Елена Николаевна Сажина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «В Изумрудном городе»
▼ Скачать
Конспект
занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
на тему: «В Изумрудном городе»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „В Изумрудном городе“» размещена в разделах
- Волков А.М., «Волшебник изумрудного города»
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: на доске (мультимедийной) «Изумрудный город», Практические: физминутка, пальчиковая гимнастика, исследование предметов.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, сырые и вареные яйца, соленая вода в сосуде, вода из-под крана, свечи, спички (для воспитателя, магниты, железные: болтики, скрепки, гаечки; ёмкость с песком, сосуд для накрывания свечи; лабиринт на магнитной доске, лего-конструктор.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня утром, когда шли в детский сад, ничего не заметили? (Дети отвечают).
Представляете, на нашем участке, где мы гуляем, там, где растет высокий тополь, сидел воробей и чирикал: «Всем, кто меня слышит! Всем, кто меня видит! Все, кто хочет помочь Сказочным жителям Изумрудного города, собирайтесь в дорогу! Помогите сказочным жителям!»
Ребята, вы узнали, о каких сказочных героях кричал воробей? (Ответы детей). А из какой сказки эти сказочные жители? (Ответ детей). Назовите автора сказки «Волшебник Изумрудного города». (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы помочь Элле, Железному дровосеку, Леву, Страшиле (ответ детей). А для того, чтобы помочь сказочным героям, вам необходимо будет отправиться в Изумрудный город и выполнить задания. Задания будут сложные. Вы не испугаетесь?
Тогда отправляемся в путь! На чем же мы отправимся? (Ответы детей)
А вот и не угадали. Отгадайте загадку, на чем?
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картине.
Правильно, на воздушном шаре.
А чтобы отправиться в путешествие, наш воздушный шар должен подняться в небо. И нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем.
- Воздух.
А теперь, слушай мою команду: «Приготовить корзину!»
(Ставятся стульчики в виде корзины).
«Приготовьте ладошки, надуваем воздушный шар!»
Фонетическая ритмика:
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш… Вот и шар готов! Отправляемся!
Занимайте место в корзине (садятся на стулья) воздушного шара. Отправляемся в полет.
Проговаривание чистоговорки.
Чу-чу-чу – на шаре я лечу.
Чи-чи-чи – лучи солнца горячи.
Ча-ча-ча – налетела туча.
Чи-чи-чи – не боимся тучи.
Воспитатель: Ребята, пока мы в полёте, давайте вспомним, кто написал сказку «Волшебник Изумрудного города»?
Дети: Александр Волков.
Воспитатель: А как звали главную героиню сказки?
Дети: Элли.
Воспитатель: А её друга?
Дети: Тотошка.
Воспитатель: Тотошка, это кто?
Дети: Собака.
Воспитатель: А что произошло с ними, ребята?
Дети: Злая Гингема отправила Элли и Тотошку в волшебную страну ураганом, а вернул их домой волшебник Гудвин.
Воспитатель: Правильно! Мы должны помочь героям сказки, а для этого мы должны с вами постараться выполнить правильно все задания.
Вот мы и в сказке. Чтобы не заблудиться в пути, у нас есть карта-лабиринт, мне её оставил воробей. Мы будем отмечать на карте – лабиринте наш маршрут. Ребята, кого они повстречали Элли и Тотошка на своём пути, отгадайте загадку:
«Он на палочке висит
Из соломы состоит.
Кто же это отгадайте
Быстро руки поднимайте?»
Дети: Страшила.
Воспитатель: Правильно, Страшила. Из чего он сделан? Кто расскажет о нем?
Дети: Это пугало. В мешок набивают солому. Его ставят в огород отгонять птиц.
(Раздаётся звонок с интерактивной доски. На экране –изображение Страшилы. Воспитатель включает доску.)
Голос Страшилы: Ребята, помогите, пожалуйста, я оказался в сложной ситуации: мне нужно встретиться с моими друзьями, а я на острове. С одной стороны – река, с другой – соленое озеро. Я же плавать не умею. Мне просто необходимо покинуть этот остров. Как быть, ведь я могу утонуть?
