Елена Трусова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Дикие животные Алтайского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о внешнем виде и образе жизни диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк, ёж, лось, кабан, барсук, рысь, росомаха, хорёк, соболь, выдра). Закреплять знания о животных родного края.
Задачи: Закреплять названия диких животных и их детенышей. Закрепить ранее полученные знания о правилах поведения в лесу. Учить осознано применять их. Формировать у детей отзывчивость. Воспитывать любознательность, воображение, любовь и бережное отношение к природе. Развивать познавательный интерес и умение работать в коллективе. Развивать речь детей и внимание. Обогащать свой словарный запас такими словами, как хищники, травоядные, спячка.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Дикие животные Алтайского края“» размещена в разделах
- Алтайский край
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Алтая
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Предварительная работа: Разучивание загадок, дидактические игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное». Беседы, рассматривание иллюстраций, повторение правил поведения в лесу, чтение литературы.
Словарная работа: Хищники, травоядные, спячка.
Методические приемы: Беседа, загадки, сюрпризный момент, рассматривание картинок, физкультминутка, игра-разминка, дидактические игры.
Оборудование: Картинки с изображением диких животных, загадки, раскраски для детей, игрушка обезьянка, мультимедийный проектор.
Ход занятия
Вместе с солнышком проснулись
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмись
Своей теплотой добротой поделись!
Дети садятся на стульчики.
Вносим игрушку обезьянку. Она прибыла из Африки хочет узнать о диких животных нашего края.
-Ребята! Поможем обезьянке? (да).
А для этого сначала отгадайте загадки:
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета (заяц)
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Пышный хвост-краса
Кто это (лиса)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну конечно это (белка)
В густом лесу под ёлкой,
Осыпанной листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колющий и живой (ёж)
Кто зимой холодной ходит,
Злой голодный (волк)
Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Великан лесной рогатый,
Все зовут его «сохатый».
Повстречаться с ним однажды
Мне весною довелось.
Догадаться сможет каждый:
Ел траву у речки. (лось).
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный
(барсук)
Не чистюля, не гурман –
любит жёлуди. (кабан).
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это. (рысь)
Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на Медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Страшней Волка?. (росомаха)
В норке спрятался зверек –
Хищный маленький ….
(хорек)
Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец.
(соболь)
Быстро плавает, ныряет,
И в воде не намокает,
Рыбку ловит и съедает,
Иногда и отпускает.
(выдра)
(Показывает картинки животных)
-Молодцы ребята все загадки отгадали. Что объединяет всех этих животных? Скажите, кто из животных обитает в лесах нашего края? - Какие животные называются дикими? Вывод: Дикими животными называют животных, которые живут в дикой природе и сами себе добывают корм. А почему животных называют хищными? (Они питаются рыбой, ловят мышей, и других мелких животных). Как называют животных которые не являются хищными и чем они питаются? Травоядные животные питаются травой, плодами деревьев, орешками, шишками назовите хищников и травоядных животных? Скажите, а вы бывали в лесу? Я предлагаю попутешествовать по осеннему лесу. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Добрый лес. Могучий лес.
Полон сказок и чудес!
Вы ребята, повернитесь
И в лесу все очутитесь! (звучит музыка леса)
Ребята скажите, а как люди должны вести себя в лесу?
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, кричать, разорять гнезда, обижать животных. Лес нельзя загрязнять. Нельзя уходить слишком далеко от взрослых и задерживаться до наступления темноты. Уходя в лес, предупреждайте родных и близких. Надевайте в лес одежду ярких цветов. Всегда имейте при себе питьевую воду. Не пробуйте на вкус незнакомые плоды, ягоды и грибы. Обезопасьте себя от контакта с животными и насекомыми.
- Ребята, а сейчас какое время года? (осень)
-Когда перед наступлением зимы, что нужно сделать животным летом и осенью, чтобы не пропасть с голоду (запасти корм).
-Все ли животные запасают корм на зиму?
-Медведь запасает себе корм?
Медведи летом много питаются, запасают жир, а осенью готовят себе дом, где проводят зиму и впадают в спячку. Спячка - это малоподвижный сонный образ жизни.
-А еще, какие животные спят зимой? (ёжик, барсук)
-Какие животные с приближением зимы меняют окраску. (заяц, белка) Как вы думаете, почему они это делают? (Ответы детей).
-Смена окраски шерсти на другую называется линькой
- А сейчас мы немного отдохнем: Физкультминутка «Дикие животные» :
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
- Обезьянка, у нас есть интересные игры, давай поиграем!
1. «Кто где живет?»
Где живет белка? (в дубле) -
Где живет медведь? (в берлоге)
Где живет волк? (в логове)
Где живет ёж и лиса? (в норке)
Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит)
2.«Травоядные, хищники, всеядные» (дети одевают маски животных, когда дается команда «день» все животные гуляют, а когда дается команда «ночь», бегут в домики: травоядные в зеленый обруч, хищники в красный обруч, всеядные в синий обруч.)
3. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, назовите их. (Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Где чьи детёныши»). На мольберте прикреплены дикие животные, на столе лежат детеныши диких животных. Дети по очереди прикрепляют детенышей к взрослому животному, проговаривая названия животных (лиса – лисята, медведь – медвежата и т. д.)
Лисёнок, лисята у кого (у лисицы).
Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи).
Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи).
Ежонок ежата у кого? (ежихи).
Волчонок, волчата у кого (волчицы) .
Медвежонок, медвежата у кого (медведицы).
Лосёнок, лосята у кого (лося).
Барсучонок, барсучата у кого (барсука).
-Молодцы помогли детенышам найти своих мам!
Давайте с вами отдохнем.
Игра-разминка «Звери шли на водопой»
Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом).
За мамой – лосихой топал лосенок (дети идут громко ступая)
За мамой –лисицей крался лисенок (дети крадутся на носочках)
За мамой-медведицей шел медвежонок (дети идут в перевалку)
За мамой-ежихой катится ежонок (дети приседают медленно двигаясь вперед
За мамой – зайчихой, косые зайчата (дети скачут на прямых ногах) Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)
Все мамы и дети напиться хотят! (лицом в круг, делают движение языком и лакают) .
-Ну, вот ребята мы с вами познакомили обезьянку с дикими животными нашего края. Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. 1, 2, 3, 4, 5 – в детский сад идем опять.
Добрый лес. Могучий лес.
Полон сказок и чудес!
Вы ребята, повернитесь,
И в детском саду все очутитесь
- Где мы сегодня побывали?
Дети: - В лесу.
-О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
-Что нового узнали?
Обезьянка очень довольна. Она благодарит вас за интересное занятие, она очень многое узнала о своих собратьях.
-За то, что вы хорошо занимались, она хочет подарить вам раскраски с животными.
На этом наше занятие закончилось, молодцы!