Елена Копеева
Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе «Сравнение рыб и лягушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе
с элементами экспериментирования «Сравнение рыб и лягушек».
Воспитатель Копеева Е. Е. МОУ «Смирновская СШ».
Цели и задачи:
Образовательные:
-- уточнить знание детей о рыбах (внешний вид, питание, образ жизни);
-- расширить и уточнить представления о лягушках, раскрыть связь между внешним видом (окраской, строением конечностей и языка) и ее питанием, движением, образом жизни;
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе „Сравнение рыб и лягушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-- углубить знания детей о причинах спячки лягушек (исчезновение насекомых, замерзание водоемов);
-- показать важное значение лягушек в пищевых связях между животными;
-- выяснить сходства и различия между рыбами и лягушками (строение тела, питание, размножение, образ жизни).
Развивающие:
-- развивать познавательный интерес, желание изучать природу;
-- развивать наблюдательность;
-- формировать естественнонаучные представления о свойствах воды и воздуха;
-- развивать умственные процессы: сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;
-- развивать логическое мышление и речь, активизировать и обогатить словарь ребенка.
Воспитательные:
-- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
-- воспитывать гуманное отношение к лягушкам и рыбам;
-- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам на более позитивное.
Методы обучения: беседа, наблюдение, демонстрационное и подгрупповое экспериментирование, логические рассуждения, игра.
Материалы и оборудование: картины «Лягушки. Лето», «Рыбы» (серия «Картины из жизни животных», сундучок (коробка, маленький замок и ключ, 2 игрушки-икринки (серия «Домашний инкубатор», фишки, карточки с изображением рыб и лягушек, лопатки на каждого ребенка, большой таз с водой, 2 прозрачных ёмкости, теплая вода, презентация.
Словарная работа. Обогащение и активизация словаря: мальки, головастики, земноводные, жабры, чешуя, сопротивление, обтекаемые формы.
Предварительная работа. Просмотр презентаций «Рыбы», «Знакомство с лягушками». Рассматривание иллюстраций о жизни лягушек и рыб в разные времена года. Экскурсия к пруду. Чтение художественной литературы: р. н. сказка «Царевна – лягушка», р. н. сказка «По щучьему велению», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Паустовский «Лягушка – путешественница». Дидактические игры: «У кого какая «одежда?», «Этапы развития животных», лото «Животные». Изготовление моделей.
-3-
План занятия.
I. Вводная часть. Сюрпризный момент «Посылка Водяного».
II. Основная часть:
1. Беседа «Что мы знаем о рыбах?»
2. Эксперимент с воздухом и водой.
3. Беседа «Эти «милые» лягушки».
4. Физкультминутка.
5. Викторина «Сравним рыб и лягушек».
6. Сравнение рыб и лягушек (обобщение).
III. Заключительная часть. Сюрпризный момент. Начало длительного наблюдения за икринками. Подведение итогов.
Ход занятия.
I. Вводная часть. Сюрпризный момент «Посылка Водяного».
Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто-то оставил у нашей двери посылку. Тут написано: «Ребятам в детский сад». Значит нам. Откроем? Посмотрим, что в посылке. Какой красивый сундучок. Закрыт на замок (показывает детям). Здесь ещё и письмо от Водяного. (Слайд 2)Прочитаем? (Приложение 1)
Дорогие ребята!
Я - Водяной, хозяин рек, озер и прудов. Слышал я, что вы в д/с много занимаетесь и уже кое –что узнали о моих друзьях – животных, которые обитают в водоемах. Чтобы вы узнали ещё больше, посылаю вам подарок - 2 волшебные икринки в сундучке. А ключик от сундучка я заколдовал.
Чтобы расколдовать ключик и открыть сундучок, вы должны выполнить задания: вспомнить, какие животные появляются из икринок; рассказать об этих животных все, что знаете.
Справитесь – ключик превратится в настоящий! Откройте сундучок. А что потом – узнаете…
Водяной.
.
