Татьяна Мяконькая
Конспект занятия-путешествия в старшей логопедической группе «В деревню Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : комплексное, развивающее, обучающее
Вид занятия : речевое, познавательное
Тема: «В деревню Простаквашино»
Цель: создать условия, способствующие самоутверждению детей и умению высказывать своё мнение, решать исследуемую проблему и получать практический результат.
Задачи:
Образовательные задачи: систематизировать на основе имеющихся знаний и опыта представления детей о необходимости и значении труда взрослых людей на селе, формировать целостное впечатление об изображенном на серии картинок, расширять и активизировать словарь по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (садовод, тракторист, поле, сад, огород, побелка, трактор, лопата, грабли, семена, ведро, кисть, весенний, копать, белить, обрезать, сеять, учить согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже, формировать операции классификации блоков по четырём признакам с использованием кодов.
Публикация «Конспект занятия-путешествия в старшей логопедической группе „В деревню Простоквашино“» размещена в разделах
Развивающие задачи: развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, развивать связную речь детей: отвечать на вопросы последовательно и логично, составлять короткие рассказы по серии картинок, проговаривать чистоговорки, развивать координацию речи с движениями, развивать внимание, словесно – логическую память, мелкую моторику, конструктивные способности, развивать длительный и плавный выдох.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей желание стремиться к познанию и сотрудничеству с другими детьми и взрослыми, формировать навыки взаимопонимания, самостоятельности, воспитывать любовь к труду, уважение к труду взрослых.
Интеграция направлений развития (образовательных областей) : социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; физическое.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок задаёт вопросы взрослому, способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения; проявляет любознательность, интерес в играх.
Место проведения: групповая комната
Материал к занятию : картинки сельскохозяйственных работ в поле, модели трудового процесса в саду, разрезные картинки, модель времён года, блоки Дьенеша, схемы, предметные картинки Шарика, массажные дорожки, предметные картинки с орудиями труда, серия картинок, пинцеты, палочки, прищепки, ёмкости с водой, клизмы.
Предварительная работа: чтение «Сельскохозяйственные работы на селе зимой», чтение Успенского «Трое из Простаквашино»
Ход занятия.
Обратить внимание детей на следы на полу.
-Ребята, кто это к нам приходил и оставил свои следы? (предположение детей). Около следов лежат конверты.
-Может быть заглянув в конверты мы узнаем кто приходил к нам в гости и оставил свои следы?
-Здесь какие-то разрезные картинки, попробуйте собрать их.
Игра «Разрезные картинки»
-Оказывается кот Матроскин, дядя Фёдор и Шарик приглашают нас к себе в гости в деревню Простаквашино. И прислали нам вот такие волшебные браслеты, которые помогут нам туда попасть, а дорогу нам укажет стрелочка, если мы правильно с её помощью отметим время года (по модели).
-Ну что в путь.
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: У-у-у!
-Вот мы и приехали в деревню Простаквашино.
-Вот мы и приехали в сад дяди Фёдора. Ребята, а как называется профессия людей, которые работают в саду? (садовод).
-У садоводов много работы весной. Вот и дядя Фёдор не справляется, просит вас о помощи.
-Какие же работы проводят в саду (показ модели-лопата) (окапывают деревья)
-Какой для этого нужен инструмент?
-Для чего необходимо окапывать деревья? (чтобы к корням хорошо поступал воздух, вода и питательные вещества).
-Возьмём лопаты и поможем окопать деревья.
Игра –имитация с проговариванием чистоговорок.
ла-ла-ла есть лопата у меня.
Лу-лу-лу –лопатой землю я беру.
Ал-ал-ал- я копать устал.
-Чем же мы ещё можем помочь дяде Фёдору? (показ модели-кисти)
-Что это? Для чего нужна кисть садоводу? (побелить стволы деревьев).
-Для чего это необходимо делать? (побелка защищает кору от солнечных ожогов и от вредителей)
-Возьмите кисточки.
