Нелля Рамильевна
Конспект занятия по рисованию «Фартук — национальный костюм башкир» в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: «Рисование»
Тема: «Башкирский фартук»
Группа : старшая –подготовительная.
Выполнил:
воспитатель
Исламгулова Н. Р
с. Месягутово-2020 г.
Цель: Познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Фартук — национальный костюм башкир“ в старшей-подготовительной группе» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Фартук
- Фартук. Украшаем, рисуем, клеим
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Коррекционно-образовательные:
- учить детей рисовать элементы геометрического орнамента - зигзаг, линия, ромб;
- продолжать знакомить детей с башкирским женским национальным костюмом; закрепить элементы одежды (камзул, кулмек, ситек, монлайса);
-закрепление лексической темы «Мое село – Месягутово».
Развивающие:
- развивать и обогащать речь;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать технические умения – умело пользоваться цветные карандаши (рисовать кончиком карандаша, свободно двигать в разных направлениях);
- развивать мышление, воображение, художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу
- воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Средства реализации: готовый образец фартука, цветные карандаши, салфетки, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома О РБ, г знакомство с куклами в башкирских костюмах,
• беседы о башкирском орнаменте : его построении, элементах, цвете,
• д/ игры: «Укрась платок» (готовыми элементами башкирского орнамента, «Сотки ковер» (составление башкирского узора из геометрических фигур,
• декоративное рисование на предыдущих занятиях : «Укрась платье», «Укрась сапожок», аппликация «Красивый платок».
.
Активизация словаря: орнамент, растительный орнамент и геометрический орнамент, кулмек, камзул, ситек, монлайса, зигзаг, ромб.
Методы и приемы:
1) Звучание башкирских мелодий.
2) Беседа.
3) Вопросы к детям.
5) Рассматривание башкирского костюма.
6) Объяснение.
7) Выполнение элементов орнаментов.
8) Сюрпризный момент.
Ход ООД:
Орг. момент. Поздороваться с гостями.
Игра-приветствие:
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Воспитатель: Добрый день, Месягутовцы. А почему я вас так назвала?
Дети: Мы живем в селе Месягутово.
Воспитатель: А в какой республике мы живем?
Дети: Мы живем в Башкортостане.
Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела. А как вы думаете, что за национальный костюм одела?
Дети: Башкирский костюм.
Воспитатель: Правильно, башкирский национальный костюм. Вы уже знакомы с этим костюмом. К вам недавно в таком же костюме приходила кукла Айгуль.
Вспомним, как платье называется на башкирском языке – кулмек, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. На голове повязка – монлайса. Повторим это слово. А на ногах - сапожки, которые называются ситек (повторить слово).
Я нарядилась, чтобы пойти в гости к своей любимой бабушке Фатиме. Я приготовила ей фартук,но не успела его украсить, вы поможете мне?
Дети: Да.
Дети садятся за стол.
Обратить внимание на осанку.
На доске висит образец фартука, украшенный орнаментом, на столе у детей лежат квадратные белые листы (на которых уже нарисован фартук).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид фартука. Он белого цвета, украшен чем? (башкирским орнаментом)
Дети, а для начала скажите мне, что такое орнамент?
- В переводе с латинского, «орнамент» - это украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.
- Какие же виды башкирского орнамента существуют?
- Их несколько видов:
Растительный орнамент – из растительных элементов (листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы др.)
Геометрический орнамент – из геометрических форм (квадраты, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги). Воспитатель показывает элементы на доске.
Воспитатель: Каким видом башкирского орнамента украшен наш сапог?
Дети: Геометрическим (линия, зигзаг и ромб).
Воспитатель: А какими цветами украшен наш сапог?
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: Дети, в башкирском орнаменте красный цвет означает - цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени, а черный цвет - наша башкирская плодородная земля.
Воспитатель показывает на заготовке как рисовать узор.
Закрепление правой, левой руки.
Рисование в воздухе узоров.
Пальчиковая гимнастика
Мы платочки постираем,крепко-крепко их потрем.
А потом повыжимаем, крепко-крепко отожмем.
А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим утюгом, утюгом.
А теперь платочки сложим и в шкаф мы их положим.
(Провести технику работы с красками)
Воспитатель: Держим карандаш в правой руке Приступаем к работе. Начинаем сверху, слева направо.
Физминутка
Встало утром солнышко и гулять отправилось;
И на нашей улице все ему понравилось.
Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.
(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку)
Воспитатель: Все закончили, молодцы. А теперь ребята давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы. Какие красивые фартуки, у вас получились, бабушка Фатима будет рада.
Анализ занятия.
Воспитатель: Для кого мы рисовали фартуки? Чем украшали фартук? Какими цветами? Какой орнамент показался сложным для вас?
О чем мы говорили на занятии?
- Что узнали о национальной одежде башкир?
- Что понравилось вам сегодня на занятии?
- Что было самым интересным?
- Какие были трудности?
- Где сегодня можно увидеть национальную одежду башкир?
- Одели бы вы такую одежду? - Спасибо, дети, за полные ответы. Вам понравилось занятие? (Да). Вы сегодня были очень внимательными и узнали много нового о национальной культуре нашей малой Родины - Республики Башкортостан