Воспитатель: - Ну что ребятки, хотите открыть сундучок и посмотреть, что там за волшебные икринки? Тогда нужно выполнить задания Водяного.
II.Основная часть:
1. Беседа «Что мы знаем о рыбах?»
Воспитатель: - Чтобы выполнить задания Водяного, нам нужно ответить на первый вопрос. Какие животные, обитающие в водоемах, появляются из икринок? (рыбы, лягушки) Правильно. Мы уже говорили на занятиях о лягушках и рыбах. Давайте сначала вспомним, что мы знаем о рыбах. (Слайд 3)
-4-
Дети рассказывают (с опорой на наглядность) об особенностях внешнего вида и строения рыб, как они питаются, дышат, размножаются, двигаются, защищаются, где живут. Отвечают на вопросы: зачем рыбам жабры? Кто такие мальки и откуда они берутся? Зачем рыбе хвост и плавники? Зачем рыбе чешуя? Что общего есть у всех рыб? Чем рыбы отличаются друг от друга (Слайд 4)
Воспитатель: - Я вам задам еще вопрос. Почему у рыб нет длинных толстых лап, большой круглой головы, длинной шеи? (выслушивает предположения детей). Дать правильный ответ на этот вопрос нам поможет эксперимент.
2. Эксперимент с воздухом и водой.
Дети практически испытывают свойства воздуха и воды. По словесной инструкции, после показа воспитателя, они делают одинаковые движения лопатками в воздухе и в ёмкости с водой. Эксперимент повторяется плоской и выпуклой (округлой) стороной лопатки (выпуклостью вперед). Дети с помощью воспитателя делают выводы: в воде совершать движения труднее, чем в воздухе, т. к. вода плотнее воздуха, она затрудняет движение - оказывает сопротивление. Однако в воде плоская лопатка двигается труднее, чем лопатка выпуклой (округлой) формы. Округлая форма обтекается водой (обтекаемая форма).
Воспитатель: -Ребята, посмотрите на строение тела рыбы, оно вытянутое, овальное, покрыто гладкой чешуей – обтекаемая форма. Давайте посмотрим на других водных животных. (Слайд 5) Они имеют обтекаемые формы, которые позволяют им быстро двигаться в воде. Даже если у них есть шерсть, она короткая и плотная, не мешает плавать. Их лапы похожи на плавники рыб. Так животные, живущие в воде, приспосабливаются к среде обитания.
Дети рассматривают картинки с морскими животными, отмечают сходство форм.
Возвращаясь к вопросу воспитателя, дети отвечают, что лапы, длинная шея и большая голова будут мешать рыбам быстро плавать.
3. Беседа «Эти «милые» лягушки».
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы много знаете о рыбах. Давайте теперь побеседуем о лягушках. (Слайд 6)
Дети рассказывают об особенностях внешнего вида и строения, питания, передвижения, об особенностях рождения и роста лягушек: икринка, головастик, лягушонок, лягушка. (Слайд 7)Как ведут себя лягушки в разных погодных условиях.
Отвечают на вопросы: Могут ли лягушки жить без воды? Почему они часто выходят на сушу? Как защищаются от врагов? Почему зимой спят? Как и чем питаются?
Воспитатель: - Какую пользу приносят лягушки? Да, онипоедают комаров и мошек, а сами служат пищей для многих животных. Это важное звено в цепочке питания (составляют цепочку питания).
-Кто из вас боится лягушек, почему? Многие боятся лягушек, считают их некрасивыми, даже противными. Посмотрите на этих лягушек. (Слайд 8)Они очень разные: яркие, смешные, симпатичные, необычные и даже красивые. В сказке лягушка превращается в красавицу Василису Премудрую, а в мультфильме «Принцесса и лягушка» все лягушки веселые и очень милые. Не стоит бояться лягушек, они безобидные, беззащитные.
-5-
Лягушек не следует обижать, ловить, брать на руки (можно повредить нежную кожу).
Намного интереснее и полезнее наблюдать за лягушками, их жизнью. (Слайд 9)
В природе нет плохих животных, все они нужны и важны.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Лягушонок стал скакать.
