Светлана Василькова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Никто не забыт, ничто не забыто»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность
в старшей группе
«Никто не забыт, ничто не забыто»
(Экскурсия на Октябрьскую площадь)
Программные задачи: актуализация словаря по теме «Родной край; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи, общих речевых навыков, чёткой дикции, звукопроизношения, интонационной выразительности; продолжать знакомить с достопримечательностями станицы Ленинградской; воспитывать чувство любви и уважения погибшим и гордость за них; воспитывать патриотизм, гордость за свой край.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Никто не забыт, ничто не забыто“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение «Что могут солдаты» Я. Длуголенский, «Главное войско», «Твои защитники» Л. Кассиль; заучивание стихов «Навек запомни» М. Исаковский и др. ; чтение произведений писателей и поэтов Краснодарского края, Ленинградского района; рассматривание иллюстраций, фотоальбомов; экскурсия в краеведческий музей; рисование «Наши земляки», «Моя станица»; участие в конкурсе «Моя любимая станица»; встреча с ветеранами войны.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Физическая», «Познавательная», «Художественно-эстетическая».
Словарная работа: Уманская станица, Полковая, Октябрьска площадь, Вечный огонь, мемориал, Ленинградский район.
Материал и оборудование: альбомы с фотографиями, брошюры предприятий Ленинградского района, книги «Родная Кубань» и «Малая Родина – Ленинградский район», кубанская утварь, макет кубанского подворья.
Ход:
Воспитатель: Ты – Кубани привольной частица,
Славный наш Ленинградский район.
Все поселки твои и станицы
Чтут российский державный закон.
Как хорошо в краю родном!
Ты всех счастливее на свете.
В садах скворцы тебе поют,
С тобою дружит сильный ветер.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение?
Дети: да, понравилось!
Воспитатель: О каком крае и станице идёт речь в нём?
Дети: в стихотворении говорится о Кубани, о Краснодарском крае, о станице Ленинградской.
Воспитатель: Обратите внимание, что находится на столе?
Дети: Глобус, карта края, фотографии, книги, флажки Краснодарского края, Ленинградского района, посуда.
Воспитатель: Действительно, правильно всё назвали. А как вы думаете, рассмотрев всё, что лежит перед вами, о чём сегодня пойдёт речь?
Дети: о нашем крае, о станице.
Воспитатель: Молодцы, что догадались. Сегодня мы продолжим наш разговор о станице, о крае, в котором живём, совершим удивительную экскурсию по станице. В настоящее время станица так и называется – Ленинградская. А много лет тому назад у неё было другое название – Уманская.
Быль для детей (отрывок)
…Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Воспитатель: Каждый год 9 Мая наша страна и все люди, живущие в ней, отмечают День Победы. К этому празднику готовятся все и взрослые, и дети. В нашей группе мы, совместно с вашими родными, оформили уголок памяти погибшим воинам. Поместили фотографии, которые вы вместе со своими родителями принесли с изображениями ваших прабабушек и прадедушек. Они помогли вам рассказать об их подвигах во время Великой Отечественной войны. А что такое Вечный огонь? Для чего приходят туда люди?
Ребё нок: Вечный огнь – это постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о воинах, воевавших и защищавших нашу страну. Приходят, чтобы вспомнить и почтить погибших, которые героически сражались, стойко и бесстрашно защищали нашу Родину. Нет ни одной семьи, не отдавшей фронту своих близких.
Во время рассказа воспитатель показывает фотографии.
Воспитатель: Мой дед Михаил воевал на Белорусском фронте. Был дважды ранен. Но после лечения вновь возвращался на фронт. После окончания войны ещё прожил много лет. Мы, внучата, гордимся дедом! Все награды теперь переданы в школьный музей, где учился наш папа.
Воспитатель: Ребята, а кто из ваших родных воевал?
Ярослав: И мой прадед Иван защищал нашу Родину. Нам часто дома рассказывают о подвигах деда. Был ранен в бою. Лежал долго в госпитале, лечился. Дошёл до самого Берлина. Все родные были рады его возвращению. Был награждён медалями и орденами. В военные годы погибли или пропали без вести более семи тысяч жителей станицы Ленинградской.
Ребята, вы согласны совершить экскурсию по станице?
Дети: Да, согласны!
(дети одеваются и отправляются на экскурсию)
Экскурсия на Октябрьскую площадь.
Воспитатель: Сегодня мы пройдёмся по главной площади станицы – Октябрьской. В те далёкие времена она называлась Полковая. В честь 50-летия Октябрьской революции в 1967 году её переименовали в Октябрьскую.
Воспитатель: Обратите внимание, как хороша наша станица! За последние годы она преобразилась: появились фонтаны, детские площадки, реконструирован центральный парк, закладываются новые скверы, памятники культуры, установлена подсветка на зданиях, все с нетерпением ждут открытия спортивного комплекса. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков.
