Татьяна Хабибуллина
Конспект занятия «Путешествие в мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие
для детей 4–5 лет
на тему: «Путешествие в мир эмоций».
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых.
Задачи:
1. Образовательные:
- Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мир эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Развитие способности выражать чувства страха, злости в социально приемлемой форме.
2. Развивающие:
- Развитие тактильной чувствительности;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие зрительно-пространственной ориентации;
- Развитие элементарного навыка самооценки;
- Развитие мелкой моторики;
- развитие эмоционального интеллекта.
3. Воспитательные:
- Развитие групповой сплоченности;
- Развитие самостоятельности, умение работать в коллективе, умение договариваться;
- Повышение интереса детей к развивающим занятиям с помощью работы с мультимедийным оборудованием.
Условия проведения: занятие проходило в музыкальном зале. Было пространство для организации детей в кругу, были стулья и стол для организации упражнения, для девочки Вари с ОВЗ.
При подготовке к занятию мной были учтены и возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Форма: групповая, индивидуальная
Количество детей в группе: 10, группа средняя, девочки и мальчики.
Возраст: 4-5 лет
Выбранные мной методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию материала, уровню знаний, умений и навыков детей.
На занятии применялись различные методы и приемы:
а) словесные: объяснение, диалог;
б) наглядные: показ игры-презентации на телевизоре;
в) практические: упражнение «Ловушка для злости» - самостоятельная работа;
г) проблемно - поисковые (игровая ситуация «На чем будем добираться в сказочное путешествие на помощь к гномикам»);
д) методы поощрения (одобрение, позитивный настрой, создание ситуации успеха;
е) методы самоконтроля: самостоятельная работа, рефлексия собственной деятельности.
Оборудование: музыка, презентация, маски злых-добрых героев, игрушка-свечка, смайлик с изображением злости, маленький стол, воздушные шары, руль, колеса, мешочек, разноцветные лепестки, ватман.
Предварительная работа:
1. Подготовительный этап:
- изучение литературы про героев сказок с разным проявлением эмоций;
- разработка наглядности;
- обогащение образовательной среды;
2. Практический этап:
- беседа;
- игры;
3. Заключительный этап:
- итоговое мероприятие
Организационно-мотивационная часть:
Педагог-психолог обращает внимание детей на присутствующих гостей, членов комиссии.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте все вместе улыбнемся им и поздороваемся.
- Мне очень приятно видеть ваши радостные лица! Значит, у вас у всех хорошее настроение? Молодцы, вы очень хорошие, умные, красивые ребятки, и я думаю у нас с вами сегодня все получится, все будет хорошо.
1. Ритуал приветствия
- Итак, гостей мы поприветствовали, а теперь я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Ребята, давайте встанем в круг.
Посмотрите, я принесла с собой игрушку-свечку. Видите, как меняются цвета, какая она красивая? Сейчас мы будем друг другу передавать ее по кругу. Представьте, что от нее исходит тепло, радость, и храбрость. Передаем свечку, улыбаемся и говорим: «Я рада тебя видеть, Варя».
2. Проблемная ситуация.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Вот что я сегодня узнала.
- Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна хорошего настроения. Вы знаете что такое настроение? Какие вы знаете еще настроения? (дети перечисляют).
- Настроение – это наши эмоции, мы их можем разглядеть по лицу и по нашему поведению. Это то, как мы себя чувствуем, как себя ведем.
Дело в том, что в этой сказочной стране живут веселые гномики. Каждый день в хорошем настроении они встают очень рано и начинают заниматься своими делами. Но вот случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Сильный ветер срывал крыши с домов и ломал ветви деревьев. Гномики конечно успели спрятаться, но домики спасти не удалось. Теперь гномики расстроены. Нужно заново строить дома. А в плохом настроении у них ничего не получается, все валится из рук. Они чувствуют страх, злость, но изменить свое настроение не могут. А чтобы все красиво и аккуратно построить, нужно хорошее настроение. Что теперь им делать?
- Ребята, поможем справиться жителям волшебной страны?
- Но чтобы им помочь, нам нужно отправиться в путешествие. Вы готовы?
На чем можно добраться до волшебной страны, чтобы быстро преодолеть горы, моря, леса?
Ответы детей. Постройка транспорта из стульев. Техника безопасности. К стульям привязываются воздушные шары. Дети усаживаются и отправляются в путешествие.
Слайд 1 летим
Слайд 2
3. Первая остановка - «Пещера» (на слайде картинка пещеры, звучит музыка)
- Все, приехали, можно выходить. Ой, что это? Мы оказались с вами у пещеры.
- Ребята, вы что-то слышите? Какое сейчас у вас настроение, что вы чувствуете, когда слышите эти звуки? Какие они?
Слайд 3
- Наверно здесь живет гномик. Вот мы и встретились с ним. Давайте на него посмотрим и угадаем какое у него настроение. (рассматривают изображение гнома)
- Как вы догадались? Обратите внимание на его лицо.
- У вас, наверное, тоже бывают моменты, когда вам страшно. Давайте попробуем изобразить как меняется наше лицо, когда мы испытываем страх: глаза открываются широко, рот открыт.
