Людмила Лехнер
Конспект занятия по экологии «Берегите природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии
ВВЕДЕНИЕ
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом,
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
И. Мазнин
Экология в переводе с греческого: экос-дом, логос-наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Берегите природу!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экология изучает, как животные связаны с воздухом и водой, другими животными и то, как люди связаны с окружающей их природой, как они зависят от природы, как влияют на неё. Экологическое образование и воспитание дошкольников в настоящее время является одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров.
Человек рассматривает себя, как главное действующее лицо, которое может передать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага.
У подрастающего поколения должно сформироваться новое - экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций - позицией биоцентризма, означающей: человек - особое разумное, но всё же только часть природы, а экология - это не просто наука, это мировоззрение, кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознать последствия своих действий и иметь предоставление о законах природы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В своей работе по экологическому воспитанию я, прежде всего, уделяю внимание следующим вопросам:
- понимание само ценности природы;
- осознание ребенком себя, как часть природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, независимости от наших симпатий и антипатий;
- понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведё т за собой другие изменения: происходит «цепная» реакция;
- воспитание у детей активной жизненной позиции;
- обучение азам элементарной экологической безопасности;
- формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов;
- формирование экологически грамотного поведения в быту и на природе;
- формирование эмоционально–положительного отношения к окружающему миру;
- научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, обладать определёнными знаниями в области экологии.
Осуществлять эти задачи экологического воспитания я начала с младшей группы, важную роль я отводила ознакомлению детей с природой. Для этого использовала разнообразные приемы и методы. Одним из основных методов ознакомления детей, использовала наблюдение в уголке природы и на участке детского сада, а также во время прогулок и экскурсий. Я знакомила детей с неживой природой, что это такое – глина, песок, камень, облака, звезды, небо, ветер…. Через опыт и беседы, например: небо, какого цвета - оно бывает разного цвета: синее, голубое и даже серое, по небу плывут то лёгкие белые облака, то огромные серые тучи, например: кучевые облака – белые, пушистые. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду, но вот они обложили всё небо, опустились ниже к земле – бывать дождю.
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце- источник жизни и, света и энергии. С малых лет у детей складывается особое отношение к солнцу, недаром они ласково называют его «солнышко». Очень рано в жизнь ребенка входят потешки, песенки о солнце:
Свети нам, солнышко! Легко с тобой живется.
И даже песенка в пути сама собой поётся.
От нас за тучи – облака не уходи, не надо –
И лес, и поле, и река теплу и солнцу рады.
Послушай песенку мою: свети с утра до ночи!
А я тебе еще спою, спою, когда захочешь…
Я. Аким
В детских книгах его изображают весёлым, румяным, добрым. Постепенно дети усваивают представление о том, что солнце светит и греет. Внимание малышей я привлекла к тому, что предметы (скамейка, пальто, шапка) становятся тёплыми, если на них падают лучи солнца «солнышко нагрело», - говорят дети. Они связывают признаки тё плой погоды с солнцем: «сегодня тепло, потому что на небе солнышко». В младшей группе организовала наблюдения за рыбками в аквариуме, воробьями на участке детского сада, задавала детям несложные вопросы: «Как двигается рыбка (воробей?» Для уточнения, закрепления усвоенных в процессе наблюдения знаний эффективны приёмы, побуждающие детей к имитации движения животных: «Покажи, как двигается воробей (рыбка, лягушка и т. д.)»
Наблюдали за радугой, как она разноцветной дугой раскинулась на небе. Показывая её, читала детям потешку «Радуга-дуга». Так же с младшего возраста наблюдали за ветром: «В осеннюю пору он зло завывает, срывает листья, гонит тучи. Летом ветерок ласково веет, несет прохладу». Как ветер качает деревья, как колышутся листочки на ветру. Загадывала загадки.
Я березку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу,
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать?
В холодный морозный день, когда не видно солнца, дети чувствовали себя неуютно. Поэтому я чтобы поднять настроение говорила: «Слышите, как снег хрустит, поскрипывает под ногами?» Прислушались дети. «Посмотрите, какие то следы на снегу. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости?». Дети сами рассказывали, фантазировали.
Начиная с младшей группы, я старалась научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, обладать определенными знаниями в области экологии.
В конце средней группы проводили опыты с овсом. Дети посадили семена овса в две ёмкости, одну поставили на окно, другую поместили в комнату, где мало света. Ухаживали одинаково, через две недели, дети увидели, что на окне овес зеленый, а в комнате, где мало света, чуть ли не белый и на много меньше. Из этого мы сделали вывод: что для роста растений, необходимо хорошее освещение (тепло и вода).
В доступной форме я объяснила детям, почему листья зеленые. В листьях живут маленькие зеленые человечки (хролофилки) они очень любят солнечный свет и воду, но иногда человечки начинают болеть, они становятся бледно зелеными.
В старшем возрасте дети часто задают вопросы: «Чем же мы похожи с животными?». Дошкольников подводила к пониманию того, что каждое животное – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство). Устанавливала степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце, легкие).
