Галина Перминова
Конспект занятия «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Русская матрешка»
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи:
- познакомить детей с историей матрешки;
- изготовить (раскрасить) плоскостную игрушку – матрешку;
- развивать интерес детей к народному творчеству;
- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
- воспитывать любовь к народному искусству.
Публикация «Конспект занятия „Русская матрешка“» размещена в разделах
Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Физическая культура (ЛФК) : дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления, подготовиться к работе.
Словарная работа: расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций.
Оборудование: деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, гуашь, цветочные отпечатки из губки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А чтобы узнать, что в посылке, нам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка –
Не лошадка, не Петрушка,
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть –
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрешка!
В. : Правильно!
Начинается презентация
Слайд 2: Матрешка – уникальная игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница любви и дружбы. Она – душа России.
Слайд 4: Она попала к нам из Японии. Это была фигура добродушного лысого старика, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и явилась прообразом нашей современной матрешки.
Слайд 5: Первая матрешка оказалась круглолицей, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом – снова девочка, мальчики и девочки чередовались.
Слайд 6: И пошла матрешка гулять по свету : румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка – не лентяйка, в руках у нее - то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с ягодами или грибами. Но самое главное – это куколка с секретом. Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал - мала меньше.
Слайд 7: Вот матрешки из города Сергиев Посад, из Семенова, Полховский Майдан…
Слайд 11: А вот и авторские матрешки (работы, сделанные руками, рукоделие, ручной труд).
Слайд 13: Были матрешки и по мотивам русских народных сказок.
Слайд 14: Матрешку знают во всем мире. Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком.
Слайд 16: Есть даже Музей матрешек.
Матрешкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой - еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).
В. : Ребята, сколько матрешек на столе?
Д. : Пять матрешек.
В. : А какие матрешки?
Д. : Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
В. : Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Д. : Сарафан, платок, фартук, бусы.
В. : Посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна почему то грустит (достается из посылки силуэт матрешки)
Д. : У нее сарафан не расписан.
В. : Ребята, давайте попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздаются силуэты). Но, прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики и руки к работе.
Физкультминутка. Растираем ладони, сцепляем пальцы в замок, вращаем. Разминаем пальцы – кулачок, ладошка.
В. : А теперь давайте вспомним наши правила при работе:
- не отвлекаемся;
- рисуем по всему листку, используя всю рабочую поверхность;
- отпечаток наносим 1 раз.
Ребята разрисовывают силуэты, нанося отпечатки цветов и листиков.
В. : Какие вы молодцы, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрешках.)
В конце занятия воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, с какой игрушкой мы знакомились?
Д. : С матрешкой!
В. : А из чего матрешка сделана?
Д. : Из дерева.
В. : А какие у нас матрешки?
Д. : Нарядные, красивые.
В. : Какие матрешки бывают по росту?
Д. : Разные, маленькие и большие.
В. : А как можно с ними играть?
Д. : Собирать и разбирать.
В. : А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть?
Д. : Да.
В. : А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Д. : Бережно, аккуратно.
В. : Молодцы. Сегодня мы познакомились с Матрешкой, вспомнили, из чего она сделана, договорились, что будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
В. : А у нас тут еще одна матрешка есть. Давайте посмотрим, есть ли у нее секреты.
(В большой матрешке ребята находят сладкие призы.)