Воспитатель: Да, ребята, проблема. Но её несложно решить. Как вы думаете, ребята, что станет с яйцом, если его положить в простую воду?
(ответы детей)
Воспитатель: А что, если в соленую?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмем яйцо и опустим его в простую воду. Что произошло?
Дети: Яйцо опустилось на дно.
Воспитатель: Верно, яйцо опустилось на дно. Теперь опустим другое яйцо в стакан с соленой водой. А что сейчас происходит с яйцом.
Дети: Яйцо плавает на поверхности.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
(ответы детей)
Воспитатель: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Ребята, что мы посоветуем Страшиле?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Страшиле лучше переплыть через маленькое соленое озеро, чем через реку. Ты слышишь нас, дорогой Страшила? Переплывай соленое озеро. Не бойся!
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием и помогли Страшиле. А мы отправляемся дальше. (Передвигает магнит по плану-лабиринту)
А у нас на связи ещё кто-то. Кто же это?
«Раньше жил в лесу дремучем,
Ноги скрючив, руки скрючив.
Весь от ржавчины больной
Отгадайте, кто такой?»
Дети: Это Железный Дровосек. Он сделан из железа. И мечтал он о сердце.
(Раздаётся звонок с интерактивной доски. На экране –изображение Дровосека.)
Дровосек (с экрана) : Ребята, после урагана у меня растерялись болтики, гаечки, пружинки. А сам я заржавел и не могу двинуть ни рукой, ни ногой.
Воспитатель: Дровосек тоже просит помощи у вас. А чтобы ему помочь, вам необходимо правильно выполнить следующее задание: помочь Дровосеку собрать болтики, гаечки, пружинки, винтики. Что же делать, ребята? (Думает, может быть, кто-то из детей догадается, если нет, то после паузы спросить)
Воспитатель: Ребята, скажите, из чего сделан Дровосек?
(Ответы детей)
Дети: Он весь из металла.
Воспитатель: Отгадайте загадку, ребята.
Хоть я вовсе не планета,
У меня есть полюса.
Рук и ног в помине нету,
Но хватать могу я сам.
Гвозди, ножницы, кастрюли,
Винтики, булавки, пули-
Всё железное манит,
Тянет на себя…. МАГНИТ
Воспитатель: А что вы знаете о магните?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, магнит может притягивать различные предметы. А какие предметы притягивает магнит?
(Ответы детей)
Дети: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические (магнетические) предметы.
Воспитатель: Так, ребята, сможем мы теперь помочь Дровосеку?
(Ответы детей)
Но как же, мы поможем, если половина деталей в колодце утонула, а остальные в песке затерялись!
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь Дровосеку достать предметы из воды и из песка?
Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)
Воспитатель: Может нам магнит поможет? И как раз узнаем, может ли помочь магнит в воде?
Дети: (да, давайте попробуем)
Воспитатель: Давайте проверим это. Бросим в стакан с водой скрепку, а потом с помощью магнита попробуем достать её из воды.
(Проделывают опыт)
Воспитатель: Ребята, нам удалось достать скрепку? Почему это у нас получилось?
Дети: магнит её притянул.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?
Дети: Сохраняются. И в воде магнит притягивает.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как достать болтик из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу).
Дети: Магнит притягивает предметы и через стекло
Воспитатель: Правильно, молодцы. Но нам нужно найти винтики и гаечки в песке, никак не пойму, они маленькие, а песка много!
(Предложения детей)
Воспитатель: Подумайте и скажите, как найти небольшие детали Дровосека в песке? Как же это сделать? Кто нам скажет?
( Ответы детей: попробовать приложить магнит к песку. Пробуют. Получается).
Дети: Магнит притягивает предметы и через песок.
Воспитатель: Вот молодцы, ребята, помогли Железному Дровосеку, теперь Дровосек быстро выздоровеет. Давайте оставим Дровосеку магнит, чтобы гаечки и винтики случайно не потерялись. А нам пора, до свиданья, Дровосек!
А мы отправляемся дальше. (Передвигает магнит по плану-лабиринту)
А у нас на связи ещё кто-то. Кто же это?
(На экране – изображение Трусливого Льва)
«Как осенний лист дрожит,
Очень жизнью дорожит.
