Наталья Миронова
Конспект занятия «Путешествие в страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Путешествие в страну звуков".
Цель: Формировать фонетико-фонематическую базу ребенку
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
• «Физическое развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательные задачи:
1. Обеспечить воспроизведение слов с определенным звуком, умение давать характеристику звукам, определять нахождение звука в слове, делить слово на слоги.
2. Обеспечить условие для построения сложноподчиненных предложений.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
3. Формировать умение вести диалог.
Развивающие задачи:
1. Развивать выразительную речь.
2. Развивается внимание, восприятие, умение переключаться с одного вида деятельности на другой
3. Обеспечить развитие связной речи.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательность и культуру речевого общения.
2. Воспитывать уважительное отношение к родной речи.
Материал и оборудование:
• Конверты (3) на каждого ребенка
• Набор картинок обозначающие звуки
• Картинки мнемосхема (звук, буква)
• Карточки на каждого ребенка для работы за столом, на определение звука в слове
• Коврики на каждого ребенка
• Проектор, экран
• Цветные карандаши
• Набор букв для поездки на паровозике.
• Указка
• Мячик
Предшествующая работа
• Выучить физминутку
• Выучить пальчиковую гимнастику
• Подбор музыкального сопровождения.
• Подобрать картинки
I. Мотивация.
В. : - Подойди ко мне дружок
Вместе встанем мы в кружок
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Здравствуй друг,
Здравствуй друг.
Здравствуй весь наш дружный круг.
Много звуков есть на свете : шелест листьев, плеск воды.
А бывают звуки речи, мы их точно знать должны.
В- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело т наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
В: - Ребята, хочу поиграть с вами в игру. Вы согласны? (ответы детей)
1. Дидактическая игра на определения первого звука в слове.
В. : - Я говорю вам слово и кидаю мяч, а вы в ответ его первый звук.
Клокочет - "К"
Гогочет - "Г"
Хохочет - "Х"
Рычит - "Р"
Щекочет -"Щ"
Чихает - "Ч"
Долбит - "Д"
Тарахтит - "Т"
Пыхтит - "П"
Бубнит - "Б"
Ворчит - "В"
Фырчит - "Ф"
Свистит - "С"
Звенит - "З"
Шумит - "Ш"
Жужжит - "Ж"
В. : - Ребята, что вы сейчас назвали? (Звуки речи)
В. : - Почему вы так решили?
(Звуки можно слышать, петь, говорить)
В. : - А как можно обозначить звук?
(Звук можно обозначить буквой)
В. : -Ребята, а как композитор, музыкант может обозначить звук?
(Композитор, музыкант может обозначить звук нотой)
В. : - Предлагаю отправится нам в страну звуков и букв на паровозике. А билеты на паровоз мы с вами сейчас заработает. Задача каждого придумать слово на заданный звук.
(Дети по порядку "садятся" в вагоны. Воспитатель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.
В. : - Вот мы с вами и попали в страну звуков и букв, но дверь в страну звуков закрыта!
В. : - Перед дверью кот ученый, он приготовил нам задания.
II Основная часть
2. Отгадай загадки о каких звуках идет речь?
В. : Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки.
Ответ: Гласные
В. : -Каким цветом, мы их обозначаем? (Красным)
В. : - Семен, покажи хозяина гласных звуков. (Ребенок показывает)
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Они все разные,
А называются они.
Ответ: Согласные
В. : -Каким цветом, мы их обозначаем? (Синим и зеленым)
В. : - Объясните почему? (Ответы детей)
В. : - Какие звуки мы обозначаем синим цветом?
(Мы обозначаем синим цветом согласные, твердые звуки)
В. : - А зеленым цветом?
(Мы обозначаем зеленым цветом согласные, мягкие звуки)
В. : - А какие они ещё бывают? (Согласные звуки бывают звонкие, глухие)
В. : - Ребята, что можно составить из звуков?
(Из звуков можно составить слово)
В. : - Предлагаю Игорю рассказать стихотворение, а помогут ему и вам в этом пальчики.
(Пальчиковая гимнастика, проводит ребенок)
Пальчиковая гимнастика
Нелегко снимать зверей
Заяц просит: "Поскорей"
Мышь пищит: "Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка",
"Уколю - грозится ёж, -
Если снимок не пришлешь!"
В. : - Вот мы с вами и попали в страну звуков. Вспомните ребята, каким цветом обозначаются звуки? (Красным, зеленым, синим)
В. : Прошу пройти вас за столы. (Дети садятся)
Игра в стране звуков за столами
Закрась клеточки соответствующим цветом.
(На столе карточки с картинками для работы)
• Жёлудь, шина, карандаши, ножницы, пижама, мышь.
В. : - Внимание. Смотрим на экран.
В. : -Молодцы! Справились с заданием. Поднимите солнышко - с заданием справились легко, солнышко за тучкой - немного затруднялись, туча - было тяжело.
В. : - Мы немного засиделись. Лера расскажет стихотворение, а мы немного подвигаемся.
Физминутка
В старом дереве дупло (Показывают круг руками)
Это домик звука "О" (Показывают круг кистями рук)
Рядом с нею на суку (Повороты вправо и влево)
Примостилась буква "У" (Присесть)
В гости к ним издалека (Приложить руку смотрим в даль)
Прибежала буква "А" (Ноги расставить шире плеч, руки полочкой)
Прилетела буква "Я" (Машут руками как будто крыльями)
На спине у воробья
Буквы стали веселиться: (Руки на пояс, присесть в одну и в другую сторону)
И смеяться и кружиться (Улыбаться, один раз покружиться)
То попрыгают немножко (Действия по тексту)
То похлопают в ладошки
То присядут отдохнут
То опять плясать начнут. (Выставляют ногу)
В. : - Спасибо Лера! Вы молодцы ребята. Отдохнули, прошу вас сесть на коврики.
Следующее задание:
Назови одинаковые слоги в словах
В. : - Под ковриками лежат конверты, в них задание. Возьмите конверт с цифрой 1.
Камыши - карандаши, лыжи-жираф, лужи- ножи, моржи - ежи,
пижама-жаба, лошади-шары, машина - камыши, шина - карандаши.
(Дети делят слова на слоги и называют повторяющийся слог полным ответом. Например: "В слове камыши и карандаши повторяется слог ши".)
В. : Молодцы! Справились и с этим заданием.
Составь слово по первым слогам картинок
В. : - Ребята, возьмите конверт с цифрой 2.
Воспитатель читает задание.
Вам следует рассмотреть картинки и составить слово по первым слогам.
Лимон, самовар - лиса
Крыло, самолет - крыса
В. : - Молодцы! Мы с вами немного засиделись.
4. Поменяй слоги местами и составь слово
В. : - Ребята, а сейчас я вам буду называть слоги, а вы будете менять их местами и находить соответствующую картинку.
ры-ша (шары, ба-ры (рыба, ба-жа (жаба)
(Дети по мере выполнения ищут нужную картинку и показывают воспитателю)
В. : - Молодцы! Справились с этим заданием. Я вами горжусь.
Ребята нам надо возвращаться в детский сад, присаживайтесь в вагоны.
Рефлексия
В. : - Но для того чтоб паровоз привез нас в детский сад. Мы его заведем ответив на вопрос:
• Сегодня я узнал (а).
• Сегодня мне понравилось.
• У меня сейчас. (хорошее) настроение потому что.
• Сегодня мне было трудно …
В конце занятия воспитатель отмечает заслуги каждого участника. Замечает положительные моменты, подбадривает и благодарит за увлекательное путешествие.