Марина Потькалова
Конспект занятия «Улицы родного города» для подготовительной к школе группы по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста об улицах родного города.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей названия ближайших улиц родного города.
2. Развивать произвольное внимание, связную речь и познавательный интерес к прошлому и настоящему родного города.
3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, любовь к родному городу, желание сделать его красивее.
Материал:
- аудиозапись песни «Амурский вальс» сл. М. Пляцковского, муз. С. Туликова;
Публикация «Конспект занятия „Улицы родного города“ для подготовительной к школе группы по программе „Детство“» размещена в разделах
- макет детского сада с домами и улицами, расположенными возле него;
- презентация «Проспект Первостроителей» для демонстрации на мультимедийной установке;
- иллюстрация монумента первостроителям на первом мольберте;
- иллюстрации памятника военным строителям и картины художника-комсомольчанина А. И. Абросимова «Ледовый переход бригады ОСК 1933-1934 гг.» на втором мольберте;
- аудиозапись шумового эффекта “Метель”;
- фотографии из семейного архива первостроителя М. К. Лапина;
- иллюстрации мемориальных досок писателю Г. Т. Малышеву, художнику Г. С. Ли Гирсу, посвященные М. И. Васянину, комсомольцам-строителям города;
- 5 конвертов с разрезными иллюстрациями социальных объектов, расположенных на проспекте Первостроителей;
- листы белой бумаги, карандаши и фломастеры (на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
- посещение городского краеведческого музея (экскурсия на тему «Как это было» об истории строительства города);
- автобусная экскурсия по памятным местам и достопримечательностям нашего города;
- беседы о городе, о гербе города, его достопримечательностях;
- чтение с детьми художественной литературы и стихотворений о Родине, о родном городе;
- подборка иллюстраций с видами родного города;
- рассматривание с детьми фотографий памятных мест города, создание фотовыставки «Наш город»;
- организация выставки рисунков детей на тему «Вот моя улица, это мой дом…»;
- беседа с детьми по теме «Моя родословная», о семейных традициях, рассматривание с детьми фотографий из семейных архивов;
- участие детей с родителями в мероприятиях, посвящённых Дню города.
Ход занятия
I. Вводная часть занятия :
Звучит аудиозапись песни «Амурский вальс».
Воспитатель приглашает детей подойти к ней и образовать круг:
- Покажите мне свои красивые глазки, а теперь давайте улыбнёмся друг другу и поделимся своим хорошим настроением. А теперь возьмёмся за руки и поделимся теплом наших рук и добрых душ. Мне очень приятно, что вы такие добрые ребята. С такими детьми и беседовать интересно. Вы, наверное, догадались, что это за песня звучала? (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, ребята! Это песня о нашем городе и называется она «Амурский вальс». Слова для неё написал Михаил Пляцковский, а музыку – Серафим Туликов. И сегодня мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом и самом красивом городе среди многих больших и малых городов нашей России. Вы согласны со мной, что наш город самый красивый? (ответы детей)
- Ребята, на экскурсии по памятным местам и достопримечательностям нашего города вам экскурсовод рассказывала, что этот год для нашего города – юбилейный. А кто из вас помнит, сколько лет исполняется нашему городу? (ответы детей)
- Правильно, ему будет 85 лет, но для истории города это небольшой возраст. Можно сказать, что наш город совсем ещё юный по сравнению с такими городами, как Москва или Санкт-Петербург, которым уже по несколько сотен лет. Но, несмотря на свой юный возраст, наш город уже имеет красивые улицы и свои памятные места. А вам нравится наш город? А чем он вам нравится? (ответы детей)
- На автобусной экскурсии по нашему городу вам показывали много широких, светлых и красивых улиц. Давайте вспомним их названия (дети по-очереди называют проспект Мира, Аллею Труда, проспект имени В. И. Ленина, проспекты Октябрьский и Интернациональный и др.)
- Вот сколько названий вы помните и каждая из названных вами улиц хороша по-своему. А вот улицы, расположенные возле нашего детского сада, - особые. Это улицы, названные в честь людей, которые создали и прославили наш город. Вы хотите узнать об истории названий данных улиц? (согласие детей) Тогда давайте совершим с вами виртуальную экскурсию в прошлое и настоящее нашего города.
