Ирина Сизова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Украшение мордовского костюма»
Тема: «Украшение мордовского костюма»
Цель: Создание коллективной работы по украшению мордовской рубахи.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Изучать основные элементы и цвета мордовского национального костюма.
• знакомить детей с произведениями мордовских мастеров, учить использовать знакомые элементы узора при украшении рубахи-панара.
• знакомить с историей и культурой Мордовского края
Развивающие задачи:
• Развивать чувство цвета, композиции
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к народному искусству, быту предков.
Материалы: образцы, иллюстрации мордовских национальных костюмов, силуэт рубахи из большого листа ватмана, кисти, краски гуашь, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поближе познакомимся с историей и культурой нашего края. Для этого я предлагаю вам сейчас отправиться в наш национальный мини-музей. Все готовы? Тогда отправляемся в путь!
II. Основная часть.
Педагог: Вот мы с вами и пришли в музей. Давайте внимательно рассмотрим экспонаты. Что мы здесь видим?
Ребенок: мордовский костюм.
Педагог: Верно. Костюм состоит из нескольких предметов.
Основной одеждой считается рубаха, по-мордовски - ПАНАР, сшитая из льна. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.
Было такое поверье, что красивая вышивка не только украшает панар, но и оберегает хозяйку от злых чар.
Очень красиво расшит подол рубахи. На нем бисер, блестки. Мордовские женщины ткали и вышивали эти рубахи по вечерам. Обязательный атрибут женской одежды - каркс. Это пояс. Поверх рубахи одевается передник. По-мордовски - сапоня.
Педагог: Что является главным украшением панара?
Ребенок: Вышивка.
Педагог: А где она располагается?
Ребенок: на рукавах, на подоле.
Педагог: давайте посмотрим, какие еще экспонаты представлены у нас в музее.
Ребенок: еще здесь есть скатерть.
Педагог: чем она украшена?
Ребенок: мордовскими узорами.
Педагог: В орнаменте всегда отражается характер и культура народа.
На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва, татары и другие народы. У каждого народа свой язык, говор, свои песни, танцы, игры, одежда. В орнаменте всегда отражается характер и культура народа.
- Посмотрите внимательно, каким орнаментом украшен мордовский костюм.
Ребенок: ромб, крестик, галочка, ёлочка, треугольники.
Педагог: все верно, а теперь давайте пройдем в изостудию и внимательнее изучим эти элементы.
Педагог: Ребята, обратите внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке?
Ребенок: белый, красный, черный, зеленый.
Педагог: Какой цвет преобладает в мордовском орнаменте?
Ребенок: красный, черный
Педагог: Расцветка мордовской вышивки включает в себя 4 цвета:
Красный - символизирует любовь, красоту, здоровье.
Черный- нейтральный цвет.
Зеленый - молодость.
Белый - жизнь, добро, чистоту.
Педагог: Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивы танцы. Вы уже учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию.
Физкультминутка
Педагог: Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Скажите мне, пожалуйста, любите ли вы свой родной край?
Дети: Да.
Педагог: Молодцы, теперь я убедилась, что вы не только любите, но и знаете свой родной край. А сейчас давайте с вами вместе украсим часть мордовского национального костюма – рубаху панар.
Мы будем создавать коллективную работу, вот на таком большом шаблоне. Часть ребят будут украшать рукава, часть воротник и остальные подол.
Вспомните, какими элементами мордовского орнамента украшали рубаху, какого они цвета, как располагаются. Преобладать в рисунке должны красный и черный цвета.
А перед тем, как приступить к заданию, нужно хорошенько размять пальцы:
Пальчиковая гимнастика.
III. Творческая практическая деятельность.
IV. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, какие вы все молодцы! Вы справились с заданием, и наша белая рубаха превратилась в настоящий мордовский панар! А теперь, давайте повесим ее на мольберт и все вместе полюбуемся ей.
V. Рефлексия.
1. Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
2. Из каких частей состоит мордовский костюм?
3. Какие элементы мордовского орнамента использовали для украшения?
4. Вам понравилось занятие?