Прыгал, прыгал и устал,
В речку скок-
И плавать стал.
5. Викторина «Сравним рыб и лягушек».
Воспитатель: - А теперь давайте поиграем. Сначала разделимся на две команды. Подойдите к столу, выберите по одной карточке. Переверните. У кого нарисованы рыбы – это первая команда, у кого лягушки – вторая. Итак, начинаем соревнование «Сравним рыб и лягушек». (Слайд 10)
1 конкурс. Сходство рыб и лягушек.
2 конкурс. Различие рыб и лягушек.
3 конкурс. Ответь на вопрос.
Сравнение проходит с опорой на наглядность. Дети разных команд по очереди называют сходство и различия. За каждый правильный ответ получают фишку.
Сходства: живут в воде, имеют обтекаемые формы, нет шеи, размножаются
икрой, питаются насекомыми и их личинками, имеют защитную окраску, и др.
Различия: у рыбы нет лап, а у лягушки нет хвоста; кожа рыбы покрыта чешуей,
а у лягушки она гладкая; рыбы не могут жить без воды, лягушки живут в воде
и на суше; рыбы дышат жабрами, а лягушки легкими и кожей; рыбы молчат,
а лягушки квакают; зимой лягушки спят, а рыбы нет и др.
Вопросы. Как спят рыбы? Когда квакают лягушки? Что «клюют» рыбы?
Мигают ли рыбы? Где у лягушки ушки? Зачем рыбы виляют хвостом?
Когда лягушки похожи на рыб?
В конце соревнования подводятся итоги. Дети обеих команд получают сувениры.
6. Сравнение рыб и лягушек (обобщение).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы назвали много сходств и различий. Давайте обобщим и еще раз повторим, чем лягушки и рыбы похожи, а чем они отличаются.
(Слайд 11)
Особое внимание воспитатель обращает на то, что лягушки живут на суше и в воде, поэтому называются земноводные.
Воспитатель: - Я вам назову еще одно очень важное сходство. Рыбам и лягушкам одинаково необходимы чистый воздух и чистая вода. Мусор и вредные вещества, попадая в водоем, загрязняют его, что приводит к болезням и гибели животных.
Мы с вами можем помочь обитателям нашего пруда, убирая мусор с его берегов.
А еще мы сами можем не бросать мусор в пруд, не мусорить на берегу.
-6-
III. Заключительная часть.
Воспитатель привлекает внимание детей к письму Водяного.
Воспитатель:- Ребята, смотрите! Ключик превратился в настоящий! Вы много знаете о водных обитателях и хорошо об этом рассказали. Мы выполнили задание Водяного и расколдовали ключик! Давайте откроем сундучок. Здесь ещё одно письмо
Воспитатель читает письмо, дети рассматривают икринки.
Ребята!
Вы молодцы, справились с моим заданием. Я дарю вам эти волшебные икринки. Хочу, чтобы вы сами понаблюдали, как из икринок появляются рыбки и лягушки. Сделайте так:
положите икринки в прозрачную баночку, налейте туда теплой воды. Наблюдайте, что будет происходить с икринками.
Хозяин рек, озер и прудов – Водяной.
Дети выполняют инструкцию: помещают икринки в прозрачные банки, заливают их водой, ставят банки на подоконник для дальнейшего наблюдения. (Слайд 12)
Воспитатель подводит итог занятия.
Воспитатель:- Много нового, интересного мы узнали сегодня. Мы экспериментировали, знакомились со свойством воды – сопротивлением. Сравнивали рыб и лягушек. Выяснили, что для их жизни нужна чистая вода и воздух. Надеюсь, теперь вы будете лучше и добрее относиться к лягушкам и всем обитателям водоемов. И никогда не будете мусорить, загрязнять водоемы.
Последующая работа.
Следующие 3 дня дети наблюдают, что происходит с икринками в воде. Свои наблюдения зарисовывают (приложение 3).