Анастасия Фурманова
Конспект занятия «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» (для детей с
аршего дошкольного возраста)
Фурманова Анастасия
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного, воспитательного и эстетического значения для детей, расширение знаний об окружающем мире через творчество А. С. Пушкина.
ЗАДАЧИ:
1. Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
2. Учить детей слушать стихи, сказки, читать отрывки произведений, развивать слуховую память.
3. Активизировать и обогащать словарь детей.
4. Через сказочные образы воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь. 5. Показать красоту его поэзии и окружающего мира.
6. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.
7. Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе.
МАТЕРИАЛЫ:
портрет А. С. Пушкина;
книги с иллюстрациями;
музыкальное сопровождение «Полет шмеля», шум моря;
предметные картинки к дидактическим играм (зеркало, яблоко,
солнце, месяц);
пазлы к сказке «О рыбаке и рыбке»;
красивая коробка в ней зеркало и яблоко.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ :
В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Послушайте, ребята что я вам буду читать: (воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А. С. Пушкина).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(Отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)
- Что я вам сейчас прочитала? Кто автор?
Ответы детей: «Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений, которые написал А. С. Пушкин».
- А что еще написал А. С. Пушкин?
Ответы детей: «Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки».
- Какие вы знаете сказки А. С. Пушкина?
Ответы детей: «Мы знаем сказки : «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам А. С. Пушкина. А на чем же мы будем путешествовать по сказкам?
Я предлагаю «ковер – самолет» - это очень удобный вид транспорта для путешествий по сказкам. А чтобы набраться сил перед полетом предлагаю зарядится энергией.
Разминка:
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх, покачивание руками над головой) И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах (соединить ладони, сделать лодочку)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают, потягиваются)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (движение ладонями к себе).
- Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова).
- Мы прилетели с вами в сказку. Слышите, кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их.
Ответы детей: «На столе лежат насекомые: комар, муха, шмель».
- Из какой сказки А. С. Пушкина эти насекомые?
Ответы детей: «Эти насекомые прилетели из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
- Кто из вас знает как точнее называется эта сказка?
Ответы детей: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
- И так, мы с вами попали в «Сказку о царе Салтане…».
- Кто знает, как начинается эта сказка?
Дети вспоминают и читают наизусть отрывок из сказки :
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки – царя Родила богатыря».
Вопросы к детям по сказке :
- Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана).
- Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей).
- Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»).
- В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля).
- Кто царю Салтану рассказывал об «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»)
- Кого называли «корабельщиками»? (Ответы детей).
- Какие «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь).
Каждый день идет там диво:
- Как заканчивается сказка? (Ответы детей).
- Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит, что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.
На столе у воспитателя появляется красивая коробка.
- Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать эти предметы и сказать сказку.
1) В коробке лежит предмет, с помощью который в сказке А. С. Пушкина говорил человеческим голосом? Что это за предмет? (Зеркало).
2) В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет? ( Ответ: яблоко).
3) Из какой сказки эти два предмета? ( Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручкой замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
«Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела.
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
- Спасибо вам ребята, но нам пора в следующую сказку (снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»).
- Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке о рыбаке и рыбке».
Вопросы к детям по сказке :
- Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.
- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
- Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).
- Как каждый раз встречало море старика? ( Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).
- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна, как старуха меняет свои желания).
Задание детям: Дидактическая игра «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке».
- Какой эпизод из сказки изображен? Как вы это поняли?
- Расскажите, чем закончилась эта сказка?
Дети читают наизусть отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне - море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
- Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Давайте им скажем «до свидания
- Вот мы с вами снова очутились в детском саду.