Дыхательная гимнастика по методике БОС (педагог проводит кистью вверх-дети делают вдох, вниз-выдох)
-Что же это за инструмент и для чего он необходим (показ садового секатора). (для обрезки сухих веток на деревьях)
-Дядя Фёдор уже обрезал сухие ветки, только их надо собрать и положить в машину. Сделаем это с помощью пинцета. (дети пинцетами перекладывают ветки в машины).
-Помогли мы дяде Фёдору.
А дальше в поле все пойдём
И собаку Шарика там найдём ( ходьба по массажной дорожке с проговариванием потешки:
Большие ноги шагали по дороге:
Топ-топ-топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ.
-Шарик на поле управляет трактором, значит как называется его профессия? (тракторист)
-Но вот беда, поломался его трактор, помогите его починить. Посморите на свои браслеты и выберите схему такого же цвета, как ваш браслетик.
Составление трактора, используя блоки Дьенеша.
-Мы починили трактор и теперь тракторист сможет вспахать землю плугом и посееть зерно (показ картинок). Но прежде чем сесть за руль наш тракторист Шарик предлагает сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Дети берут фигурки собаки. Сядьте прямо, за Шариком следят только глаза:
Шарика все мы увидали
С ним немножко поиграем
(Дети берут фигурку собачки в руку. Вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на фигурке)
Шарик наш пошёл на право
Глазки посмотрели, в право
(Отводят руку вправо, следя глазами за фигуркой.)
Влево Шарик уж пошёл
Глазки за собой повёл
(Отводят руку влево, следя глазами за фигуркой)
Шарика вверх мы поднимаем
На колени опускаем
(Поднимают руку вверх и опускают вниз, следя глазами за фигуркой)
И глазками моргаем.
Дружно глазки закрываем
С Шариком все мы отдыхаем
(Закрывают глаза. Кладут фигурки на колени)
-А теперь отправимся в огород кота Матроскина.
Ходьба по массажё ру с проговариванием потешки:
По ровненькой дорожке шагают наши ножки:
Раз-два, раз-два, раз-два.
По камешкам, по камешкам шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два.
-Вот мы и пришли к Матроскину. Однажды к нему прилетел Галчонок и хотел рассказать одну историю, а так как кроме «кто там он больше ничего не говорил, то принёс вот эти карточки. Помогите узнать Матроскину, что хотел ему рассказать Галчонок.
Составление рассказа по серии картинок.
-Выложите картинки, что было сначала, а что потом. Дети выкладывая картинки, составляют по ним рассказ.
-После рассказа Галчонка, Матроскин тоже решил посадить огород. Для этого он выбрал место и хотел сгрести весь мусор, а какой для этого нужен инструмент он не знает, а вы знаете (грабли). Попробуем найти в нашей коробочке грабли, возьмите каждый по картинке.
Игра «У меня нет одной грабли, но есть…»
-Мы не смогли найти грабли для Матроскина, что же делать?
-А может быть мы сможем смастерить их с помощью прищепок.
Игра «Доделай грабли из прищепок».
-Ребята, Матроскин приготовил семена гороха и фасоли, но случилась беда, у него рассыпались семена и все перепутались. Он просит помочь ему разобрать все семена.
-У кого треугольные браслетики, тот будет собирать горошины, а у кого прямоугольные-тот фасолины.
С блюдца я беру горошки,
словно птица клювом крошки,
И полны мои ладошки-
руки держат все горошки.
-Но прежде чем их посадить, их необходимо прорастить. Для этого положите семена в тарелочку на ватку, другой ваткой накройте сверху, а теперь наберите воду в клизму и полейте верхнюю ватку. Семена должны постоять во влаге, а когда мы приедем в следующий раз, тогда и посадим в огороде у Матроскина.
-Нам пора отправляться домой.
-Внимние, внимание, возвращаемся домой.
Пальчиковая гимнастика
Пальчики, как ножки,
Ходят по дорожке.
Из деревни мы пойдём
и домой мы попадём.
Мы в деревне были,
Ничего не позабыли?
Руку дружбы протяни,
Что запомнил, расскажи!
Что тебе понравилось в путешествии?