Приложение МААМ

Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы «Быстроногие кони» (мезенская роспись)

Маргарита Зыкова
Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы «Быстроногие кони» (мезенская роспись)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы «Быстроногие кони» (мезенская роспись)

Цель : Научить составлять основной элемент мезенской росписи из двух, четырёх, девяти частей; развивать целостное восприятие декоративного элемента.

Задачи:

-Учить детей украшать доску, используя основные элементы росписи – коней.

Публикация «Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы „Быстроногие кони“ (мезенская роспись)» размещена в разделах

-Помочь уяснить особенности изображения коня (тело коня четырёхугольной формы, мордочка – маленький четырёхугольник,; ножки — тонкие и длинные извилистые линии, хвост – три-четыре наклонные, близко находящиеся друг к другу линии).

— Закреплять знания о цветах, используемых в мезенской росписи.

Предварительная работа:

1. Изучение истории происхождения мезенской росписи.

2. Рассматривание иллюстраций с основными элементами мезенской росписи.

3. Выполнение простых зарисовок элементов росписи.

Материалы и оборудование: детские заготовки разделочных досок для нанесения элементов росписи, краски, кисти, картины с изображением Мезенской росписи, русская народная подборка песен.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами получили письмо, СЕВЕР – само слово овеяно романтикой. Народное искусство края – разнообразно.

Зародилась роспись в селе Палощелье. Это село расположено на берегу реки Мезень, в Мезенском районе, Архангельской области. Северные мастера длинными, темными зимними вечерами расписывали деревянные изделия. Такой работой занимались целыми семьями. Расписную утварь везли на базары и расходилась она по всему северу. Это были различные прялки, короба, туеса, сундуки, лукошки, ложки, ковши.

Росписи присущ суровый цветовой строй (красный, черный, коричневый). Основные цвета в Мезенской росписи красный и черный. Сначала наносили узор красной краской, а затем дорисовывали детали черной краской, используя для этого палочку или птичье перо.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Птицы, кони, олени – главные фигуры росписи, их рисовали посередине. А по краям – геометрический орнамент, состоящий из простых элементов. Это различные горизонтальные, вертикальные, волнистые линии. Затем это овалы, кружочки, крестики, звездочки. Изображали геометрический орнамент в ряду клеток, или их еще называли «бердо».

Краски для работы мастера делали сами. Красную краску делали из береговой красной глины, смешивали ее с серой лиственницы и долго парили. А черную краску изготавливали из сажи.

Мастера – умельцы не просто красивые узоры рисовали, а вплетали в них обереги для своего дома. Вы знаете что такое оберег!

Оберег - вещь способная охранять защищать человека от разных бед.

Люди – то наши верят, обереги зачищают их

От разных напастей, бед и не взгод.

Хотите и мы с вами оберег для своего дома нарисуем! (на столе все приготовлено).

Как вы думаете, для чего нам может понадобится черная гелевая ручка!

Воспитатель: Дети, чтобы помочь вам. отгадайте мою загадку:

Грациозный и ретивый,

Трусит он красивой гривой.

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище – Огонь –

Это самый лучший (конь).

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о конях, которые так искусно изображают мастера мезенской росписи, и сами попробуем стать такими художниками.

- Скажите, пожалуйста, какие кони изображают на своих работах мезенские мастера?

Ответы детей — черные кони, тонкие ноги, кудрявая грива и т. д.

Воспитатель: Все верно. И так, возьмите свои заготовки, положите перед собой и подумайте, какого коня вы хотели бы нарисовать на доске. А чтобы вам лучше представить скачущего коня, послушайте стихотворение:

Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей:

Сизый пар кипит и пышет,

Из пылающих ноздрей.

Полон сил, удал на воле,

Громким голосом заржал,

Встрепенулся конь — и в поле

Быстроногий поскакал!

Скачет, блещущий глазами,

Дико голову склонил;

Вдоль по ветру он волнами

Черную гриву распустил.

Воспитатель: Посмотрите ребята на схему, на которой нарисовано поэтапное изображение мезенского коня.

Воспитатель: Перед тем как начать нашу работу, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет,

(руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот,

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!