II. Основная часть занятия :
Воспитатель:
1. Беседа возле макета детского сада :
- Давайте, подойдём к макету нашего детского сада (дети становятся вокруг стола, на котором находится макет). Посмотрите, возле детского сада расположены дома, в которых вы живёте вместе с родителями, а окружают их три улицы : одна – широкая, а две другие поменьше. А вы знаете, как называются улицы, на которых вы живёте? (ответы детей) Правильно, это проспект Первостроителей и две улицы Комсомольская и Васянина.
- А кто из вас знает, почему улица называется «улица»? А почему одна из улиц стала называться проспектом? Никто не знает, тогда я вам объясню.
2. Рассказ педагога:
Сначала давайте определимся, почему улица называется «улица»? Затрудняетесь сказать? Давайте произнесём слово «у-ли-ца». Не догадались ещё?
Тогда давайте встанем в две шеренги и покажем друг другу свои лица. Вот так и дома стоят лицом друг к другу. Вот и получилась улица. Я пройдусь между вами, как по улице! Скажите, а зачем улицам дают названия? А зачем домам присваивают номера?
А теперь узнаем, почему одна из улиц города стала называться проспектом. Для этого покажу вам презентацию. Присаживайтесь (дети рассаживаются полукругом возле экрана)
Проспект – это длинная, прямая и широкая улица, находящаяся в центре города. Проспект Первостроителей находится в центре города и является одной их главных его улиц (слайд 1). Проспект очень длинный – он начинается от Амурского берега (слайд 2) и заканчивается у железнодорожного вокзала (слайд 3, пересекая несколько городских центральных улиц.
Проспект имеет проезжую и пешеходную части. Пешеходная часть начинается от Амурского берега, от Монумента Первостроителям (слайд 4, и заканчивается у площади перед зданием Драмтеатра (слайд 5). Затем пешеходная часть переходит в проезжую часть проспекта, которая действительно очень широкая – ширина достигает 80 метров (слайд 6).
Посмотрите на эти фотографии (на слайде 7 демонстрируются две фотографии) : на первой фотографии первые улицы города, на второй – проспект в наше время. Его пешеходная часть равна ширине улиц, которые строились в первые послевоенные годы.
- Ребята, а в честь кого назван проспект? (ответы детей) Правильно, в честь первых строителей города – смелых, мужественных, трудолюбивых людей, которые не побоялись ни тайги, ни болот и мошкары, ни тех трудностей, которые их здесь ожидали. Они самоотверженно работали, жили в палатках у Амура, терпели великие лишения, но готовили площадки под заводы-гиганты и закладывали фундаменты первых жилых зданий. И на месте тайги да болот возле обычного села Пермское появился такой красивый город! Вам рассказывали об этом на экскурсии в городском краеведческом музее.
- Ребята, но проспект не сразу получил это название. Может быть, кто-то знает, как он вначале назывался? Если нет, тогда я вам расскажу.
- Первоначально до 1965 года проспект назывался Красным. Как вы думаете, почему? Конечно, красный, то есть красивый. На проспекте строились красивые высокие дома, и он стал украшением молодого города.
Потом проспект стал называться Амурским. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что он начинался от берега Амура, и подобно полноводной реке с разливами площадей и скверов, пересекал центральные улицы. А с 1975 года улицу переименовали в проспект Первостроителей.
В знак благодарности за тот подвиг, которые совершили первые строители нашего города, в пешеходной части проспекта были поставлены памятники: монумент первостроителям (слайд 8) и памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1933-1934 годов (слайд 9). Об одном из них нам сегодня Денис подготовил с мамой рассказ.
3. Рассказ Дениса о монументе первостроителям:
- Этот памятник первым встречает на набережной Амура гостей города, которые приезжающих к нам на речном транспорте. Он поставлен тем людям, которые совершили подвиг, построив такой замечательный город среди тайги и болот. Памятник был открыт в дни празднования 50-летия Комсомольска-на-Амуре. (Ребёнок подходит к 1-му мольберту, на котором прикреплена иллюстрация памятника первостроителям и показывает на постамент).
На постаменте – фигуры молодых людей, отлитые из бронзы. Высота фигур пять метров.
