Оксана Бирюкова
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по изготовлению русской народной куклы «Славянские обереги»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №153»
городского округа Самара
первой квалификационной категории
Бирюкова О. А.
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по изготовлению русской народной куклы "Славянские обереги"
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.
Задачи: - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;
- познакомить с некоторыми разновидностями узелковых кукол;
- развивать интерес к народному творчеству;
- формировать творческий подход в работе;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность и усидчивость;
- создать положительную эмоциональную атмосферу.
Предварительная работа: Рассматривание русских народных кукол и беседа о костюмах с показом фото-слайдов. Обучение простейшим приёмам работы с тканью – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание. Выявление уровня возможностей детей для выбора традиционной куклы через предварительные занятия. Рассматривание используемых видов тканей и других материалов.
Материалы и инструменты:
1. Плотная льняная ткань 10х15 см
2. Юбки - 3 круглых лоскута ситца разных цветов диаметр 29, 24, 19 см.
3. Белая х\б ткань – квадрат 20х20 см.
4. Платочек – разрезанный по диагонали квадрат 23х23 см.
5. Нить
6. Вата
7. Ножницы
Ход занятия:
(звучит спокойная русская народная музыка)
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы и помочь вам своими руками сделать такую игрушку.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. Так будущих хозяек приучали к аккуратности, хозяйственности и порядку. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. Когда дети подрастали, делали игрушки сами. Крестьянские куклы были очень простыми, изготавливались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов. Ткань складывали, наматывали на твердую основу и закрепляли при помощи многочисленных узлов. Отсюда произошло название - куклы-мотанки или узелковые поделки. Все куколки делались без лица – считалось, что безликая кукла недоступна для любого зла. В игре она была многолика - могла смеяться и плакать.
Воспитатель: достаёт большой короб с лоскутами тканей разных расцветок и ставит перед девочками.
- Посмотрите, что я вам принесла… (В коробе находятся разные материалы из которых можно изготовить кукол - кусочки разных тканей, маленькие клубочки шерстяных ниток, пучок соломы, деревянная палочка и т. д.)
Дети: рассматривают то, что находится в коробе и рассуждают – можно из этого изготовить куклу, какая она получится (из дерева – деревянная, из тряпочки – тряпичная, из глины – глиняная, из шерсти – шерстяная, из соломы - соломенная) ?
Воспитатель:
Рассматривая с девочками различные цветные лоскутки ткани:
- Посмотрите-ка, какая красота! Сшили люди одежду, а лоскутки не выбросили. Помните, как трудно получить ткань? Откуда она берётся.
Дети отвечают…
Воспитатель:
-Да, такой труд вложен в каждый кусочек ткани, что даже самому маленькому лоскутку находили применение – шили лоскутные покрывала, салфетки, из совсем маленьких делали детям куколок. Давайте посмотрим, каких кукол мастерили женщины и все ли куколки делались для игры. Действительно, в такие куколки не только играли – им доверяли защищать и оберегать. А что самое ценное и дорогое у человека?
Дети отвечают…
Воспитатель:
Правильно, - здоровье, дети, семья, урожай и т. д. Из огромного числа куколок-оберегов можно выделить такие как 1)пеленашка (оберегала младенца до момента крещения, 2)колокольчик (символ добрых вестей и хорошего настроения, 3)берегиня (оберегала от несчастий, 4)травница (защищала от болезней, 4)крупеничка (оберег на достаток в доме).
Воспитатель:
Ищет в коробе и достаёт несколько куколок. Показывает пеленашку, куклу-колокольчик, берегиню и куклу-травницу.
Дети с воспитателем рассматривают кукол и говорят, как они называются.
Воспитатель:
-А Вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот сделать мы их можем. Хотите?
Дети соглашаются.
Воспитатель:
- интересно, а если бы куколки вдруг ожили, как бы они двигались? Попробуйте показать.
Дети танцуют, имитируют движения различных кукол.
Воспитатель: молодцы! Вы кружились, и ваши юбочки были похожи на колокольчики. Подобно колокольчику, дарящему хорошее настроение своим жизнерадостным звоном, кукла-колокольчик приносит радость, веселье и счастье в дом, где она обитает.
Ну и, кроме этого, издавна считалось, что колокольный звон отгоняет от жилища и людей болезни и несчастия. Так что тряпичная кукла, так похожая на настоящий колокольчик, обладает тем же защитным свойством и является мощным оберегом для дома и семьи.
Хотите я Вам покажу, как сделать такую куклу? Если что-то не получится – всегда можете рассчитывать на мою помощь.
Процесс работы:
1. Возьмем льняную ткань 10х15 см, свернем ее. Должен получиться столбик тугой и крепкий, чтобы здоровье у вас тоже было крепким. Чтобы столбик не раскрутился, нужно его перевязать.
2. Комочек ваты ниткой примотаем к одному концу льняного столбика – получился каркас куклы.
3. Берем самый большой круглый кусочек ткани (29 см, по центру располагаем каркас так, чтобы ватный шарик (голова) находился в центре.
4. Обернем тканью, аккуратно расправим складочки и перевяжем нитью под головой куклы.
5. То же самое проделаем с лоскутами 24 и 19 см.
6. У квадрата белой ткани 20х20 подвернем два противоположных угла внутрь и внахлест.
7. Обернем получившейся деталью голову куклы - у нас получилось личико, и примотаем нитью.
8. Оставшиеся треугольные уголки подвернем внутрь и сформируем кисти рук, зафиксировав их нитью.
9. Нитью перевяжем под руками куколки.
10. Завяжем платочек, используя выбранный вами треугольный кусочек ткани.
Воспитатель:
Посмотрите, какие у вас получились разные, красивые, интересные и неповторимые куклы! А как вы их назовёте? Колокольчик – куколка веселая и задорная, приносящая радость в дом и только хорошие вести.
Дети: придумывают имя своей кукле.
Воспитатель:
Понравилось Вам делать кукол? Научите своих подружек?
Дети: ответы…
Воспитатель:
Я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на весь день.
Спасибо за внимание.