На занятиях использовала метод наблюдения: «Слушали, как бьется сердце, поднимается и опускается грудь при дыхании, рассматривали цвет глаз друг у друга». Угадывали сладкое или соленое, теплое или холодное».
На занятиях дети узнавали, почему они растут, что им при этом помогает: пища, вода, свет, тепло, сон, любовь и уход взрослых.
При проведении занятий на тему «Растение – живое существо» у дошкольников продолжалось формироваться представление о жизненно важных признаках растений (питание, рост, развитие от семени до семени, знакомила детей с правилами ухода за растениями, отмечали зависимое состояние растений от отношения к нему человека.
В группе мы проявили заботу о комнатных растениях: рыхлили землю, поливали, протирали листья, сажали рассаду, наблюдали за ростом растений. Питание для растений находится в почве, с помощью воды оно всасывается корнями. Обращала внимание на то, что питание – один из основных факторов роста всего живого.
Трудовую деятельность старалась организовать с учетом определенных требований. Растения и животные нуждаются в нашей помощи, без нашего труда они погибнут. Создавала в уголке природы такие условия, которые похожи на естественные: поливать растения по мере необходимости, кормить рыбок, птиц.
С наступлением холодов обращаю внимание детей на то, что на участке детского сада, около жилых домов стало больше птиц. Почему?
Старшие дети уже сами могут объяснить причину: холодно, для птиц стало меньше корма (спрятались насекомые, ветер срывает, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в помощи и заботе человека. Я стараюсь донести до сознания детей мысль о том, что уход за птицами должен быть направлен на удовлетворение их потребностей.
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц».
Дошкольники часто нарушают взаимодействие с объектами живой и не живой природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Это возможно осуществить через художественную литературу: С. Есенин «Белая береза», Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…», С. Михалков «Зяблик», К. Паустовский «Кот – ворюга» и др.
Так же в старшем возрасте я знакомила детей с солнцем и планетами солнечной системы. Рассматривали карту созвездий, составляли альбом с картами созвездий. Через такие занятия развивала у детей наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений.
Солнце дает свет, тепло, а без него не возможна жизнь. Значит, без солнца наша Земля была бы мертвой без растений, без животных, без людей. Только песок камни и ветер.
Знакомя с миром растений и животных, мы выяснили, какие бывают загадочные животные, узнали об их строении и функции. Какие животные занесены в «Красную книгу».
«Красная книга» - документ, который дает конкретные рекомендации по спасению редких и исчезающих видов растений и животных.
В неё внесены растения и животные, находящиеся на грани исчезновения, в опасности, а так же редко встречающиеся. За жизнь каждого вида растений и животных, занесенных в отечественную «Красную книгу» мы все несем ответственность перед всем человечеством.
В «Красную книгу» занесены такие растения: ландыш, купальница, белая лилия, венерин башмачок, первоцвет, плаун.
Для спасения редких видов растений и животных создаются: зоологические сады, ботанические сады.
Знакомясь с животным и растительным миром, я большое внимание уделяла изучению Кемеровской области. Географическому положению, климату, животному и растительному миру, полезным ископаемым.
На карте Кемеровской области мы отметили, какие есть месторождения. Где расселились, какие животные, какая протекает река, чем она помогает человеку, как необходимо беречь воду, не загрязнять реку. Составили карту очищения воды, Проводили беседу, опыты с водой. Без воды не может быть жизни. Вода - органическая часть тканей живых существ. У человека и животных она входит в состав крови, разносит по всему организму питательные вещества, выводит вредные.
Для некоторых растений и животных вода – среда обитания. Для
уточнения представления текучести воды проводили опыт. Брали два стакана, наполненные водой, а так же два, три предмета, выполненные из твердого материала (деревянные ложки, линейки, кубик). Сравнивали свойства воды и предметов: вода - льется, растекается, а твердые предметы сохраняют форму. А переливая воду из одних предметов в другие (чашка, блюдце, баночка и т. д.) мы увидели, что вода принимает форму предметов в которые её наливают.
Проводили опыты по превращению воды в пар, а пара в воду. Накрывали стакан стеклом, стекло запотело, снимали стекло, на стекле капельки воды. Держали стекло над листом бумаги, капельки падали на бумагу.
Знакомила с признаками льда: гладкий, твердый, хрупкий. Обследования проводила действиями детей. Предлагала погладить поверхность для определения гладкости, притронуться – для выявления температурных особенностей, ударить для выявления прочности, или хрупкости. Так же усваивали свойства снега в играх с ним. Устанавливали, что в теплую погоду снег липкий (из него лепят снежки, фигурки). В морозную погоду нельзя лепить, скатать ком, ветер легко поднимает снег и кружит его в воздухе, переносит с места на место.