Будет скоро он герой
Догадайся, кто такой? (рычание Льва)
Воспитатель: Правильно дети, это лев, но скажите какой он?
Дети: Трусливый. Он хочет стать храбрым.
Воспитатель: Как он рычит?
Дети: Р-р-р-р …
Воспитатель: Что же случилось с нашим другом Львом?
Лев (с экрана) : Я так спешил на встречу с друзьями, а злая Бастинда развела огонь на моём пути. Он так и полыхает, так и полыхает. Я сейчас умру от страха! Спасите!
Воспитатель: Ребята, как мы сможем помочь Льву? Только не забывайте, что Лев всего на свете боится.
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте поэкспериментируем. Как погасить огонь на свечке, не касаясь ни свечи, ни пламени, не задувая её?
(Ответы детей)
(Воспитатель зажигает свечу)
А теперь давайте накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему?
(Ответы детей)
Вы правы, в банку не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха, например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью, также засыпать землей, тем самым ограничить доступ воздуха очагу огня.
Воспитатель: Ребята, что мы посоветуем Льву в его ситуации?
(Ответы детей)
Воспитатель: Уважаемый Лев, ничего не бойтесь, начинайте тушить огонь землей, водой. Главное, чтобы было ограничено поступление воздуха к источнику возгорания. Нам пора, уважаемый Лев!
А мы отправляемся дальше. (Передвигает магнит по плану-лабиринту)
Ребята, посмотрите на план. Нас ожидает Маковое поле. Кто окажется на этом поле, тот заснет. Одолеть это поле может только самый смелый. Что же нам делать? Ребята, а вы не побоитесь пройти по этому полю?
(Ответы детей)
Тогда вперёд!
(Физминутка, здоровьесберегающая пауза)
1. Упражнение для развития мелкой моторики (с капроновыми платочками)
2. Бег «змейкой», огибая красные кубики (маки) конструктора «Лего»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше.
(Передвигает магнит по плану-лабиринту)
Воспитатель: Ой, смотрите, у нас на связи Элли. Что случилось, Элли?
Голос Элли (с экрана) : Здравствуйте, ребята, я сегодня решила проведать своих друзей, мама собрала мне в корзинку хлеб, пирожки, яйца, молоко. Хлеб, пирожки я разделила с белочками, молоком угостила ежат на опушке, а теперь мы с Тотошкой проголодались. У нас остались яйца. Только я забыла, какие вареные, а какие нет. Разбивать все не хочется. Как определить, где сырое, а где вареное яйцо? Помогите нам с Тотошкой, пожалуйста!
Воспитатель: Давайте определим где вареное яйцо, а где сырое?
Вот на столе лежат 2 яйца.
(Одно из них сырое, а другое вареное).
Как можно это определить, не разбивая их?
(Дети высказывают предположения).
Положите яйца на стол и попробуйте покрутить их. Только постарайтесь, чтобы они не упали и не разбились
Да, яйца можно покрутить на столе, как волчки и понаблюдать, что одинаковые по виду яйца крутятся совершенно по-разному.
Ребята, так где у нас вареное яйцо, а где сырое? Проверяем.
Видите, вареное яйцо крутится и очень хорошо, а сырое – плохо.
Почему? Потому, что есть такое физическое явление: как центр тяжести.
В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли сказочным жителям Изумрудного города.
Ребята, наши приключения закончились, и нам надо возвращаться в детский сад. Занимаем места в волшебной корзине воздушного шара, и мы отправляемся в путь. Крибле – крабле – бумс! Вот мы и в детском саду! Ребята вам понравилось наше приключение в Изумрудный город? (Воспитатель уточняет у детей, какие моменты им понравились больше всего).
Воспитатель: Ребята спасибо вам большое, вы справились со всеми заданиями Гудвина! Давайте закончим наши приключения в Изумрудный город словами стихотворения о добре.
Доброе слово лечит,
Спешите творить добро!
Добро – богатство человека,
И платят добром за добро!
Дарите добро соседям,
И другу его подари,
Волшебное слово вернется,
Как солнечный лучик зари!
Всем большое спасибо!