надежда пермякова
Конспект занятия по воспитанию толерантности «Учимся играть и работать сообща»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
занятия обусловлена тем, что в последнее время замечается недостаток развития основ нравственных качеств, особенно у детей с ОВЗ. Наша задача научить строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств дома и в школе, вырабатывать навыки общения, учить применению этих качеств в повседневной жизни.
Цель. Формирование толерантного отношения воспитанников группы друг к другу.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по воспитанию толерантности „Учимся играть и работать сообща“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
• Учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других. Учить детей согласовывать свои действия при совместной работе.
• Коррекция устной речи посредством ответно-вопросной системы, составления правил дружбы.
• Воспитывать доброту и милосердие, любовь к близким, доброжелательность к друг другу.
Оборудование: кроссворд, карточки с пословицами, корзина с цветами, опорный словарь: внимательный, умный, хороший, доброжелательный, чуткий, равнодушный, красивый, отзывчивый, опрятный, добрый, хитрый нежный, порядочный, ответственный, приятный.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, наше занятие посвящено очень важной теме. И чтобы узнать, о чем мы будем говорить, нам поможет кроссворд. Вместо цифр вставьте буквы алфавита.
5 18 21 8 2 1
Дети. Дружба.
Воспитатель. Молодцы, действительно наш разговор сегодня пойдет о дружбе. В жизни каждый человек окружен разными людьми. Это могут быть родные, знакомые и малознакомые люди, одноклассники и т. д. С некоторыми из них интересно проводить время. С ними можно пойти в кино, поиграть в любимые игры, обсудить какую-нибудь книгу. Наша жизнь – это постоянное общение. Без общения в жизни приходится очень непросто. Поэтому мне бы хотелось, чтобы вы научились различать понятия приятель и друг. В чем сходство и различия этих понятий?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. Ребята, вы совершенно правы. Приятель – это ваш знакомый человек из класса, школы или улицы, с которым у вас сложились хорошие, но не совсем близкие отношения. Приятелей может быть очень много. Друг – это человек, близкий вам по духу, по взглядам, интересам, по убеждениям, на которого можно во всем положиться, которому можно доверить самые сокровенные тайны и мечты. Тот, кто всегда придет на помощь и никогда не предаст. А у вас уже есть такие друзья?
Расскажите о них.
Дети делятся своими рассказами.
Воспитатель. Очень хорошо. Сегодня мы поучимся с вами играть и работать сообща. Предлагаю вам выполнить небольшую фонетическую гимнастику: Вместе весело шагать. Вместе весело играть. Вместе весело учиться. И всё может получиться.
Воспитатель. Молодцы. Перед вами карточки с пословицами, которые перепутались. Одна половина пословицы оказалась у соседа по парте.
Игра «Собери пословицу»
Человек без друзей…что дерево без корней.
С кем поведешься… от того и наберешься.
Один за всех…. и все за одного.
Друга ищи, а найдешь …береги.
Дружба, как стекло: ….разобьешь – не сложишь.
Нет друга, так ищи, …. а найдешь – береги.
Дерево живет корнями, … а человек друзьями.
Дружба не гриб, …в лесу не найдешь.
Воспитатель. А теперь объясните смысл каждой пословицы.
Дети объясняют по цепочке.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, каким должен быть настоящий друг?
Дети отвечают.
Игра «Качества настоящего друга»
Воспитатель. Запишите в два столбика качества, которые бы вы хотели видеть в своем друге и качества не присущие друзьям.
Дети работают парами, при перечислении качеств идет объяснение ответа.
Воспитатель. Действительно, настоящий друг – это веселый, надежный, ответственный, честный человек.
Игра «Кто с кем дружит?
Воспитатель. Ребята,я знаю, что вы очень любите сказки и мультфильмы. Перед вами разные герои. Как вы думаете, кто из них с кем дружит? (имена героев на доске)
Малыш и (Карлсон).
Буратино и (Мальвина, Пьеро).
Бурундуки Чип и (Дейл).
Белоснежка и (семь гномов).
Вини Пух и (Пятачок).
Герда и (Кай)
Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)
Крокодил Гена и (Чебурашка).
Воспитатель. Молодцы, вы успешно справились с заданием. Ребята, у друзей обычно одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, они добры и отзывчивы друг к другу. Но быть внимательными и отзывчивыми мы должны быть со всеми окружающими нас людьми. Предлагаю вам поиграть в игру «Знаю ли я одноклассников?»
-Кто из ребят самый высокий в классе?
-Какого цвета глаза у Жени
-Кто из ребят самый младший в классе?
-Какого цвета волосы у Кати?
