Яровая Ольга
Конспект занятия по рисованию «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Закрепить знания детей о хохломской, городетской, гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы). Упражнять в технике прорисовки овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий. Развивать чувство симметрии, ритма, умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: Дымковские игрушки (для рассматривания, контуры дымковских барышень (на каждого ребёнка, образцы элементов росписи на фланелеграфе, хохломские, городетские, гжельские изделия, палитра, кисти, гуашь разного цвета.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций. Чтение книг "В дымковской слободе", "Игры, песенки, загадки".
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: эскиз, элементы росписи, волнистая линия, пересекающиеся прямые линии, дуги, мазки.
Индивидуальная работа. Проследить, чтобы Саша Б. распределяла узоры равномерно, чтобы Егор О. не набирал много красок на кисть.
Ход занятия. Дети входят в зал, играет русская народная музыка. Воспитатель встречает детей. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в мир искусства, в мир сказки, где познакомимся с народным творчеством. У меня есть волшебный платок, с помощью которого мы туда отправимся. (Воспитатель накрывает детей платком и говорит волшебные слова - бим-салобим, дети оказываются в музеи народного творчества.)
Воспитатель. Ребята, вот мы и очутились с вами в дивном мире искусства, в мире праздника, музыке, в мире сказок. Посмотрите, сколько здесь разных изделий.
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома. [1, с. 212]
Ребята, а какие основные элементы Хохломы вы знаете? ( дети отвечают: завиток, усики, травка, ягоды, капелька.) Ой, ребята, а это что за голубые кружева?
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель! [1, с. 212]
Ребята, какие цвета используют художники, чтобы расписать гжельские изделия? ( дети отвечают: синий, голубой, белый.)
Ребята, а это городетская роспись.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городетские узоры
Тонко вывела рука! [1, с. 215]
Ребята, из какого материала изготавливают городетские изделия? ( дети отвечают: из дерева.)
Чтобы расписать игрушку, художнику нужно хорошо знать цвета. Какие цвета мы знаем? (Синий, зелёный, чёрный, белый, голубой, розовый, оранэюевый, коричневый и фиолетовый.) Цвета могут быть тёплыми или холодными. Какие цвета называются тёплыми? (Которые греют, похооюи на солнце) Какие тёплые цвета вам известны? (розовая, красная, оранжевая, эюёлтая.) Какие цвета называются холодными? (похожие на снег, воду, лёд.) Перечислите названия холодных красок, (синяя, голубая, фиолетовая.) Сейчас мы с вами поиграем в игру "Цветик - семицветик".
Правила игры. Воспитатель поднимает один из лепестков, дети самостоятельно определяют его цвет. Если тон тёплый - хлопают один раз, если холодный - два. После каждого игрового действия воспитатель подводит итог, спрашивает детей, почему они столько раз хлопнули, как называется цвет лепестка. [2, с. 60]
Воспитатель. Выходит дымковская барышня в русском сарафане с элементами дымки, на голове кокошник.
Ребята, а это кто? Да это же дымковская барышня.
Посмотри, как хороша эта девица - душа
Щёчки алые горят, удивительный наряд
Дымковская барышня. Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в музей дымковской игрушки. Сейчас я вам расскажу, как появилась дымковская игрушка.
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю. Готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было тогда у них таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные - полюбились они детям.
Барышня задаёт вопросы, дети отвечают.
– Перечислите названия игрушек, которые вы видите. (Барыня,
козлики, индюки, лошадки, свиньи, собаки и т. д.)
– Из какого материала они сделаны? (Из глины.)
– Какие цвета использовали художники для росписи дымковскойигрушки? (Дети называют цвета, воспитатель обращает внимание
на присутствие в игрушках чёрного и золотого цвета.)
Барышня, Дымковскую игрушку в настоящее время лепят не только в селе Дымково, но и в городах - на заводах, фабриках. Одна из таких фабрик находится в городе Вятке. Здесь много цехов, в каждом из них художники выполняют свою работу. Давайте пройдём в один из них. Это цех росписи изделий вот такими элементами (воспитатель показывает схемы). Как бы вы назвали эти элементы? (Кольцо, круг, точка, волнистая линия, пересекающиеся прямые линий, дуги, мазки.) Как рисовать круг и кольцо, вы знаете. Покажите руками в воздухе (обращает внимание на безотрывное движение руки и на направление линии).
Барышня. Ребята мы и сейчас бы изготавливали игрушки, да случилось у нас несчастье, злой волшебник украл все наши краски, и нам теперь нечем раскрашивать наши игрушки, у моих бедных подружек остались не раскрашены юбки. Ребята, может вы поможете раскрасить их?
Дети. Да поможем!
Барышня. Как только вы раскрасите моих подружек, чары злого волшебника исчезнут и мы снова будем производить игрушки. В добрый путь ребята, возьмите вот эту волшебную книгу, откроете её тогда, когда будете раскрашивать барышень.
Воспитатель. Вот и побывали мы в музее дымковской игрушки. Пора нам отправляться в свою мастерскую, да браться за работу. (Воспитатель накрывает детей платком, и они оказываются в своей мастерской.)
Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, где эти барышни? Вот одна из них (показывает изображение дымковской игрушки, нарисованной на ватмане, прикрепляет к мольберту.) Ребята, посмотрите, а вот эти дымковские барышни живут в нашем детском саду.
Какими элементами художник украсил юбку? Верно. Кругами, овалами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор. Он повторяется: овалы чередуются с кругами, вокруг точки. Давайте поможем нашей барышне и украсим её юбку. Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебной книге (бим-салобим, волшебная книга откройся.) О! Посмотрите, да здесь находятся дымковские элементы : круги, овалы, точки. Мастера нам подсказывают, что нужно брать самые яркие краски, чтобы они лучше были видны, и наносить их надо на белый фон юбки. Узоры дымки повторяются и поэтому лучше разделить юбку на части: две боковые части одинаковы. Давайте попробуем! (Воспитатель и дети показывают на фланелеграфе несколько узоров на юбке барышни.)
Какая она стала нарядная! Теперь нам осталось расписать её подружек, приступаем к работе.
Дети выполняют работу.
В конце занятия, барышни встают в большой хоровод. Детям предлагается найти самую весёлую, самую красивую, самую яркую барышню. Ребята почему вам больше всех понравились именно вот эти барышни? (Потому что они самые яркие, нарядные и красивые). Молодцы ребята, все справились с работой, чары злого волшебника отступили, и теперь в Дымкого снова будут производить игрушки. Я думаю дымковские мастера будут довольны вашей работой, спасибо вам большое, завтра барышень мы отправим в музей, в Дымкого, а также отправим им краски в подарок. Занятие закончено.
Список используемой литературы
1. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005
2. Дошкольное воспитание № 2,2004 Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва