Наталья Емельяненкова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Живое должно жить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей человечности, пониманию, что все живое на Земле имеет право на полноценную жизнь. Учить детей активному осуждению жестокости, умению правильно себя вести по отношению к детенышам животных и птенцам.
Материал: картинки животных, птиц, насекомых, карточки «Правила поведения в природе».
Ход:
На доске висит картинка лягушка у пруда.
Рассказ воспитателя:
«Мальчики подошли к пруду и увидели лягушку. Гриша взял камень и бросил в неё. Лягушка задергалась, а потом затихла. Павлик возмутился:
- Зачем ты это сделал?
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Живое должно жить“» размещена в разделах
- Из-за них бородавки на руках, - хмуро ответил Гриша.
- А ты не бери их в руки, если боишься бородавок. Но мне говорили, что это неправда…»
Воспитатель беседует с детьми:
- Ребята, что вы думаете о поступке Гриши?
- Как можно назвать этот поступок?
Педагог объясняет, что жестокость по отношению к любым животным равносильна преступлению.
- Как вы думаете, что мог сделать Павлик, чтобы этого не случилось?
Воспитатель говорит детям, что лягушки и жабы приносят большую пользу и к бородавкам не имеют никакого отношения. Их уничтожать нельзя.
Ребята, а как вы думаете, как поступают те, кто разоряет птичьи домики, кто убивает птиц из рогаток? Почему плохо? Какую пользу приносят птицы?
Воспитатель обобщает ответы детей: животные страдают от боли и мучить их бесчеловечно. Нельзя разорять муравейники, гнездо шмеля, нору зверька. Право на жизнь имеет каждое живое существо. Каждый организм выполняет свою важную роль. В природе нет ничего лишнего.
Педагог показывает насекомых: стрекозу, бабочку, жука.
- Красивые насекомые страдают. Часто их ловят, повреждая крылышки, потом отпускают или убивают. В итоге многие великолепные бабочки стали редкими и внесены в Красную книгу. Растаптывая жука или червяка, мы наносим урон природе, а значит, и себе, ведь человек её часть.
- Если утки перестанут крякать,
А лягушки вдруг устанут квакать,
Петухи кричать «ку-ка-ре-ку»,
А кукушка плакать на суку –
Сразу мертвой станет тишина
И не будет никому слышна…
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены правила поведения в природе. Обсуждают их.
- Что произойдет с животными, если их поймать, принести домой?
- Да, ребята, в неволе они медленно умирают, тоскуя о свободе.
Недопустимо, когда в домашние условия забирают детенышей животных, полагая, что они остались без родителей. Как правило, родители есть и у зайчат, и у лисят, и у ежат. Если же малыши осиротели, то заботы о них берут на себя другие взрослые животные. Плохо и то, что люди пытаются спасать, еще не умеющих летать птенцов, считая, что они выпали из гнезда. У человека такой птенец погибает, а родители птенцов еще долго кормят и охраняют, пока те не научатся летать.
Запомните ребята! Рядом с человеком полноценно могут жить только домашние животные. А помогать животным нужно только тогда, когда зверек сам не может двигаться, а птица лететь. Но потом обязательно отпустить на волю. Ни в коем случае нельзя пытаться поймать раненое животное для оказания ему помощи. При этом оно может сильно искалечиться.
В заключении педагог читает стихотворение:
Никого не обижай – ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко,
Ни кузнечика в траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого…
Ни за что, никогда не обижай живого.