Марина Роводзянова
Конспект занятия «Путешествие в северную деревню. Закрепляем знания о Мезенской росписи» с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ко дню Мезенской росписи на Маам.
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о мезенской росписи.
Ход занятия.
Дети входят в зал (группу, встают полукругом.
-Здравствуйте, ребятушки! Меня зовут Марина Юрьевна – я крестьянка –мастерица – прибыла к вам из далёкой северной деревни Палащелье, что стоит на крутом берегу реки Мезени. Приглашаю вас совершить со мною путешествие во времена давние, прежние, во досельные.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в северную деревню, Закрепляем знания о Мезенской росписи“ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мезенская роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Много прелестей в стране нашей северной,
Ещё больше в ней всякого богачества!
Много есть у нас лесов прекрасных,
Леса северные, они очень дорогие,
Для всего они способные…
А люди-то, народ-то, у нас все мастера – как один:
Избу срубят – сработают…
Пропеваньице споют – заслушаешься,
А уж намалюют – нарисуют – одно загляденьице….
Хотите побывать в нашей деревне?
А на чём можно отправиться во времена прежние? (ответы детей)
Есть у меня игра волшебная, которая поможет нам очутиться в Палащелье.
Вставайте-ка в кружок, отправимся в нашу деревушку в гости.
Дети встают в круг, берутся за руки.
Народная игра «Белорыбица»
Выйдем за ворота, (идём по кругу, держась за руки)
Поглядим далеко. (глядим в даль, ребро ладони приставлено ко лбу)
Морюшко широко – (разводим руки в стороны)
Белой рыбы много. (ладони вместе, изображаем волну)
Сети мы закинем, (бросок от плеча)
С белой рыбой вынем. (тянем сети)
Зачерпнём водицы, (наклоняемся, зачерпываем воду)
Наварим мы ушицы. (левой рукой изображаем кастрюлю, правой мешаем).
Покушайте ушицы перед дальней дорогой, а теперь…
Глазоньки свои закроем,
Ноженькою топнем, рученьками хлопнем,
Вкруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Скажем: «Ах!» - и окажемся в гостях.
Звучит шум воды, крик чаек.
Вот и прибыли мы с вами в Палащелье.
Пройдёмся по деревне, поглядим на дома наши. (Листаются слайды с деревенской улицей, разными домами) С незапамятных времён крестьяне – мастера украшали свои избы – дома: резные ставни защищали от ветров студёных, конь на крыше оберегал дом от невзгод, а жёнки-то посуду расписную на стол поставят – и душа радуется.
А знаете ли вы стихи ребятки?
Соня К.
Роспись волшебную эту
Будем как книгу читать,
В стройных ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Лера Т.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется,
Нежною сказкой оно.
Никита К.
В строчках её можно встретить
Птиц и Коней мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Саша Т.
Росписью той украшают
Из бересты туеса.
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.
-А в нашей-то деревне Палощелье – свои мастера. Ребята а вы знаете кто были мастерами мужчины или женщины? Да, верно-мужчины.
Сядут длинными зимними вечерами, возьмут тиску – палочку измочаленную да перо глухариное, краску черную да красную, - и начнут писать – рисовать на дощечках, на посуде – дом свой украшать.
-Роспись нашу мы назвали Мезенской, по названию реки Мезени, на которой стоит деревня. Она отличается от всех других северных росписей. Скупые, схематичные изображения и цветовая гамма – только красную и чёрную краску использовали.
-Как вы думаете, из чего в старину делали красную краску? А чёрную?
Правильно, красную делали из глины, которой в округе много, а чёрную из сажи, которая в трубах печных копится. А чтобы лучше держалась она на досках, добавляли смолу еловую или лиственничную.
-Ребята, а может кто загадки умеет загадывать?
Сумая И.
За грибами в лес иду
И её с собой беру. (корзина)
Максим Ф.
Я-ягодник заядлый
Иду через лесок,
Ягоду за ягодой
Кладу в свой (туесок)
-Давайте, рассмотрим картину. Сколько уровней изображено на этой картине? Кто их сможет назвать?(Верхний, средний и нижний) Молодцы, ребята, все верно! Кого любили изображать мастера в центре своих картин? Коня мужики наши не просто так рисовали. Что означает на этом рисунке конь?
-Конь – помощник, защитник. Конь – символ добра, символ солнца.
Старики говаривают, что конь на своей спине утром солнце на небо везёт. Поэтому рисуют его красным цветом, как солнце на заре.
Что же, я смотрю ребята вы устали, а давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в русскую народную игру
«Маланья»
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на нее глядели.
Делали вот так.
-Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, а у нас узоры появились на экране. Давайте вспомним, что они обозначают.
На мольберт выставляются карточки с символами, называем, знакомимся со смыслом. «Символы» (перышко, зигзаг, стихийка, завиток, криулька)
-Мастера – умельцы не просто красивые узоры рисовали, а вплетали в них обереги для своего дома.
Вы знаете, что такое оберег?
-Оберег – вещь, способная охранить, защитить человека от разных бед.
Люди-то наши верят, что обереги защищают их от разных напастей, бед и невзгод.
Хотите и мы с вами оберег для своего дома нарисуем? Проходите в горенку (избу, присаживайтесь за столы. (На столах всё приготовлено)
Рисовать вы будите с помощью привычных для вас кисточек и гуаши.
(На мольберте выставить картинку заготовки. )
-Можно приступать к росписи своего рисунка, я вам буду помогать, подсказывать.
Во время рисования локти лежат на столе, кисточку держим вертикально, тогда рука не будет трястись и линии более ровные и тонкие выйдут.
(Во время рисования помощь детям. )
По окончании работы дети выставляют свои работы на мольберте.
-Ну и мастера, молодцы, какую красоту нарисовали.
Вы свои рисунки -обереги с собой возьмёте да домой отнесёте.
И будет наш мезенский рисунок и ваш дом оберегать, солнце и тепло в дом приглашать.
-Что ж, ребятушки, нам с вами пора с Палащельем прощаться, да домой возвращаться.
Дети встают в круг, берёмся за руки.
Встанем снова мы в кружок, за руки возьмёмся.
Глазоньки свои закроем.
Ноженькою топнем, рученьками хлопнем.
Вокруг себя обернёмся, снова за руки возьмёмся.
Скажем : «Ой!» - и вернёмся мы домой.
Стоим в кругу.
-Ребятушки, вам понравилось путешествие в деревню Палащелье? С какой росписью вы сегодня познакомились? Какой элемент росписи главный, центральный? Почему коня рисуют красным цветом? Какой цвет ещё присутствует в росписи?
Мастера, мои умельцы, если вам понравилось наше путешествие, вам было интересно и легко возьмите себе красного коня. А если вам было трудно и неинтересно возьмите чёрного коня.
На столе лежат кони красного и чёрного цветов, дети подходят выбирают и прикрепляют на доску (мольберт). Воспитатель интересуется почему выбрали коня того или иного цвета.
Наше путешествие подошло к концу, мне пора с вами прощаться в своё время давнее возвращаться. Вы рисунки свои домой возьмите, будете на свой оберег поглядывать да меня вспоминать. До свидания, ребята.
Спасибо за внимание!