Марина Фомичёва
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми типами жилищ разных народов : иглу, чум, хижина, юрта, изба.
2. Познакомить с материалами, из которых можно строить жилища.
3. Показать зависимость жилых строений от места, где они находятся.
4. Познакомить с элементами украшения деревянной избы: причелина, наличники, ставни, конёк.
5. Расширять кругозор, обогащать знания об окружающей действительности.
6. Воспитывать толерантное отношение к людям, живущим в разных условиях.
Словарная работа: иглу, чум, хижина, юрта, изба, причелины, узорные наличники, ставни, конек.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Дома бывают разные“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Предварительная работа:
рассматривание глобуса, иллюстраций с изображением природы различных климатических зон;
беседы о разных странах.
Материал и оборудование: глобус, иллюстрации жилищных построек разных народов (дом – иглу, чум, хижина, юрта, изба). Иллюстрации декоративных элементов для украшения избы - причелины, узорные наличники, ставни, конек. Макет русской избы, элементы декора - причелины, узорные наличники, ставни, конек.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята, отгадай загадку:
В нём живёт моя родня.
Мне без него не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом
Мой кров, родной и тёплый ….
Дети: Дом.
Воспитатель: Человеку во все времена нужен был дом. В доме можно укрыться от непогоды, это место, где ты отдыхаешь, где живут твои близкие люди, где тебя любят и всегда ждут.
Воспитатель: Как вы думаете, что служило первым жилищем древних людей?
Дети: пещеры.
Воспитатель: правильно ребята. Затем люди стали расселяться по всему земному шару (показывает глобус). Человек учился строить себе жильё из того, что было под рукой.
Воспитатель: Как вы думаете, что окружало жителей Севера?
Дети: Снег и лед.
Воспитатель: Жители Севера строили дома из больших снежных кирпичей.
Такой дом называется иглу. (показывает иллюстрацию). В окна вместо стёкол вставляли прозрачные льдинки.
Воспитатель: Почему на Севере строили дома из снега?
Дети: Потому что там нет другого строительного материала.
Воспитатель: Помогите мне найти на глобусе Север и прикрепить домик - иглу.
Дети находят и прикрепляют.
Воспитатель: Еще жители Севера строят жилища из шестов и покрывают их оленьими шкурами, такой дом называют чум (показывает иллюстрацию). На что похож такой дом?
Дети: На шалаш.
Воспитатель: Прикрепите чум на глобус, где находится Север.
Дети находят и прикрепляют.
Воспитатель: Теперь отправимся в Африку, где растет много пальм. Как вы думаете, из чего жители Африки могут построить себе дом?
Дети: Из листьев и веток пальмы.
Воспитатель: Правильно, такой дом называется хижина (показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему хижины часто поднимали высоко над землёй на сваи?
Дети: Чтобы в них не попала вода во время наводнения и не забрались хищники.
Воспитатель: Помогите мне найти Африку на глобусе и прикрепить туда домик-хижину.
Дети находят и прикрепляют.
Воспитатели: Кочевникам Средней Азии приходилось много кочевать в поисках новых пастбищ. Они строили дома из жердей и покрывали их войлоком из овечьей шерсти. Такой дом называется юрта (показывает иллюстрацию). Юрта - складной дом, его легко перевезти на другое место.
Дети вместе с воспитателем прикрепляют домик-юрту на глобус.
Воспитатель: Много разных домов на свете. В них живут и взрослые и дети. Побывали мы и на Севере, и на Юге, а теперь вернёмся в Россию.
Россию всегда окружали леса. Ребята, как вы думаете, из чего на Руси люди могли строить себе дома?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Правильно ребята. Дома на Руси были деревянными, отсюда и слово «деревня». Дом из дерева назывался изба (показывает иллюстрацию) Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен и мастерство. Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий?
Дети: Плотник.
Воспитатель: На Руси говорили - «Плотник - первый на селе работник». Этот человек умел укладывать брёвна так, что и щелочки не увидишь. Если плотник мастеровитый, говорили - «Каков мастер, такова и работа». А вы, ребята, хотели бы сами построить дом?
Дети: Да.
Физкультминутка:
Тук, тук, тук, молоток (дети имитируют постукивание правой рукой)
Строим, строим новый дом (дети имитируют постукивание левой рукой)
Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем (показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Дом с трубой и красной крышей (поднимают руки вверх)
Дом большой и видный вышел (разводят руки в стороны).
Воспитатель: Посмотрите какой хороший дом мы с вами построили. (показывает иллюстрацию избы). Люди всегда стремились украсить свой дом. Для этого они вырезали из дерева резные элементы для украшения окон, крыши, крыльца: причелины, узорные наличники, ставни, на крышу мастерили конька. (показывает иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, я тоже предлагаю вам украсить наш дом декоративными элементами.
Дети вместе с воспитателем выбирают наиболее подходящие декоративные элементы и украшают ими дом.
Воспитатель: По традиции, после строительства избы, славяне праздновали новоселье, на которое звали всех соседей, пели, плясали и угощали гостей.
Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру «Заря – зарница»
Дети стоят в кругу и произносят слова игры, а водящий идёт за кругом.
«Заря – зарница
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты голубые
Раз - два, не воронь,
А беги как огонь».
С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым добежал, становится победителем, а неудачник становится водящим.
Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с разными жилищными постройками, узнали из какого материала строят свои дома разные народы. Украсили русскую избу. Узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?