Давайте поучимся вместе не бояться, побеждать свой страх. Когда я была маленькой, моя бабушка говорила мне так: чтобы страх победить - нужно страх приручить. Приручить свой страх - это значит сделать его ручным, как котенка или маленького щеночка: подойти и погладить, сказать ему что-нибудь приятное, подружиться с ним.
Упражнение «Волшебные превращения»
Сейчас мы попробуем это сделать. Один из вас наденет маску страшного персонажа и будет нас пугать (рычать, разговаривать грубым голосом). А ос-тальные все вместе сначала произнесем волшебное заклинание, для храбрости: «Чтобы страх победить – нужно страх приручить, а затем подойдем и постараемся подружиться со страшилкой (дотронемся до него, погладим, скажем доброе слово). И после этого вы увидите, что произойдет волшебное превращение.
После того как ребята подружатся с персонажем, маска переворачивается другой стороной и оказывается красивым, добрым персонажем (Баба-яга превращается в девушку Весну, Бармалей - в доброго молодца).
- Хорошо! Молодцы! У гномика сразу изменилось настроение! А теперь отправляемся дальше (все садятся на стулья). Слайд 4
Слайд 5 летим
Слайд 6
4. Вторая остановка - «Поляна Радости». Звучит веселая музыка.
- Что вы чувствуете на этой поляне? Что вам хочется делать?
- Какое у вас настроение?
- Дети, а что такое радость?
- Что вы делаете, когда вам весело?
Давайте поиграем.
5. Физминутка «Сказочный лес» (2 раза)
- Представьте, что в лесу светит солнышко и все деревья тянут к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся и порадовался солнышку! (дети на носочках поднимают руки и перебирают пальцами, радость на лице)
-Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны, причиняя им страдание. Но крепко держатся корнями деревья. (раскачиваются, на лице страдание)
-Ветер принес дождевые тучи и деревья почувствовали первые капли дождя. Дождик стучит все сильнее и сильнее, деревья загрустили еще больше. (пальцами касаются спины, на лице грусть)
-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (гладят ладошками, сочувствующие улыбки)
-Но вот вновь появилось солнышко! Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, зашумели листвой и почувствовали внутри себя свежесть и бодрость! (широкая улыбка, ровная спина, плечи назад)
Хорошо! Но нам надо отправляться дальше!
Слайд 7 летим
Слайд 8
6. Третья остановка - «Гора» (звучит музыка)
- Все, приехали, можно выходить. Ой, что это? Мы оказались с вами у огромной горы.
- Ребята, вы что-то слышите? Какое сейчас у вас настроение, что вы чувствуете, когда слышите эти звуки? Какие они?
Слайд 9
- Вот мы и встретились с гномиком. Давайте на него посмотрим и угадаем какое у него настроение (рассматривают изображение гнома)
- Как вы догадались? Обратите внимание на его лицо, руки.
- У вас, наверное, тоже бывают моменты, когда вы злитесь. Давайте попробуем изобразить как меняется наше лицо, когда мы злы: брови сведены, зубы стиснуты, улыбки нет, кулаки сильно сжаты.
Упражнение «Ловушка для злости».
- Но нам надо скорее избавиться от злости и гномика тоже научить. Сейчас мы будем разрывать на мелкие кусочки вот это злое настроение, спрячем все в волшебный мешочек и завяжем крепко. И тогда всё станет по-другому: исчезнет злость, вы почувствуете силу и доброту. (ведущий раздает смайлики с изображением злости, дети садятся на ковер и разрывают бумагу на кусочки, складывают в мешок). Девочке Варе предоставить небольшой стол для разрывания бумаги (частичное недоразвитие конечности правой руки).
Один, два, три! Разрываем и сдуваем их с ладони.
Скажите, ребята, из этих маленьких обрывков бумаги можно собрать рисунок со злостью? Значит нам с вами удалось совершить настоящее волшебство: злость исчезла, она превратилась в веселые снежинки!
- Смотрите, действительно, настроение гномика изменилось, он даже смеется.
Слайд 10
Вот какие разные настроения бывают, и у нас с вами очень хорошо все получилось.
Слайд 11 Гномики очень рады, что мы им помогли, посмотрите, ребята, как они развеселились, у всех хорошее настроение, значит теперь они быстро построят себе домики.
Слайд 12 летим А наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться обратно в детский сад (звучит музыка).
Слайд 13
7. Рефлексия «Мое настроение», «Я сегодня научился…»
- Ребята, вы были сегодня прекрасными, смелыми волшебниками, вы не побоялись встретиться с плохим настроением гномиков! Молодцы!
- Какое настроение у вас возникло после нашего путешествия?
- Давайте выберем цвет лепестка, похожий на ваше настроение и у нас получится цветочек.
- А когда будем выбирать лепесток нужно сказать что вам понравилось сегодня на занятии, чему научились, что узнали нового?
Вот какой красивый получился цветик-разноцветик! Как и наше разное настроение, потому что мы все с вами разные.
Цветочек заберете с собой в группу, чтобы он напоминал вам о нашем путешествии и о том, как можно избавляться от плохого настроения.
Всем до свидания!