Виктория Андросова
Конспект занятия по Тризу «Сказочные лабиринты» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказочные лабиринты»
Для старшей группы.
Цель: развитие логического мышления. Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Пояснительная записка: данная игра основана на одном из методов технологии ТРИЗ – системный оператор, который в свою очередь помогает детям развивать системное мышление, т. е. видеть не только отдельный предмет, но и выделять его части и определять частью чего этот предмет является. Игра «Сказочные лабиринты» помогает осознанно строить логическую цепочку, закреплять понятия развивать мышление.
Материал: Воздушный шар. Картинки с изображением транспорта: автобус, велосипед, трамвай, самолет, автомобиль. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Теремок, картинки чем то между собой похожие (пианино-балалайка; диван-кресло; туфли-сапоги. И т. д). Ватман с не дорисованными элементами.
Ход: Организационный момент «Подари улыбку».
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости давайте улыбнемся нашим гостям и скажем: «Доброе утро!».
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Мы побываем разных в сказках, прослушаем отрывки этих сказок и выполним задания.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель: Посмотрите, к нам на воздушном шарике прилетел комарик. Как вы думаете, из какой сказки он к нам прилетел? Правильно из сказки «Тараканище». А кто автор этой сказки? Конечно же К. И. Чуковский. И принес нам комарик задание, называется оно: «Что было бы, если убрать часть?»
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части
Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например, -У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого?
-Убрать у самолета крылья?;-У трамвая рельсы?; Если бы люди не изобрели колесо, автомобили? -Забрать у людей компьютеры (телевизоры?
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились. А мы с вами отправляемся в путешествие дальше. И вот, какие замечательные строчки написал Анатолий Шибаев:
Кто кем становится.
Если папа — серый слон,
мамочка - слониха!
А ребёнок, а ребёнок —
Маленький слонёнок!
Если папа — ёж колючий,
Мамочка — ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребёнок -
Быстроногий жеребёнок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пелё нок:
Сын коровы и быка —
Маленький телёнок.
Воспитатель: Посмотрите, здесь на доске расположены картинки детенышей домашних животных. Давайте сыграем в игру
Игра «Кто кем будет?»
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем) будет …Козленок, цыпленок, поросенок, утенок, и т. д.»
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Воспитатель: А про зверей мы ведь с вами знаем ещё пальчиковую гимнастику. Давайте покажем её нашим гостям.
Пальчиковая игра Топ – Топ….»
Топ – топ –топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на песке,
Черепаха н песке,
Топ – топ – топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки, Пляшут рожки и хвосты
Что стоишь?
Пляши и ты.
(Дети садятся на места.)
Воспитатель: А мы с вами попали в следующую сказку. Вы помните стихотворные строчки сказки «Теремок»?
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
— Пи! Пи! Пи! Пи! Пи! Пи!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Кто в тереме живет?
Воспитатель: Вот сейчас мы проиграем эту сказку, только не много
преобразуем её.
Игра “Теремок”
Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов.
Ребенок крутит волчок со стрелкой, на какую картинку стрелка укажет с той картинкой ребенок идет к теремку Воспитатель или другой ребенок играет роль хозяина. (на примере сказки) :
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - балалайка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, гитара и балалайка сделаны из дерева. Или и у гитары и у балалайки есть струна. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры. Пока все карточки не окажутся в доме.
Физкультминутка Буратино:
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
Воспитатель: Ой, Ребята, в какую это сказку мы с вами попали? :
Свинки замяукали
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Правильно мы с вами попали в сказку «Путаница» К. И. Чуковского.
Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Ребята, однажды Незнайка перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Выполняя задание, я выберу 2 игроков, они будут прыгать по кочкам разложенных в 2 ряда, если назовут правильно и быстро нужное слово, главная задача не повторять, а называть разные слова друг от друга. Кто первый перепрыгнет все кочки,тот и выиграл.
Например:
Летит белый крокодил. (снег, самолет, шарик)
Висит зеленая собака. (слива, ягода, доска.)
Самолет ползет по рельсам. (поезд, вагон, состав.)
Мальчик ест скакалку. (конфету, соску, булку.)
Летит воздушный диван. (шар, фонарик, пароплан.)
Ползет слон. (пес, змея, ящерица.)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло, аквариум.)
Дверь открывают вилкой. (ключом, шпингалетом, крючком.)
Бабушка связала мягкие компьютеры. (варежки, игрушки.)
Мама сварила вкусный стол. (суп, компот.)
Воспитатель: Да, забрели мы с вами далеко, а нам уже пора возвращаться. Поможет нам вот этот плакат, следите глазами по направлению стрелок они нам и помогут выбраться.
Воспитатель: А на память о нашем путешествие хочу вам подарить закладки с изображением героев сказок.