Впереди всех – молодой строитель, Он опустил свой рюкзак на землю и показывает вниз рукой, как бы говоря: «Здесь будет город заложен». А рядом с ним находится девушка, которая осматривает место будущей стройки.
Рядом с ними другие молодые строители: один держит в руках лопату, другой – накинул
на плечи шинель, а третий – повернул голову назад и словно зовёт за собой других.
У строителей будущего города среди вещей находится гитара. Она здесь не случайна! Гитара всегда веселила людей, помогала им пережить все лишения и всё вытерпеть.
(Педагог благодарит ребёнка за рассказ).
4. Рассказ воспитателя о памятнике военным строителям, участникам ледового перехода:
- Ребята! Чуть дальше от монумента первостроителей установлен памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1933-1934 годов (Педагог подходит ко второму мольберту, на котором стоит иллюстрация памятника военным строителям и показывает на памятник).
Памятник установлен 15 лет назад, в октябре 2002 года, в пешеходной части проспекта. Он посвящён военным строителям. Автор памятника – скульптор С. В. Николин.
Памятник отлит из меди и выполнен в форме фигуры лыжника, вознесённой на пьедестал из чёрного гранита. Его высота – 8 метров, а вместе с постаментом высота медного героя 12 с половиной метров.
Этот памятник поставлен бойцам особого военного строительного корпуса, которые стали участниками ледового перехода из Хабаровска в строящийся на Амуре город Комсомольск. Для строительства города очень нужны были квалифицированные строители, но добраться до города зимой было невозможно: река замёрзла и корабли не плавали, а железной и автомобильной дороги тогда ещё не было. Командир строительного дивизиона Г. И. Хетагуров принял решение идти в Комсомольск на лыжах по льду. Военные строители прошли на лыжах более 800 километров за один месяц: ледовый переход начался из Хабаровска в декабре 1933 года и закончился в Комсомольск в январе 1934 года.
Один из участников ледового перехода был и мой дедушка – Михаил Константинович Лапин (педагог показывает фотографию детям, первостроитель Комсомольска-на-Амуре, кавалер нескольких медалей. Дедушка, тогда ещё совсем молодой юноша, пришёл с другими бойцами по реке на строительство города.
На этой фотографии (педагог демонстрирует детям фотографию) он изображён ещё молодым, когда они только начинали строить наш город.
- Посмотрите на мольберт! (педагог выставляет иллюстрацию картины художника А. И. Абросимова «Ледовый переход бригады ОСК 1933-1934 гг.» и включает аудиозапись шумового эффекта “Метель”) На картине художника-комсомольчанина А. И. Абросимова показано, в каких труднейших условиях был осуществлён данный переход.
Дедушка мне рассказывал, что они шли на лыжах по ледовой целине реки в одних шинелях, стойко преодолевая сильный ветер и заносы колючего снега. Чтобы защитить лицо от мороза, им на 100 человек выдавали бочку животного жира. Часть этого жира воины мазали на лицо, чтобы не обморозить его, а часть – себе на хлеб, чтоб вкуснее было есть. Когда они шли по Амуру, то местные жители помогали им рыбой. Дедушка рассказывал, что с тех пор он очень полюбил уху из кеты и всегда, когда её ел, с благодарностью вспоминал местных нанайцев, помогающих им в том нелёгком переходе.
Отдыхать им приходилось прямо на льду, но воины не роптали, на ночлег они располагались всегда с шутками, пели любимые песни. Командир дивизиона Г. И. Хетагуров, описывая данный переход, отмечал, что «воины показали героический пример того, как в самые студёные морозы можно преодолевать амурские версты». Наша семья и я лично горжусь своим дедом, потому что он совершил тот легендарный переход.
И за героизм воинов им поставили вот такой красивый памятник. Людмила Соколова, наша городская поэтесса, в своём стихотворении о городе описывает героизм воинов следующими словами:
«Такой маршрут вы отшагали –
Не каждому его пройти,
Во имя города родного
Смогли достойно вы дойти,
И доказать, как много может
Великий русский наш народ».
Военные строители помогли быстро возвести первые дома в городе. На этой фотографии заснят мой дед во время работы на строительстве города. Его руками возводились многие красивые здания нашего города, в том числе и дома на проспекте Первостроителей. А они действительно красивые и самые большие в нашем городе. В доме № 21 на проспекте Первостроителей – 714 квартир. А недавно достроенный на проспекте дом № 41 стал ещё больше – на 764 квартиры.
