Флюра Горловецкая
Конспект занятия «Путешествие к гномам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования технологий, методов и приемов, направленных на развитие вокального исполнительства детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать музыкально- слуховой опыт детей в вокальном исполнительстве;
- формировать интерес к вокальному искусству;
- формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, вокально - хоровые умения и навыки);
-обогащать речь детей прилагательными, при слуховом восприятии музыки.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие к гномам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- формировать умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат;
- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;
- формировать умения детей связно, последовательно и выразительно давать музыкальную характеристику произведению;
- совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
Развивающие:
- развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон;
- развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
- развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, артикуляцию;
- развивать умение петь, выразительно передавая характер песен, хором и сольно;
- развивать интонационную выразительность речи детей;
- развивать монологическую форму речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к вокальному исполнительству;
- воспитывать желания самостоятельно исполнять вокальные произведения;
- воспитывать речевую культуру у детей на музыкальных занятиях.
Развивающая среда:
- ноутбук, колонки, телевизор, аудиозаписи для слухового восприятия произведения
- картины по слушанию произведения, портрет композитора.
- мольберт, геометрические фигуры.
- шумовые инструменты.
Дети зашли под веселую польку в зал.
Упражнение- приветствие: «Мы начнем»- Е. Кислициной.
Ребята, наше занятие сегодня будет необычным. А знаете почему? (показывает письмо, от кого оно)
Ребята к нам пришло письмо от семи гномов, которые живут с Белоснежкой.
Читает: Здравствуйте ребята, мы гномики очень любим музыку, петь песни, и поем их всегда и везде. Но Белоснежка считает, что мы гномики поем не красиво. И поэтому мы приглашаем вас в гости, и просим вас показать, рассказать, как нам петь чисто и красиво.
Ну, что ребята, мы с можем рассказать, показать гномикам как надо чисто и красиво петь? А как? Вы можете им показать дыхательные и артикуляционные упражнения? А какие вы еще знаете упражнения для улучшения пения? Ну, что готовы? Тогда отправляемся.
Ход занятия:
Слайд: На экране телевизора появляется извилистая дорожка.
Муз. По извилистой дорожке предлагают нам пройти.
Может сможем, мы ребята,
В сказочный лес с вами войти.
Ну что, вы готовы? Тогда в путь важное условие очень четко проговаривать слова.
Физминутка: «Мы идем»- М. Раухвергера.
-Идем спокойно, не спеша, Дети идут спокойным шагом
Прямо голову держа под музыку.
- Как солдаты мы шагаем, Дети маршируют
Вы выше ноги поднимаем.
Спи спину прямо всем держать,
Чтобы Чтобы было видно стать.
-Вот пещера перед нами, Дети идут полуприсядом
что чтоб пройти присядем с вами.
Полуп полуприсядом пойдем,
Чтоб чтоб не стукнуться нам лбом.
Побежим мы как лисички Легкий бег
Очень очень хитрые сестрички, .
--- как красиво мы бежали
Но не и не много мы устали.
Муз. рук. : Ой ребята, смотрите что- там впереди, останавливаемся.
Дети присаживаются на полянку.
Муз. рук. : Вот мы и подошли к дому, где живёт Белоснежка.
А вот и она сама! Давайте, ребята, поздороваемся с ней вот такой песенкой: «Здравствуй, здравствуй, Белоснежка!»
Белоснежка: Здравствуйте ребята,здравстуйте! (поет педагог).
Белоснежка здесь, а где же гномики?
Белоснежка: А вы присядьте отдохните, гномики сейчас придут.
Слушание: «Шествие гномов»- Э Григ.
Ребята вы прослушали произведение, как оно называется? (ответ) А кто написал это произведение? (Норвежский композитор Эдвард Григ)
(Дети показывают портрет композитора, картину).
Муз. : Ребята «шествие» с французского это марш.
Значит можно это произведение назвать Шествие или марш гномов?
Про каких гномов рассказывает музыка? (ответ).
Сколько здесь частей? (3 части)
О чем рассказывает композитор в первой части этого произведения? А как они двигаются? (страшно сказочно маршируя, и злобно танцуют)
А как звучала музыка, какие средства художественной выразительности вы услышали? (музыка звучала громко отрывисто). Ребята, а как вы думаете, двигаются гномики? ( Ответ: маршируют, пританцовывают) А марш какой? Такой как шагают наши мальчики или нет? Ответ детей.
-Конечно марш необычный, сказочный. А как звучала музыка во второй части? (светло, нежно. Волшебно)
О чем нам рассказывает композитор во второй части этого произведения?
Ну и в конце как звучала музыка? (как в начале).
Давайте покажем первую часть выражением лица, вторую. (Дети показывают мимикой).
А можно настроение, характер музыки показать красками, цветом? Каким тоном краски можно показать злое, страшное? (темными цветами). А радость?
А вот теперь я предлагаю вам показать строение музыкального произведения Норвежского композитора Эдварда Грига графически с использованием соответствующих тонов, передающих характер, настроение произведения.
Давайте сделаем вывод: каких гномов изобразил норвежский композитор в пьесе «Шествие гномов»? (в начале, страшно, таинственно, затем светло, нежно, и в конце, как вначале)
Ребята, а вот и гномики. (Появляется гномики)
Давайте поздороваемся с гномиками вот так, (педагог показывает песенку)
Песенка- приветствие: «Здравствуйте гномы»
Гномы : «Здравствуйте, ребята».
Гномы : мы рады, что вы нам не отказали и пришли к нам по нашей просьбе.
Муз. : Ребята, давайте расскажем и покажем с чего надо начинать, и какие формы мы используем в процессе работе над пением.
(сидят на полянке расслаблены)
Дети: Артикуляционная гимнастика нужна для того, чтобы наш артикуляционный аппарат хорошо работал при пении.
«Маляр» -на расслабление языка. (губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка погладить, покрасить верхнюю губу, нижнюю, верхнее небо)
-«Любопытный язычок»- язычок наряжен, смотрит вниз (улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, достать до подбородка, затем убираем его в рот. Затем язычок смотрит вверх и тянется к носику.
1. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
2. «Пароход гудит»- (губы трубочкой с напряжением произнести долгий звук у-у-у) взять короткое дыхание и на равномерном выдохе произносить звук у-у-у)
Муз. рук. : Молодцы ребята, артикуляционную гимнастику мы с вами провели. Дальше, что надо делать перед пением? (правильно дышать) А как нужно при пении дышать? А какие вы знаете дыхательные упражнения мы можем показать нашим гномикам?
(Встали, полукругом лицом к экрану)
«Надуй шарик» : «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем сдержанно выдыхая сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.
Дыхательная гимнастика: «Обними плечи».
Ой, ребята. Замерзаем-
Плечи дружно обнимаем!
Весну в лесу радостно встречаем-
Свежий воздух мы вдыхаем.
«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
Мы с вами показали две дыхательные гимнастики, а какое из них мы используем в пении? (Обними плечи) Почему?
Муз. : Ребята а давайте покажем гномикам музыкально- пальчиковую игру. А для чего мы используем с вами эти игры?
(эти игры развивают память, мышление. А главное речь становится внятной, понятной, ясной и выразительной)
Муз. : Да ребята, эти игры концентрируют ваше внимание, речь четкая, выразительная.
Музыкально- пальчиковая игра: «Улитка»- Е. А. Поддубная.
Кто такая улитка? А как она двигается? Поэтому какой будет темп? Форма рта трубочки. Пропеть стоя на месте.
2. Пропеть в движении.
Ули- ули- улитка (сцепив руки замком отхлопывать
ритм запастьем)
Открой свою калитку (сомкнутые ладошки два раза
разомкнуть и сомкнуть).
Покажи нам рожки (показывают указательными
пальцами рожки).
Выгляни немножко (одновременно сжать и разжать
кулаки).
Проползи по камушкам (сжатыми кулачками прохлопать от
бедер до колен).
По травушке муравушке (скрестив перед собой руки
поднимают в сторону вверх)
Муз. : Ребята, а для четкого произношения текста, можно проговаривать скороговорки?
Конечно, при произношении скороговорок, речь также становится более четкой и правильной, при проговаривании скороговорок.
«У речушки, у речонки собрались одни девчонки, а мальчишки, как мартышки, собирают всюду шишки! (дети повторяют все, потом мальчики, а затем девочки, как бы передразнивая друг друга)
«Жила была мама, звали её гамма».
«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку».
Проговаривать коллективно, цепочкой, индивидуально, в разных темпах.
Муз. : А вот гномики, очень важно в пении это- четкая дикция,
Фонопедическое упражнение «Ранним утром».
Муз. : Ребята, а что нам не хватает для фонопедического упражнения? (ударные шумовые инструменты).
А почему он называются ударные инструменты? (потому что звук происходит от удара).
С начало проговариваем медленно (педагог дает медленный отсчет)
Второй раз проговариваем быстро (педагог дает быстрый отсчет)
Ранним утром на рассвете – Шух, шух, шух! – маракас
То ли аист, то ли ветер – Шух, шух, шух! – маракас
Пролетел среди берез, – Ууууууу! – бубен
Новость новую принес. – Ууууууу! – бубен
И по лесу тут же слухи – Шшшшш! – бубенцы
Полетели точно мухи. – Ззззззз! – колокольчик
Покатился лесом гул, – Гуууу! – барабан
То спросонок лес вздохнул. – Гуууу! – барабан
И посыпалась роса, – Кап-кап-кап-кап! – треугольник
Зазвучали голоса – А-а-а-а-а-а-!
(стихотворение со звукоподражанием озвучивается музыкальными инструментами.)
Муз. : Ну что гномы вам понятно для чего нужно и можно использовать фонопедические упражнения?
Муз. : Давайте присядем на полянку.
Муз. : Ребята, как вы думаете, мы готовы петь сложные музыкальные произведения? Почему?
Конечно, мы с вами еще не распелись.
Упражнение на развитие голоса и слуха: «Барашеньки»- обр. Н. Френкель.
Давайте вспомним, как движется мелодия в этой песенке? (на одном музыкальном звуке).
1. Пение аккапельно подыгрывают на своих собственных музыкальных инструментах ладошках, вспомнить текст, ритмический рисунок, и умение удержать мелодию на одном музыкальном звуке, коллективно;
2. индивидуально, все шепотом.
(Встали)
3. Пение с инструментом.
(Встали полукругом к экрану лицом).
Муз. : Ребята, а как вы думаете правильная певческая позиция нужна в пении? Давайте покажем,
Вокальное исполнительство: «Песенка – чудесенка»- В. Гудимова, О. Девочкиной.
Муз. : Ну вот гномики и белоснежка, мы с ребятами вам показали, рассказали, что нужно делать перед пением, какую гимнастику, упражнения надо выполнять, чтобы вы пели красиво, чисто, как профессионалы. Вам все понятно?
Гномы : Да.
Музыкальный руководитель: Ну что, друзья, мы показали, рассказали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с друзьями песенкой. «До свидания».
И так, как мы с вами в сказочном лесу, давайте скажем волшебные слова, чтобы возвратиться в детский сад.
Хором: 1-2-3-4-5 мы в саду опять.
Заключительная часть: Ребята, у кого сегодня мы были с вами в гостях? А зачем нас позвали к себе гномики?
Вывод: Как вы думаете, ребята, мы понятно показали, понятно рассказали гномам, какие нужно проводить упражнения, задания для чистого, правильного исполнения песен? Давайте вспомним, какие формы работы надо использовать в процессе разучивания песен.
(дети и педагоги вспоминают, где они были, кого встречали, что делали)