Наблюдали еще за удивительным созданием природы – таяние снега, и превращение воды в лед-это сосулька. Детям нравится их необычная форма, напоминающая ледяную морковку, или пику, то, что они переливаются на солнце, растут на глазах и с шумом падают вниз. Обращала внимание на то, что сосульки образуются с той стороны крыши, где сильнее греет солнце, т. е. раньше начинает таять снег. Ушло солнышко, стало холодно, сбежала капелька с крыши, а пока скользила вниз по сосульке, замерзла и стала льдинкой. Наблюдали так же за испарением воды: в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника, из под крышки кастрюли. Вернувшись с прогулки в сырой одежде – окна в раздевалке запотели «заплакали». Проведение опытов и наблюдений помогает развивать познавательный интерес ребенка. Его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов предлагала детям высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. На прогулке, во время наблюдения с ребятами проводили свободные беседы. Для этого использовали игру «Передай перышко», или «Свой микрофон». Дети с большим желанием сочиняют рассказы экологические сказки. Для более успешного в работе обучения экологическим занятиям помогает использование аудио и видео кассеты с записью звуков живой природы. В группе организовали уголок для выставок детских работ, уголок природы и экспериментальный (для опытов).
Новая интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается при организации экологической тропы совместно с детьми.
После проведенных маршрутов вырабатывали правила:
-В лесу, на участке надо ходить по тропинкам т. к. можно нечаянно наступить на насекомое.
-Не утаптывать землю, т. к. на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлиться, а корни растений «задыхаются», без воздуха и постепенно отмирают.
-Нельзя разжигать костра, ломать ветки, рвать много цветов.
Изучая природу учу детей быть вежливыми гостями у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых) и придерживаться основных правил:
- старайся ничего кроме знаний и впечатлений не уносить с тропинки.
- не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности.
- замечай, запоминай, зарисовывай, записывай интересное, увиденное тобой.
После таких интересных прогулок по экологической тропе, в группе с детьми рисовали, составляли рассказы, сказки о природе, слушали музыку. Совместно с детьми и родителями мы организовывали фото выставки, составляли гербарии. Эпиграфом к выставке я брала слова Н. Сладкова «Нет в природе не полезных, не вредных, они только необходимые!»
Несмотря на наглядно – образный характер своего мышления, дети могут познать не только влияние стороны природных объектов и явлений,
но некоторые не сложные взаимосвязи и закономерности. Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если они будут носить действенный характер, действовать с объектами природы.
Например, в «зеленой аптеке» я давала детям представление о лекарственных травах, сроках их заготовки, вместе с детьми и их родителями заготавливали некоторые растения. Такие как: мать и мачеха, подорожник, календулу. Рассказывала, как их можно применять, учила находить и различать их.
На станции «скорой помощи» я учила детей, как нужно лечить деревья, замазывать раны, прибинтовывать надломленные ветки.
Совместно с родителями в группе проводили выставки: «Природа и ее причуды», «Осенний букет», «Зимний букет», «Картофельная фантазия».
Вместе с родителями выезжали в лес. Для обогащения знаний родителей по данной теме я проводила консультации, совместные познавательные вечера, досуги, создала в группе библиотеку для родителей, серию буклетов, информационных бюллетеней и справочный материал для того, чтобы родители могли самостоятельно воспитывать у детей положительное отношение к природе.
Экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт с природными объектами, на развитие эмоций, способности чувствовать, сопереживать, заботится, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания. Помнить о необходимости постоянного контакта ребенка с природой, именно он формирует эмоциональное отношение к окружающему миру, без которых не возможно экологическое воспитание.
Знакомя детей с основой экологической культуры, дети умеют:
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам.
- пользоваться календарем природы.
- Различать сезонные изменения в природе.
- Ухаживать весте со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения и определять условия необходимые для жизни и роста.
И хочется закончить словами из стихотворения И. Мазина «Давайте дружить!»
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету-
Во всей вселенной
Похожей нету:
Во всей Сселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги своей работы, хочу отметить, что отношение у миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Известно, что истинная красота заложена в природе, и задача наша состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научить ценить и беречь её. Мои мысли подтверждаются словами Пришвина:
«Никогда не поздно посадить деревце,
пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни
начинается с раскрытия первой почки
посаженного растения».
Рекомендации: материалы моей работы можно рекомендовать для обмена опытом с коллегами.
Список литературы:
1. Веракса, Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность, 2012.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ 2013г.
3. Фсеюкова, Л. Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет, 2008.
4.
5. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – Новосибирск : Сиб унив. изд-во, 2009. – (Университетская серия).
6. Дубровская, И. А. Права ребенка [Текст] / И. А. Дубровская. – М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. – 176 с. – (Ваш юридический советник).
7. Кузнецов, И. Создание фильма на компьютере [Текст] : технология и творчество / И Кузнецов, В. Познин. – СПб. : Питер, 2005. – 270 с.
8. Летний лагерь на базе школы [Текст] / Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко, С. И. Лобачева, Е. И. Гончарова. – М. : ВАКО, 2007. – 336 с. – (Мозаика детского отдыха).
9. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность [Текст] : учебно-методическое пособие / С. С. Татарченко и [др. ] ; под ред. С. С. Татарченко. – СПб. : КАРО, 2008. – 160 с.