Вероника Голубева
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ЗКР «Гласные звуки»
Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.
Задачи:
• Продолжать учить детей на слух определять количество звуков.
• Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
• Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
• Воспитывать умение правильно произносить звуки.
• Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
• Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.
• Сформировать понятие – звук и буква.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ЗКР „Гласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
• Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.
• Познакомить детей с одной из малых форм фольклора – чистоговоркой.
• Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.
Методические приемы:
1) Артикуляционная гимнастика («Сказка про веселый язычок»).
2) Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией).
3) Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).
4) Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).
Организационный момент.
(Дети заходят в группу, встают полукругом).
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте)
- А как ещё можно поздороваться? (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер)
Ребята, посмотрите на экран, Вы знаете кто это? (Мудрая Сова)
Мудрая Сова приготовила для вас задания, и хочет посмотреть как вы умеете различать звуки и буквы и правильно их произносить.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята, перед тем как начать выполнять задания, я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Садитесь на стульчики и слушайте внимательно. Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а». Хорошая песенка получилась.
Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о».
Открыл широко рот и спел: «э-э-э».
Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у».
Потом язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [и]. (Хоровые и индивидуальные.
Наконец язычок Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы»
Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.
- Ребята, какие звуки пел язычок?
- Язычок пел звук: [а] - Язычок пел звук: [о]
-Язычок пел звук: [у] - Язычок пел звук: [э].
- Язычок пел звук: [ы]. - Язычок пел звук: [и].
- Ребята, какие это звуки? Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом их можно петь.
Ребята, а вот и первое задание от Мудрой Совы.
Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.
-Ребята, посмотрите на картинку,что на ней изображено, какой гласный звук есть в этом слове. При произношении слова делаем ударение на гласный звук (сы-ы-ыр, до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук….).
Ответ полным предложением.
На картинке нарисован сыр. В слове «сыр» гласный звук [ы].
На картинке нарисован дом. В слове «дом» гласный звук [о].
- Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.
Садитесь за парты и послушайте следующее задание.
Посмотрите, что это? (Дом) В этот домик мы поселим звуки – что мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим и слышим).
Фонетическая зарядка.
Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], (Громко и тихо). Молодцы, садитесь за столы. Сейчас мы будем работать в парах.
Работа с раздаточным материалом. Посмотрите, что лежит у вас на столах? (Домик)
У нас есть дома, но в них нет окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна будут круглые красные. Почему? Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте сколько этажей в доме? (четыре) Начинаем с первого этажа. Я буду называть слова, а вы должны посчитать гласные звуки, сколько в слове гласных звуков, столько окон нужно будет установить на заданный этаж
Послушайте первое слово и определите сколько гласных звуков в слове.
АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.
Следующий этаж. Слушайте и считайте.
Мышь
Устанавливайте.
Третий этаж.
Машина
Четвертый этаж:
Экскаватор
Выполняйте. Молодцы!
Работа с чистоговорками.
- Вставайте полукругом, Мудрая Сова приготовила для Вас чистоговорку.
Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы детей.
УЖИ-УЖИ-УЖИ на дороге лужи.
Хорошо, молодцы.
Садитесь за столы и посмотрите что лежит у Вас на столах? (буквы)
Мудрая Сова, хочет посмотреть как вы запомнили гласные звуки и буквы. У каждого из Вас разная буква. Вам нужно обвести вашу букву по контуру и заштриховать ее. Но прежде чем выполнять задание, давайте немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая Гимнастика.
В гости к пальчику большому (показать большой палец вверх)
приходили прямо к дому (соединить кончики пальцев)
Указательный и средний (соединять с большим)
Безымянный и последний
С ним мизинчик малышок (выставить вверх)
Постучался о порог (постучать кулачками)
Вместе пальчики друзья, дург без друга им нельзя (сжать-расжать)
(по окончанию, спрашиваю детей какие буквы они заштриховывали и прошу придумать слово на заданный звук)
-Молодцы, ребята! Мудрая Сова очень рада, что вы запомнили гласные звуки и теперь ей пора с нами прощаться и возвращаться к Лисенку и Ежику.
(дети прощаются с Совой)
Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Кто приходил к нам в гости? Чем мы занимались сегодня на занятии? Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики, находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со звуками делаем (произносим, а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки (красными кружками).