Воспитатель: Все, кто прошёл через горнило Великой Отечественной войны, свято чтут память о величайшем полководце, четырежды Героя Советского Союза - Георгии Константиновиче Жукове. В свое время, готовясь к празднованию его юбилея, ветераны района предложили в честь маршала установить в центре Ленинградской памятник. Обратились с письмом в районной газете «Степные зори» к жителям, трудовым коллективам организаций и предприятий с предложением начать сбор средств на сооружение монумента. На открытие этого памятника была приглашена дочь полководца, Маргарита Георгиевна. Она поблагодарила всех, кто принимал участие в строительстве и установке памятника. Память о человеке-легенде будет жить в человеческих сердцах вечно, взывая к верности и любви к Отечеству. Рядом находится аллея, которую посадили ветераны войны станицы Ленинградской в честь 50-летия в победе над Германией.
Воспитатель: Мы подошли к Доске почёта. На ней можно увидеть фотографии людей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. На дальней доске вы видите героев труда, знатных тружеников района, проработавшие в системе сельского, народного хозяйства, внесшие значительный вклад в развитие промышленности, архитектуры, строительства, связи, образования, здравоохранения, потребительского рынка, культуры, искусства, социальной политики, правоохранительных органов, средств массовой информации и т. д.
Воспитатель: Перед вами здание гимназии, которое считается исторической ценностью, так как оно было построено в 1907 году. Есть две версии того, что располагалось в данном здании. Некоторые источники указывают на то, что в нем длительное время находилась библиотека Уманского куреня. А в других источниках можно найти версию того, что в этом здании располагался частный дом чиновника, о чем свидетельствует внутренняя отделка стен и потолков. Во время Великой Отечественной войны в этом здании был немецкий штаб, а впоследствии после освобождения станицы – госпиталь. В недавнем времени здесь располагалось педагогическое училище, а сейчас – единственная в районе гимназия, в которой обучается 372 учащихся.
Воспитатель: Проходим дальше. Здесь находится памятник освободителям станицы Ленинградской. Несколько лет назад он выглядел по-другому: солдат, склонившись на одно колено, приклонил голову перед вечным огнем. Сейчас это целый ансамбль, где изменен не только памятник, но и окружающая его часть. На площади находится памятник, выполнен в виде взрыва. В нём видна фигура пехотинца, лётчика и партизана. Рядом с памятником раскинулась аллея с выложенными вдоль нее плитами, на которых высечены фамилии наших земляков, ушедших на войну из родной станицы и отдавших жизнь свою за Родину. Недавно были добавлены плиты, на которых высечены фамилии воинов - интернационалистов и чернобыльцев.
Воспитатель: Здесь громко не говорят. Тут либо молчат, либо разговаривают совсем тихо. Вспоминают тех, кто храбро воевал, себя не жалел и победил врагов. Давайте подойдём к каменным плитам, где написаны фамилии всех станичников, героически погибших на полях войны.
Ребё нок: Я сюда часто хожу со своим стареньким дедушкой Сашей. Он у нас тоже воевал. Возле памятников он долго стоит и у него, я вижу, как скатывается слеза по щеке. Дедушка говорил, что на плитах написано: «Вечная память воинам, павшим в боях за независимость нашей Родины!».
Воспитатель: Вашего деда, Александра Трофимовича, мы всегда рады видеть у нас в садике, он частый гость. Передавай большой привет и желай ему крепкого здоровья.
Ребё нок: В этом месте всегда горит Вечный огонь в честь этих отважных и смелых людей. Сюда приходят все поколения жителей станицы, возлагают венки и цветы, склоняются в минуту молчания перед памятью павших. Я предлагаю и вам возложить цветы и почтить память, павшим в боях наших земляков, минутой молчания. Здесь никогда не гаснет огонь, лежат всегда свежие, недавно принесённые цветы. Мы должны помнить воинов, защищавших нашу землю. Давайте почтим память погибших воинов минутой молчания.
(Минута молчания)
Воспитатель: «Навек запомни!»
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты –
Рыбак, шофёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня,
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг! М. Исаковский
Воспитатель: Полковая – Октябрьская площадь – это бесценная частица нашей отечественной истории, самобытной культуры. Ее по праву станичники издавна называют народным памятником. Так давайте же и относиться к ней, как принято издревле на Руси, с должным почтением и благодарностью.
Список использованной литературы:
1. Развитие одарённых детей : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / авт. -сост. Н. В. Алексеева (и др.). Волгоград: Учитель, 2011.-182с.
2. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
3. Л. Павлоградская. Станица Уманская и её святыни. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 240с.
4. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. проф. В. Н. Ратушняка. -Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.-216с. ,ил.
5. М. Ю. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003
6. Л. Ю. Татаринкова Права маленького гражданина - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
7. Департамент образования и науки Краснодарского края 2004г. Составители Т. П. Хлопова, Н. П. Лёгких, И. Н. Гусарова, С. К. Фоменко, Л. Н. Данилина. «Ты, Кубань, ты наша Родина». Из опыта работы районных методических служб, ДОУ, педагогов детских садов.