Вероника Пичужкина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «День Земли» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему : «День Земли» для детей 5-6 лет.
Цель - расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему „День Земли“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- День Земли. Все материалы к 22 апреля
- День Земли. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия; закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты; сформировать умение делать открытия и устанавливать причинно-следственные выводы; закрепить у детей знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное, доброе и заботливое отношение к природе; развивать умение делать умозаключения ; сформировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность; воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование: тайное письмо, йодовая вода, кисточки, салфетки, глобус, фонарик, мяч, макет поляны, живые цветы с белыми лепестками, шприц 5 мл. без иглы, ёмкость для воды, музыка леса, деревянные шпажки по количеству детей; полоски голубого цвета (длиной 21 см, шириной 2 см.) 8 шт. для каждого ребёнка; пластилин, персонаж - Земля.
Ход работы.
Воспитатель: «Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: «О чем же мы с вами сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав загадку:
На этой планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери».
(Земля)
Воспитатель: кто из вас знает, что такое Земля?
Ответы детей.
Воспитатель: Это не только горсть почвы, на которой мы сажаем растения, это большая планета под названием Земля, а это макет Земли – глобус. Земля - самая красивая планета в солнечной системе. В любое время года она дарит нам свою красоту. Дети, посмотрите на глобус. Какими красками раскрашена наша Земля?
Ответы детей.
Воспитатель: «На Земле так много интересного: животные, растения, птицы, насекомые, реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду - жизнь! А вы знаете, ребята, что у Земли есть День рождения?
22 апреля празднуется Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы). Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.
Воспитатель: «А кто живет на планете земля»?
Ответы детей.
Воспитатель: «Давайте поиграем. Игра называется «Ты скачи весёлый мяч».
«Ты скачи веселый мяч быстро-быстро по рукам, у кого остался мяч, тот 5 животных скажет нам». Затем игра повторяется, но следующий ребёнок называет 5 насекомых, птиц, деревьев, цветов.
Воспитатель: «Мы с вами назвали примеры живой природы, а к неживой природе относится всё то, что не дышит, не питается, не растёт, не размножается, не отмирает. Это воздух, вода, солнце, земля, камни, горы, полезные ископаемые, звёзды, планеты, облака, осадки.
Воспитатель достает письмо, написанное лимонным соком.
Воспитатель: «Сегодня утром, придя в детский сад, я увидела письмо, давайте его скорее откроем и узнаем что там написано». Внутри письма чистый лист.
Воспитатель: «Я ничего не вижу, а, вы, дети»? Показывает детям.
Ответы детей.
Воспитатель: «Что это может быть? Может это не просто чистый лист, а тайное письмо»?
Опыт 1 «Тайное письмо».
«Вы не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма»?
Ответы детей, исходя из предыдущих опытов: «Лимоном и молоком».
А чтобы прочитать письмо, написанное молоком, что для этого нужно сделать?
Ответы детей : «Подержать над лампой».
Воспитатель: «Сейчас проверим». При нагревании ничего не меняется.
Воспитатель: «Может тогда письмо написано лимонным соком, как проверить»?
Ответы детей : «Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо».
Воспитатель: «Давайте проверим»?
(ребенок смачивает письмо йодной водичкой).
Появляется рисунок (цветок, тропинка ведущая от горы к лесу).
Воспитатель: «Оказывается это не письмо, а приглашение, так давайте отправимся с вами сейчас на полянку».
Дети подходят к столам с макетом поляны и белыми цветами.
Воспитатель: «Ребята, вы задумывались над тем, почему у цветов белые лепестки?
Ответы детей.
Воспитатель: «Сейчас узнаем».
Опыт 2 «Почему у цветов белые лепестки».
Берем шприц без иглы и достаем из него поршень. Помещаем наши лепестки внутрь и вставляем поршень обратно. Опускаем шприц в емкость и наполняем его водой, а затем переворачиваем и выпускаем весь воздух. Зажимаем пальцем отверстие наконечника шприца и начинаем оттягивать поршень. В этом положении нужно удержать его около минуты. Внимательно наблюдаем, как в результате создавшегося вакуума из воды и лепестков начнут выделяться пузырьки воздуха.
Отпускаем поршень шприца и смотрим на лепестки и цвет воды. Она окрасилась в белый цвет?
Ответы детей.
И какими стали лепестки?
Ответы детей : «Лепестки стали прозрачными, а вода не окрасилась в белый цвет».
