуки леса» воспитатель и дети проходят в зал.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети проговаривают приветствие.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машемладошками)А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Технология «Мозговой штурм» : воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно! Какое сейчас время года?
Какие времена года вы знаете? Какое время года после зимы? Какое время года перед зимой? Какие зимние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?
Слышится звук СМС. На интерактивной доске появляется письмо.
Воспитатель: Ой, ребята, нам прислали сообщение. Давайте его прочтём!
Дети: Давайте!
«Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны Красивых слов! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Сундучок не простой, а с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи, а заодно выполните несложные задания. Когда соберёте все ключи сундучок откроется! Желаю успеха!
Воспитатель: А где же сундучок (дети смотря по сторонам, находят его) Вот это да, здесь конверт с загадками! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Давайте проговорим речовку, которая поможет нам поднять настроение.
«Уть – уть – уть – отправляемся мы в путь!
Да – да – да – сложно будет, не беда!
Ить – ить – ить – надо ключик нам добыть!
Ок – ок – ок – чтоб открыть сундучок!»
(проговаривая речовку, выполняют движения)
Воспитатель: Первая загадка-подсказка из письма. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет, Во всём на вас похожий. Засмейтесь – и в ответ Он засмеётся тоже. (Зеркало)
Дети: Это зеркало! Надо искать ключ там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Задание №1. Интерактивная технология «Карусель»(становятся в круг)
Воспитатель: Дед Грамотей предлагает вам поиграть в игру «Карусель». Для того вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем.
- Припомните, ребята, какие согласные бывают? (твёрдые и мягкие)
Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.
Воспитатель: Вам понравилась наша «карусель», катаясь вы вспомнили, что согласные звуки могут быть… (твердыми и мягкими).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч!
Воспитатель: Ищите, где в группе мяч.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание. /
Задание №2. Игра с мячом
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» второй замок).
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, - А сегодня вечерком Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №3. (за столом)
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать) Найти слова, в которых есть звук А и У.
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом третий замок).
Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физминутка Будем прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Присядем на дорожку, (Присели на пол.)
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: А четвё ртый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Всё сначала начинаю.
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №4. Инновационная технология критического мышления: «Синквейн» (Задание на 2-х мольбертах) (на стульях)
Воспитатель: Дед Грамотей очень любит сочинять необыкновенные стихи из пяти строк. И хочет узнать можете ли вы сочинить стихи, которые ему очень нравятся. В помощь вам он прислал вот такую схему. (На доске появляется Ёлочка-схема технологии синквейн)
Воспитатель вместе с детьми составляет стихотворение по технологии синквейн. Слово «ЛЁД»
Задание 2: Дети самостоятельно пытаются составить стихотворение со словом «СНЕЖИНКА»
1. Назовите предмет (снежинка)
2. Снежинка какая (дети отвечают - красивый, голубая- два ответа)
3. Она что делает? (летит, падает, ложится- три ответа)
4. Придумайте предложение о снежинке? (Я вижу красивую снежинку)
5. Теперь назовите слово-ассоциацию, когда видите снежинку? (ЗИМА)
Воспитатель: Молодцы! Отличные стихи у вас получились! Теперь у нас 4-й ключ. Осталось найти последний ключ – пятый. Слушайте загадку.
Не куст, а с листочками, Не человек, а разговаривает Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят 5й ключ, выполняют пятое задание. /
Задание №5. Дидактическая игра «Цветные следы»
Воспитатель: Все вы знаете, что в книгах живут сказки, а в сказках много разных фантастических животных. Они отправились на прогулку и оставили необычные следы, которые помогут нам добраться до книги и забрать пятый ключ. Но сначала, выберите цвет следа по желанию. Встаньте на него, подумайте и назовите слова, которые напоминают вам этот цвет. Например, мне понравился оранжевый след, он напоминает мне - апельсин, морковь, лису.
— Белый (снег, бумага, халат, зайчик, зима)
— Зеленый (елка, трава, листья, весна, огурец)
— Красный (осень, помидор, яблоко, цветок, клубника)
— Черный (печаль, горе, ночь, земля, враг, беда, ворона)
— Синий (река, море, дождик, глаза, мячик, платье).
Воспитатель: Молодцы! Мы собрали все ключи, выполнили все задания Деда Грамотея. Но прежде, чем мы откроем сундучок, подведем итог нашему путешествию.
Интерактивная технология «Интервью». (я превращаюсь в журналиста)
Ребята, на телевидении узнали, что вы выполнили задания деда Грамотея и попросили меня взять у вас интервью о вашей встрече с дедом Грамотеем. Я - корреспондент возьму у вас интервью.
Корреспондент: С каким настроением вы отправились выполнять задания деда Грамотея?
Корреспондент: -В какие игры-задания вы выполняли?
Корреспондент: -Что вам понравилось больше всего?
Корреспондент: С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Корреспондент: Вам понравилось сочинять любимые стихи деда Грамотея?
Корреспондент: в какие игры вы бы хотели ещё поиграть?
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Давайте открывать сундучок. После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!