Лариса Каргаполова
Конспект занятия по шахматам «Волшебная доска»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Волшебная доска
Цель: Познакомить детей с шахматной доской. Учить правильно, располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная линии, «диагональ». Развитие памяти, внимания, ориентировки на плоскости. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Методы: наглядный, словесный.
Публикация «Конспект занятия по шахматам „Волшебная доска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Оборудование:шахматная доска с фигурами. Белые квадратики из картона по 64 штуки. Гуашь черного цвета, кисточки, клеенка, непроливайка. Самодельная шахматная доска без черных квадратиков.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в королевство шахмат. Вы принимаете приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: А мы с вами отправимся в не простое королевство, а особенное: жители его носят только белую и черную одежду и королевство их тоже черно-белое.
Воспитатель: Но прежде чем попасть в королевство, король загадал нам загадки, без отгадки которых мы не сможем попасть к ним! Ребята мы справимся?
Дети: Конечно. Да
2. Основная часть
Воспитатель:
1. Скучно было во дворе
Ранним утром детворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя –
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, Конь и пешек ряд,
А возглавляет всех – Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры)
Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь нам открылся путь в волшебное королевство шахмат. Ребята посмотрите на эту шахматную доску. Скажите мне какие цвета там есть?
Дети: Черные, белые квадратики.
Воспитатель: Правильно. И поэтому наше королевство называется Черно-белое.
Воспитатель: Ребятки, на шахматной дочке ведется шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно расчерчена на ровные клетки-квадратики, которые называются полями.
Воспитатель:На доске есть черные и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно?
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные цвета идут друг за другом.
Воспитатель: Совершенно верно, черные и белые цвета чередуются, идут друг за другом.
Воспитатель: Давайте с вами отгадаем несколько шуточных загадок.
Воспитатель: На каких полях ничего не растет?
Дети: На шахматных
Воспитатель:Правильно. В каких клетках не держат зверей?
Дети: В шахматных
Воспитатель: Ребятки в игру шахматы играют два человека (партнера, или по-другому ПРОТИВНИКА.
Воспитатель: В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонтальные. Это любая черно-белая дорожка из полей.
Воспитатель: Сколько Горизонтальных улиц?
Дети: Горизонтальных улиц 8.
Воспитатель: Ребятки сосчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали?
Дети: Белых 4, черных 4.
Воспитатель: Правильно. Ребятки посмотрите, это у нас фигура, название которой «Пешка». Пешки являются солдатами Королевства и охраняют ее жителей.
Воспитатель:Сперва посмотрите, как я расставлю фигуры, а потом попробуете вы, расставить пешки на улице Горизонталей.
Дети: Давайте, хорошо.
(Воспитатель берет заранее приготовленные Пешки)
(Дети по очереди расставляют фигуры на шахматной доске, воспитатель поправляет ошибки детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием и правильно расположили Пешки по улице Горизонталей.
Воспитатель: У нас есть еще одни улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикальные. Сосчитайте сколько Вертикальных улиц?
Дети: Вертикальных улиц 8.
Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А3? А6? И т. д.
(Дети тренируются показывать вертикали.)
ИГРА «Поигрем-угадаем»
Воспитатель: Я загадываю либо горизонталь, либо вертикаль, а по очереди будете отгадывать, какую именно дорожку я загадала.
(дети отгадывают поочереди)
Воспитатель: Ребятки, а теперь расположите Пешки на Вертикальных улицах.
Физкультминутка:
У метро - стеклянный дом.
(Дети идут по кругу, держатся за руки)
Покупаем в доме том
(Останавливаются лицом в круг)
Помидоры и капусту,
(Загибают по одному пальцу сначала на левой руке, потом на правой на каждое название овощей и фруктов)
Лук и перец очень вкусный,
Сок, бананы, апельсины,
Киви, свёклу, мандарины.
Это место - просто клад
(Вновь идут по кругу, держась за руки)
Витаминов для ребят!
«Горизонтально-вертикальная игра»
Воспитатель: Ребята, поиграем с вами в игру, которая называется «Гризонтально-вертикальная». Вы должны переместить шахматную фигуру в том направлении, в котором я скажу.
(Воспитатель ставит пешку на любое поле шахматной доски и, вызывая детей по одному просит передвинуть пешку на одно поле в заданном направлении.)
Воспитатель: «Направо по горизонтали», «Вниз по вертикали», «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали», «В любую сторону по вертикали», «В любую сторону по горизонтали».
3. Итог
Воспитатель: Отлично, все справились с заданием.
Воспитатель: Что делают партнеры, противники за шахматной доской?
Дети: Играют в шахматы
Воспитатель: Какая шахматная дорожка тянется слева направо?
Дети: Гризонтальная
Воспитатель: Сколько белых (черных) полей в каждой горизонтали?
Дети: 4
Воспитатель:Какие улицы есть в шахматном королевстве?
Дети: Есть улицы Горизонтали и Вертикали.
Воспитатель: Правильно. Мы помогли сегодня жителям Королевства?
Дети: Да, помогли
Воспитатель:Все сегодня отлично постарались. Ну а что случилось с жителями Королевства, мы с вами узнаем на следующем занятий.
Литература:
1. Сухин И. Г., Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
2. Сухин И., Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. – М. : Новая школа 1994.
3. Золтан Х. Ф., Ахмерова М. Приключения в шахматном королевстве. Издательство:Нигма, 2016 г.
4. Седьмов М., Шахматы для детей. Издательство: АСТ, 2015 г.