-Когда день рождения у Данила?
-Чьё день рождение справляли недавно?
- Кто из ребят родился весной?
Воспитатель. Мы все на первый взгляд абсолютно разные, но в то же время чем-то схожи. Чтобы убедиться в этом «Встаньте все, кто ___»
- кто любит учить стихи; - кто любит танцевать; - кто любит читать книги; - у кого день рождения летом; - кто любит манную кашу; - у кого светлые волосы; - у кого карие глаза; - кто учится без троек; - кто любит компьютерные игры; и т. п.
Воспитатель. Убедились, что нас многое объединяет? Обратите внимание, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. А сейчас я хочу предложить вам разрешить несколько жизненных ситуаций.
Ситуация первая.
На перемене Светлана подошла к Наташе и сказала: «Давай с тобой дружить!» Наташа спросила: «Света, а почему ты хочешь со мной дружить?» Девочка не знала, что ответить. Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети отвечают.
Ситуация вторая.
Рассорившись Миша и Коля били друг друга ногами. Когда воспитатель разняла их, Коля сказал: «Мы друзья с Мишей, и мы не дрались, а просто играли». Что вы можете сказать по поводу этой игры?
Дети рассуждают.
Ситуация третья.
Лера и Света сидят за одной партой в классе. Иногда они разговаривают между собой, но особого уважения между ними нет. Они не интересуются друг другом, отношения между ними безразличные. Что такое безразличные отношения?
Дети отвечают.
Воспитатель. Как вы думаете, если вы не дружите с человеком, нужно ли с ним здороваться и вежливо обращаться? Почему?
Дети рассуждают.
Ситуация четвёртая.
Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга - это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает. Но почему-то с Наташей никто не хочет дружить. Как вы думаете, почему?
Дети рассуждают.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас встаньте в круг. Я предлагаю вам игру «Найди себе пару». Каждый из вас должен взять из корзинки цветок и найти участника игры с таким же и встаньте рядом. Когда остаётся один участник, ему задаётся вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?». (Если в группе чётное количество детей, воспитатель тоже выступает в роли участника игры).
Дети рассуждают.
Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы таких ситуаций в жизни нашей группы не было? Как сделать так, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими?
Дети отвечают: - делиться друг с другом радостями; - поздравлять друг друга с днём рождения; - справляться о здоровье и настроении друг друга;
Воспитатель. Верно, друзья должны помогать в трудную минуту, поддерживать во время болезни, радоваться успехам друга, нести друг другу добро. А сейчас продолжите моё, пожалуйста, моё предложение. Уважать человека - это значит…
Дети продолжают предложение: Уважать человека - это значит быть готовым оказать ему помощь. Уважать человека - это значит вместе с ним ходить на рыбалку. Уважать человека - это значит сидеть за одной партой в классе. Уважать человека - это значит вежливо разговаривать с ним. Уважать человека - это значит вместе играть.
Воспитатель. Ребята, а кого вы уважаете? Почему вы уважаете этих людей? Что такое взаимопомощь и дружба?
Дети дают своё определение.
Воспитатель. Взаимопомощь - это оказание помощи другим людям. Дружба - это уважительные отношения между людьми, взаимно помогающими друг другу. Расскажите о вашем друге. Почему вы с ним дружите? В чем заключается ваша дружба? Должен ли человек иметь друзей? Для чего это нужно? Можно ли дружить, не уважая друг друга и не помогая друг другу?
Воспитатель. Ребята, чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много правил дружбы. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети перечисляют правила.
Воспитатель записывает на доске:
- Друзья играют честно.
-Друзья не обижаются друг на друга.
-Друзья не ссорятся.
-Если друг обиделся, надо извиниться.
-Друзья делятся друг с другом.
Воспитатель. Молодцы! Видите, сколько правил мы записали. Давайте всегда и везде соблюдать наши законы дружбы. Помните:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Воспитатель. В заключение нашего занятия предлагаю оформить «Поляну дружбы» из ваших цветков. Обратите еще раз внимание, что цветы все разные, а вместе они делают наш мир краше, ярче, добрее. Напишите на своем цветке качество, которым должен обладать настоящий друг. Предлагаю постепенно пополнять нашу «Поляну дружбы» новыми цветами, новыми ценностями.
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы.
- Что вам понравилось сегодня на нашем занятии?
- Что нового о дружбе вы узнали в процессе работы?
- Можно ли назвать нашу группу дружной?
Воспитатель. Будьте всегда добры друг к другу и к окружающим вас людям! Берегите друзей! Спасибо вам за активную работу на занятии! Желаю вам стать настоящими друзьями!