Воспитатель: «Но почему? Белые лепестки белые по той же причине, по которой и снег нам кажется белым. Секрет таких лепестков в том, что рядом с клетками, в которых нет пигментов, находятся большие межклеточные пространства (пустоты, заполненные воздухом. Белый цвет образуется в результате равномерного отражения и рассеивания света в межклеточных пространствах лепестка. Вот почему, если выпустить из них весь воздух, они становятся прозрачными»!
Воспитатель: «Ну а мы отправляемся дальше…в лес».
Дети идут, звучит музыка звуки леса
«А что можно делать в лесу»?
Ответы детей.
Воспитатель: «А сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду называть вам свои действия, а вы скажете, правильные ли они. Если поступки будут хорошими, говорите "да", а если плохими - "нет"!
1. Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет.)
2. Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет.)
3. Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
4. Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет.)
5. Если сильно насорю
И убрать забуду. (Нет.)
6. Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да.)
7. Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да.)
Молодцы!
Воспитатель: «Скажите какое время года сейчас?
Дети: «Весна».
Воспитатель: «А вы знаете, почему происходит смена времен года на Земле»?
Ответы детей.
Опыт 3. «Почему происходит смена времен года на Земле»?
Сейчас мы проведём эксперимент, нам понадобятся: глобус и фонарик.
Порядок действий:
Включаем фонарик и фиксируем его в одном положении, направив свет на макет Земли.
Начинаем вращать макет против часовой стрелки, а также медленно смещать его, постепенно делая полный оборот вокруг нашего Солнца, тоже против часовой стрелки. Главное в этом опыте - не менять положение оси. Она всегда должна указывать в одном и том же направлении.
В какой-то момент обращаем внимание, что южный полюс обращен к Солнцу, и южное полушарие получает больше света. Здесь лето. При этом на северный полюс Солнце вообще не заходит, там - зима. Затем перемещаем макет Земли, не изменяя угла наклона, и наблюдаем, что оба полушария обращены к Солнцу. В это время в южном полушарии - осень, а в северном - весна. Еще спустя четверть оборота вокруг Солнца мы видим, что южное полушарие наклонено в противоположную сторону от него, и здесь царит зима. А северное полушарие, наоборот, получает больше света. Здесь лето. Чуть позже оба полушария снова получают одинаковое количество солнечных лучей. В это время в южном полушарии - весна, а в северном - осень.
Объяснение:
Смена времен года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси, которая имеет угол наклона. Таким образом, в процессе вращения Земли вокруг Солнца разные части нашей планеты нагреваются неодинаково, и происходит смена времен года. В том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном полушарии в это же время - зима. Осень и весна - это периоды, когда оба полушария находятся на одинаковом расстоянии от Солнца.
Появляется персонаж – Земля.
Земля : «Здравствуйте дети, слышу вы говорили обо мне? А вы знаете, что я не совсем круглая, а немного сплюснута на полюсах»?
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, мы сейчас в этом убедимся».
Опыт 4. «Почему Земля не такая круглая».
У вас на столе разложены шпажки, клей, пластилин и бумажные полоски.
Склейте концы полосок между собой, располагая в форме снежинки. Показ воспитателя. Протыкаем получившийся шар сверху и снизу карандашом или другим острым предметом. (Помогает воспитатель). Закрепляем шар на карандаше шпажке, придавая форму шара. Верхнюю часть нужно хорошо закрепить пластилином с обоих концов, чтобы она была неподвижной. А нижнюю - только под бумажной конструкцией, чтобы она сохраняла форму шара и не сползала вниз. Наш макет Земли готов!
Начинаем вращать карандаш (шпажку) между ладоней. Во время вращения эта форма становится вытянутой по бокам и сплюснутой с нижней и верхней сторон.
Воспитатель объясняет «На вращающийся шар действует центробежная сила, которая стремится раздвинуть в стороны бумажные полоски. Поэтому мы видим, как нижняя часть бумажной конструкции поднимается выше, а форма становится вытянутой в стороны. Это происходит и с нашей Землей».
Воспитатель: «Пора возвращаться в детский сад. Обратный отчет 10,9,8,7,6,5….Вот мы вернулись в детский сад».
Анализ занятия, закрепление.
Подведение итога:
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Что вам понравилось, показалось интересным?
- Какого числа отмечают «День Земли»?
- Почему возникла необходимость создать такой праздник?