(подскоки на месте)

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

(подскоки на месте)

Воспитатель: И так приступаем к работе, берем краски, кисти и начинаем.

Дети рисуют вместе с педагогом по схеме коня, каждый на своей доске.

Воспитатель: Ребята, давайте устроим выставку из ваших работ и посмотрим, что вам навеяло мое стихотворение, какого коня вы себе приставили.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение коней друг у друга, оценивают и дают комментарии.

Конспект занятия в старшей группе : «Путешествие в деревню Палащелье»

Цель: Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.

Задачи:

-совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти;

-закреплять умение детей слушать музыку, связывать иллюстрации с содержанием музыкального произведения, понимать идею произведения.

-обеспечить понимание детьми основных элементов в мезенской росписи и истории её возникновения;

-содействовать обогащению словаря;

-развитие пространственной организации движений;

-развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей;

-воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.

Оборудование и атрибуты:Стульчики по количеству детей, столы для рисования, ковер, шапочка оленя, мольберт, иллюстрации с изображением деревни Палащелье, альбомы «Узоры Северной Двины» и «Мезенская роспись», декоративные тарелочки, аудиозапись Северного хора, русский самовар, угощение (конфеты) .

Предварительная работа:

Рассматривание предметов мезенской росписи, альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы; слушание северных напевов; рисование элементов мезенской росписи, знакомство с историей происхождения росписи.

Форма деятельности: НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.

Ну что, отправимся?

Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.

Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)

За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)

(Воспитатель надевает шапочку оленя, включает фоновую музыку)

Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям,

В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)

А вот и деревня, устали с дороги?

Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)

Давайте сядем поудобней, да песню послушаем

Воспитатель (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая. Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.

(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)

Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)

Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа. Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.

Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.

А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?

(ответы детей)

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять - наши пальчики будут рисовать.

Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.

Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.

(Звучит фонограмма Северного хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)

По окончании времени, воспитатель накрывает на стол и созывает детей.

Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?

Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?

Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные, я хочу прочитать это стихотворение:

«Мезенской роспись зовётся,

В каждом рисунке добро

В сердце твоём отзовётся

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить:

Оленей, коней, мчащих вдаль,

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса,

Даром своим совершая

Счастья любви чудеса».

А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем наше село. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)

Публикации по теме:

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группеКонспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группе Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи. Задачи: • Формировать представление у детей о филимоновских.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись»Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись» Цель: создание условий для ознакомления детей с городецкой росписью. Задачи: - Формировать умения рисовать элементы кистью с соблюдением.

Конспект ООД по рисованию «Роспись кувшинчиков» в старшей группе детского садаКонспект ООД по рисованию «Роспись кувшинчиков» в старшей группе детского сада Цель:Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам росписи народных мастеров, передавая её характерные особенности.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Роспись олешка»Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Роспись олешка» Тема: Роспись олешка. Цель: Формировать умение детей расписывать силуэт игрушки по мотивам дымковской росписи. Задачи: Продолжать знакомить.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний лес» для детей старшей группыКонспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний лес» для детей старшей группы Автор: Шелехина Нина СергеевнаКонспект занятия по рисованию «Зимний лес» для детей старшей группы. Цель: Создание зимнего леса. Задачи:.

Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группыКонспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле.

Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика»Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика» Программные задачи:Продолжать учить детей расписывать предметы,используя элементы росписи,закрепить прием "примакивания"при изображении.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись доски»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись доски» Тема: «Городецкая роспись доски» в старшей группе. Задачи. Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять.

Мастер-класс «Мезенская роспись»Мастер-класс «Мезенская роспись» Мезенсокй роспись зовется, В каждом рисунке добро. В сердце твоем отзовется, Нежною сказкой оно. (Светлана Ледкова) Для этой росписи.

Мастер-класс по рисованию «Городецкая роспись» для детей старшей группыМастер-класс по рисованию «Городецкая роспись» для детей старшей группы Хочу представить Вашему вниманию последовательность работы по росписи разделочной дощечки элементами узоров Городецких мастеров. 1. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы «Быстроногие кони» (мезенская роспись)
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 16:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы «Быстроногие кони» (мезенская роспись)» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Зыкова (УИ 339577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД