Мария Сергеева
Конспект занятия «Повторение знаний о квадрате и треугольнике»
▼ Скачать
Тема:
Повторение знаний о квадрате, прямоугольнике.
Цели:
Продолжить формирование у учащихся чёткого представления о прямоугольнике и квадрате; познакомить с основными свойствами этих геометрических фигур; формировать умение видеть в окружающих предметах фигура прямоугольной и квадратной формы; закрепить вы-числительные навыки в пределах 100, умение решать задачи на нахож-дение периметра; способствовать развитию познавательной деятельно-сти через решение логических задач, мелкую моторику, математическую речь; воспитывать доброжелательность в общении между учащимися, прививать интерес к математике.
Публикация «Конспект занятия „Повторение знаний о квадрате и треугольнике“» размещена в разделах
Оборудование:
Для учителя: карта страны Геометрии, рисунок козочки из гео-метрических фигур, рисунки-схемы квадрата, схема свечи, ножницы;
Для учащихся: цветные карандаши, счётные палочки, конверт для частей танграма.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Учащиеся произносят негромко, но быстро.)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний.
- Давайте объединимся в группы по 5 человек, возьмём 4 линейки. Приложим их к сторонам ладошки одного из членов группы и измерим пятой линейкой стороны получившейся геометрической фигуры.
- Какая фигура получилась? (У кого-то может получиться и пря-моугольник, всё зависит от длины кисти ладони. Желательно такого че-ловека присмотреть заранее.)
- Попробуйте отгадать загадки:
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня… (квадрат).
- А что объединяет квадрат и прямоугольник? (Нужно дать воз-можность детям самим вспомнить и обобщить всё то, что они знают)
- Начертите в тетрадях квадрат со стороной 5 см.
- Что получим, если сложим все длины сторон квадрата? (Пери-метр)
- Найдите периметр этого квадрата.
- Что мы называем прямоугольником?
- Я вам предлагаю начертить прямоугольник, сумма сторон кото-рого равна тоже 20 см. Какой длины могут быть стороны? (1 см и 9 см, 2 см и 8 см, 3 см и 7 см, 4 см и 6 см)
- Возьмите пластилин, кусочки проволки и постройте квадрат и прямоугольник. Найдите их периметр.
III. Постановка темы урока.
- Вы уже догадались, какая тема урока у нас сегодня будет (дети называют тему урока «Повторение материала о квадрате и прямо-угольнике»)
- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране Геометрии, вспомним свойства квадрата и прямоугольника, решим задачи и приме-ры.
- Где в повседневной жизни мы встречаемся с предметами, которые напоминают квадрат или прямоугольник? (Экран телевизора и компью-тера, форма книги и тетради, конверта, пол и потолок комнаты, крышка стола и т. д.)
- В действительности все, что нас окружает, имеет форму какой-либо геометрической фигуры. Нужно только присмотреться вниматель-но, и тогда нам откроется мир геометрии.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по теме урока.
- Чтобы путешествие прошло успешнее, предлагаю потренировать наши руки, а для этого надо выполнить следующее задание. В стране Геометрии живёт Карандашик. Он нарисовал чудесный узор из квадра-тов и прямоугольников. (На клеточках доски заранее нарисован мелом.) Продолжите его. Карандашом синего цвета дорисуйте квадраты и рас-красьте их сверху вниз, а зелёным карандашом дорисуйте прямоуголь-ники и раскрасьте их слева направо.
- Молодцы!
2. Решение задач.
- Ребята, какие фигуры вы видите на карте страны Геометрии? Они даже особенно нарядные сегодня? (Это квадраты и прямоугольники)
- Сколько квадратов в этой стране? (9) А прямоугольников? (12) Каких фигур больше? На сколько больше прямоугольников?
- Давайте составим задачу на сравнение и решим её. Условие изоб-разим графически.
- Из скольких частей будет состоять отрезок, обозначающий це-лое? Какой отрезок длиннее: обозначающий квадраты или прямоуголь-ники?
- Кто готов решить задачу?
- Какие ещё задачи можно составить про эти же фигуры и с этими же числами? (1. Квадратов 9, прямоугольников 12. Сколько всего гео-метрических фигур? 2. Квадратов 9, и это на 3 меньше, чем прямо-угольников. Сколько всего прямоугольников? Сколько всего геометриче-ских фигур? 3. Даны прямоугольники и квадраты. Всего их 21 прямо-угольников на 3 больше, чем квадратов. Сколько квадратов, а сколько прямоугольников?
3. Геометрический материал.
- Пока мы решали задачу, Карандашик нарисовал геометрическую козочку. Похожа она на настоящую? Сколько прямоугольников на ри-сунке? (10) А у Буратино получилось 8. Почему? Что он не сосчитал? (Квадраты)
- Что такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны)
- Что такое прямоугольник? (Это четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны)
- А теперь отгадайте загадки:
Если все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот четырёхугольник
Назовём… (прямоугольник).
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его… (квадрат).
3. Практическая работа.
- Приготовьте счётные палочки. Выложите из них квадрат, состоя-щий из четырех квадратов. Вычислите его периметр.
- А теперь уберите две палочки так, чтобы получилось два нерав-ных квадрата. (Дети работают в парах, учитель помогает по мере необ-ходимости.)
- Проверим по рисунку:
- Вычислите периметр маленького квадрата.
- Сейчас я хочу показать вам, что квадрат – необычная фигура; она по-своему даже «волшебная». Посмотрите на этот рисунок.
- Сколько квадратов вы видите? Внимательно посчитайте все квад-раты. Молодцы. Вы справились с эти заданием.
- Ребята, вы согласны, что квадрат – довольно хитрая фигура?
4. Знакомство с геометрической игрой танграм.
- Сегодня мы научимся делить квадрат на 7 частей и из них выкла-дывать различные фигурки. Для этого необходимо только уметь фанта-зировать. (Далее учитель учит делить квадрат на части с помощью ли-нейки и карандаша, разрезать ножницами на части.)
- Сейчас мы познакомимся с геометрической игрой танграм. Это древняя китайская игра. Вам из этих частей нужно сконструировать изображение свечи (показ схемы) :
- У кого не получилось – не огорчайтесь. Помогите друг другу.
- Итак, мы сконструировали интересный предмет – свечу. А теперь попробуйте самостоятельно сложить из частей танграма другие предме-ты. Посмотрим, что у вас получится.
- Нам пора возвращаться из страны Геометрии домой. А на чём мы поедем, вы узнаете, если правильно напишите графический диктант.
- Возьмите карандаш и линейку. От начала тетрадной страницы отступите 4 см. Ставим точку ориентир, вниз 3 см, вправо 2 см, вверх 2 см, вправо 3 см и т. д. (Пока не получится контур машины)
- Контур чего получился? (Машины) Дорисуйте детали – колёса, фары, окошки, чтобы было понятно, что это машина. Раскрасьте её цветными карандашами.
- Но вот беда: нам ехать в обратную сторону. Начертите такую же машину, но движущуюся влево! (Учащиеся чертят).
V. Итог урока.
- Итак, о каких геометрических фигурах мы говорили?
- Каковы особенности каждой фигуры?
- Как называется древняя китайская игра, с которой мы сегодня по-знакомились?
- Какие задания вам было особенно интересно выполнять?
- Какое задание у вас вызывало затруднения?
VI. Домашнее задание.
- Из частей танграма составьте свои фигуры.