Маргарита Жильцова
Конспект занятия «Рождественская елка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить образные представления о дереве и развить навыки рисования по осям.
Задачи: Формируя экологическое мировоззрение, расширить кругозор. Приобщить к мировой духовной культуре. Закрепить навык работы по осям координат прямыми целенаправленными линиями.
Материалы к занятию:
Иллюстрации: репродукция с картины И. И. Шишкина «На севере диком…».
Музыка: Песни про Новый год.
Публикация «Конспект занятия „Рождественская елка“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
Литература: «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин (отрывок «Ельрастет перед дворцом…», сказка Г. -Х. Андерсена «Елка», стихи И. С. Никитина «Елка», К. И. Чуковского «Елка», книга А. Твардовской «Библейские рассказы для маленьких детей», загадки о елке, Рождестве, Новом годе.
Оборудование: искусственная елочка, натуральная еловая ветка, настенный календарь, бумага, фломастеры.
Подготовка.
Педагог проводит игру-угадайку на тему о деревьях. Загадки.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево, лес)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Сосна, ель)
Все паны
Поскидали кафтаны,
Один пан
Не снял кафтан.
(Листва и хвоя)
Летел пан,
На воду пал.
Сам не тонет
И воды не мутит.
(Лист)
Педагог помогает детям разгадать загадку об определении отрезков времени:
Выросло дерево от земли до неба.
Рассказывает:
- Год, как дерево, как человек рождается и растет. В течение года на земле все меняется, изменяется и год. В начале - это маленький мальчик, а в конце – старик.
Загадывает загадки и поясняет их.
На этом дереве
Двенадцать сучков.
Это 12 месяцев. 12 главных изменений в природе в течение года.
На каждом сучке
По четыре гнезда.
Это 4 недели, которые, как правило, составляют месяц.
В каждом гнезде
по семь яиц.
А седьмое – красное.
В каждой неделе по 7 дней. Один – воскресенье – выходной. Поэтому в загадке седьмое яйцо красное. В календаре оно обозначается красным цветом, а остальные дни – черным цветом.
Деревом, роняющим ежедневно по листку, может быть представлен календарь-численник.
Педагог показывает детям календарь и спрашивает, знаком ли им этот предмет, есть ли он у них дома. Когда его покупают.
Педагог:
В конце старого или в начале нового года к нам в дом приходит чудо. Это новогодняя елка. Еще ее называют Рождественской. Зимой отмечают великий христианский праздник Рождество Христово.
Педагог рассказывает детям евангельскую историю о Рождестве (из книги П. Воздвиженского «Моя первая священная история»).
Ход занятия.
Этап 1. Гимнастика для кистей рук. Дети с различной силой сжимают и разжимают пальцы рук. Передавая образы зажигающихся, ярко или слабо горящих огоньков, новогодних фонариков: сжатые пальцы обозначают потухшие огни, разжатые – зажженные. Чем шире растопырены пальцы, тем ярче горят фонарики.
Этап 2. Дети сравнивают ель на картине и искусственную елочку с натуральной еловой веткой. Трогают, нюхают. Педагог спрашивает: «Что создала природа, а что человек? Чем искусственная елочка отличается от натуральной? Какая из них имеет запах? Что больше нравится? Почему?»
После ответов детей педагог читает стихи Никитина, Пушкина про елку и продолжает беседу:
- В каком стихотворении елочка находится в сказочном мире, а в каком – в реальном? Почему у Пушкина ощущается сказочность всего происходящего, хотя в том, что ель растет перед дворцом, нет ничего сказочного? Ведь такое может быть в реальной жизни? Внимательно посмотрите на ель на картине, на искусственную елку, украшенную игрушками и на настоящую еловую ветку. Что больше всего похоже на образ елки, созданный поэтами Никитиным и Пушкиным.
Правильно, искусственная елочка, праздничная, нарядная, похожа на елку в стихотворении Никитина. Представьте себе, что она выросла в лесу, а затем попала на детский праздник и порадовала ребят.
Педагог предлагает детям нарисовать веселую нарядную елочку.
Показывает на доске. Лист складывается 2 раза по горизонтали и 3 раза по вертикали. Карандашом обводятся линии сгиба, считаются клеточки. Справа и слева от центральной линии проводятся прямые линии, образовывая угол, а затем линиями заполняется весь угол. В следующих нижних клетках угол между лучами постепенно увеличивается. Таким образом, получается елка.
Дети рисуют елку и самостоятельно украшают ее шарами и гирляндами.
[
Этап 3. Дети дают названия своим работам.
Этап 4. Дети ходят вокруг елочки и поют песни про Новый год. Как только педагог хлопает в ладони, дети перестают петь, и по очереди говорят про елочку в центре что-нибудь хорошее. Игра проводится в течение 10-15 мин или пока у детей есть к ней интерес.
Беседа о судьбе новогодней красавицы после праздника поможет детям осознать ценность жизни дерева, тем более, что настоящую елку можно заменить символической.