Писатель Геннадий Николаевич Хлебников, первостроитель и почётный гражданин нашего города, написал о проспекте Первостроителей следующие строки:
«Я прошёл по новому проспекту
От вокзала до Амур-реки.
Поразил меня простор его широкий
И домов высотных корабли».
Архитектура домов на проспекте тоже особая, как бы подчёркивающая, что это – новый и молодой город, устремлённый в будущее. Каждый дом архитекторы сделали непохожим на другие существующие дома проспекта: у дома № 19 соединили балконы, а у дома № 20 – ввели поворотные балконы. На первых этажах домов располагаются торговые центры, административные службы и офисы банков, кафе и рестораны для жителей города.
5. Физкультурная пауза: А перед домами растут на проспекте деревья и качаются при порывах ветра. Давайте покажем, какие деревья растут на проспекте:
- Ветер дует нам в лицо (дети машут руками перед лицом,
- Закачалось деревцо (наклоняются с поднятыми руками в стороны).
- Ветерок всё тише, тише (опускают руки вниз,
- Деревцо всё ниже, ниже (приседают)
Воспитатель предлагает детям присесть полукругом и выставляет перед ними мольберт.
6. Рассказы детей о мемориальных досках:
Воспитатель: Ребята! На каждом, расположенном на проспекте, многоэтажном доме закреплена мемориальная доска. У нас трое детей получили заранее от меня задание подготовить с родителями рассказ о том, кому посвящена мемориальная доска на их доме. Давайте их послушаем.
Педагог прикрепляет на мольберт иллюстрацию мемориальной доски Г. Т. Малышеву и приглашает рассказать о ней первого ребёнка.
Рассказ Фё дора: Я живу в доме № 19 по проспекту Первостроителей. На моём доме укреплена мемориальная доска с барельефом, т. е. изображением лица, писателя Геннадия Тимофеевича Малышева. Малышев жил в моём доме и был известным писателем, членом Союза писателей нашей страны. Он писал рассказы и пьесы для театра. У нас в городе Малышев работал актёром, писателем и режиссёром, в том числе главным режиссёром городского драматического театра.
Педагог благодарит ребёнка за рассказ, прикрепляет на мольберт иллюстрацию мемориальной доски Г. С. Ли Гирсу и приглашает рассказать о ней второго ребёнка.
Рассказ Максима: Я живу в доме № 20 по проспекту Первостроителей. Со стороны улицы Комсомольской на моём доме тоже укреплена мемориальная доска Почётному гражданину города, заслуженному художнику России Г. С. Ли Гирсу. Он приехал в Комсомольск-на-Амуре в 1954 году по приглашению администрации нашего города. В моём доме находилась мастерская художника.
Здесь Г. С. Ли Гирсу получил звание заслуженного художника России. Его творческое наследие – более 700 живописных произведений, в том числе и о нашем городе. Мемориальную доску сделал скульптор А. Н. Буробкин. На доске написан текст о том, что в этом доме работал Почётный гражданин города, художник России Ли Гирсу.
Педагог благодарит ребёнка за рассказ, прикрепляет на мольберт иллюстрацию мемориальной доски комсомольцам – строителям города и приглашает рассказать о ней третьего ребёнка.
Рассказ Марины: Я живу в доме № 19. Мой дом начинается со стороны улицы Комсомольской и заворачивает на проспект Первостроителей. На углу дома по улице Комсомольской прикреплена памятная доска, на которой написаны слова, что эту улицу строили молодые люди – комсомольцы, приехавшие на строительства города со всей страны. В честь них и была названа улица Комсомольской.
Педагог благодарит ребёнка за рассказ, уточняет историю названия улицы Комсомольской и прикрепляет на мольберт следующую иллюстрацию мемориальной доски. Затем приглашает рассказать о ней четвёртого ребёнка.
Рассказ Оли: Я живу по адресу проспект Первостроителей, дом № 21. Мой дом очень большой и на нём тоже имеется памятная доска. Она посвящена Михаилу Ивановичу Васянину, бывшему офицеру-сапёру отряда милиции особого назначения (ОМОНа) при УВД нашего города. Лично им было обезврежено 216 единиц взрывных устройств. Он погиб на очередном задании по разминированию взрывного устройства. Памятная доска выполнена скульптором О. Сиротовым и была открыта 27 декабря 2001 года в День памяти погибших в локальных войнах и конфликтах. А на доске изображён портрет сапё ра и сделана надпись: «Улица Фабричная переименована в улицу имени Героя Российской Федерации Васянина Михаила Ивановича». Возле памятной доски всегда много цветов, люди постоянно несут сюда цветы в знак благодарности сапёру.
Педагог благодарит ребёнка за рассказ и обобщает историю переименования улицы Фабричной в улицу Васянина.
Вопрос к детям:
- Ребята! А на какой улице находится наш детский сад? Правильно, на улице, переименованную в честь имени Героя Российской Федерации Михаила Ивановича Васянина.
Воспитатель:
- Ребята! Вот сколько интересного мы узнали об улицах нашего города, на которых мы с вами живём и выяснили, откуда появились их названия.
7. Игровое упражнение «Собери картинку»
Воспитатель:
- Ребята! А проспект Первостроителей славится ещё и тем, что здесь располагаются центры культуры и науки, социально важные объекты, без которых не смог бы существовать наш город. Давайте их вместе назовём! (воспитатель перечисляет с детьми названия объектов, которые они видели во время автобусной экскурсии и посещали ранее) Это:
- библиотека им. Н. Островского,
- драматический театр,
- железнодорожный вокзал,
- гостиница «Восход»,
- православный собор Казанской Иконы Божией матери,
- технический университет,
- шахматный клуб и пр.
Воспитатель:
- А вы любите собирать картинку? (ответы детей). Тогда я предлагаю вам разделиться на подгруппы из 4-5 человек, своей командой подойти к одному из пяти столов, вытащить из конверта разрезанные части картинки, угадать, изображение какого социального объекта разрезано на части и собрать его из частей так, чтобы получилась целая картинка. Задание ясно? Приступайте! (Дети самостоятельно делятся на подгруппы из 4-5 человек, затем подгруппами подходят к столам. На каждом из пяти столов перед детьми лежат конверты с разрезанными на 8-10 частей иллюстрациями названных ими ранее социальных объектов.
Дети рассматривают разрезанные части, угадывают его и выкладывают из частей целое изображение. По окончании работы воспитатель с детьми проверяют, какое изображение получилось на каждом столе и уточняют название данного социального объекта. При необходимости дети оказывают друг другу взаимопомощь)
Воспитатель:
- Ребята! Вот какие полезные здания располагаются на проспекте. А на его пешеходной части находятся любимые всеми горожанами места отдыха – это Прибрежный парк и Яблоневый сад. Вы там тоже неоднократно бывали вместе с родителями и любовались красотой этих мест.
- Я предлагаю вам сейчас придумать, что можно сделать для детей в данных парках и нарисовать свои предложения. Мы ваши рисунки сложим в большой конверт и отправим нашему мэру города, чтобы ваши предложения исполнились.
8. Самостоятельная работа детей: дети изображают на белых листах бумаги, что бы они хотели увидеть в местах отдыха. Готовые рисунки выкладываются на столах и дети рассказывают о своих пожеланиях.
Затем дети складывают свои рисунки в большой конверт для отправки его а администрацию города. Воспитатель запечатывает конверт и подписывает его вместе с детьми.
III. Заключительная часть занятия :
Воспитатель:
- Молодцы! Сегодня вы своими ответами и рисунками доказали, что вы любите свой родной город и хотите, чтобы он стал ещё краше. Завершая наш разговор, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили? (ответы)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Что вам особенно запомнилось? (ответы детей)
- О чём бы вы хотели продолжить разговор на следующих занятиях? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь, ребята, вы можете гордиться вашими мужественными земляками, которые совершили ледовый переход по Амуру, построили на берегу реки такой красивый город и прославили его своими поступками! Можете и своим друзьям рассказать, что вы живёте на красивых улицах нашего города, названных в честь таких мужественных людей. Я думаю, что вы все, повзрослев, вот так же сможете прославить его хорошими и добрыми делами.