Гордеева
Конспект занятия по речевому развитию «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию «Зима»
Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Упражнять в составлении описательных рассказов по схеме, помогать составить короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Задачи: помогать, детям составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе, устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.
Словарная работа
Накопитель информации (Флэш-карта)
Оборудование
Доска магнитная
Магниты
Ноутбук
Накопитель информации (Флэш-карта)
Мяч
Сюжетная иллюстрация «Зима»
Схема описательного рассказа Ткаченко
Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ»
«Волшебный сундучок.»
Организационный момент.
Дети стоят в кругу
- Воспитатель обращается к детям
- Ребята, вы хотели бы посмотреть мультфильм?
- Ответы детей.
- Я вот тоже хотела. Но вчера со мной произошла такая история, я скачала новый мультфильм, а флэшку оставила здесь в группе.
- Придя же сюда утром не смогла ее найти. Но зато я увидела этотбеспорядок, (горка измодулей) поможете мне убрать?
- Ответы детей.
- А давайте непросто уберём модули, а что-нибудь из них построим,
- Дети и воспитатель убирают модули и под ними обнаруживают сундучок.
- Воспитатель предлагает его открыть, а в нем
- льдинки, «снежинки c заданиями.
- Воспитатель предлагают детям прочитать записку.
- Текст записки.
- Ребята здравствуйте! Меня зовут Домовой Кузя я очень люблю играть и шутить, хотите со мной поиграть, а я помогу найти вашу флэшку. Готовы со мной сыграть?
- А игры мои не простые, а самые что ни на есть зимние.
- Вы готовы?
- Ответы детей.
- 1 Задание.
- Ребята выберете себе понравившиеся кусочкильдинки, или снежинки, которые вам понравились.
- Дети объединяются в команды (лёд, снег)
- Воспитатель
- Ребята, а вы знаете, признаком какого времени года являются лёд, и снег?
- Ответы детей.
- Зимы?
- Воспитатель
- Ребята, авы не знаете на какую героиню сказки, похожа зима
- Ответы детей.
- (Снежная королева)
- А кто помнит, где она жила?
- В краю вечной мерзлоты, холода,зимы.
- Да, а вы знаете зима – царица трё х месяцев:
- Каких? (декабря, января, февраля.) Какой зимний месяц сейчас?
Наша русская зима, словно сказочное царство. Посмотрите на картину «Зимний лес», послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело, Точно пеленою
Все его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы.
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
Гость погостил – мост замостил, Рыбам зиму жить тепло; Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)
И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали.
Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а ещё отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.)
А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.) Дайте с вами сейчас поиграем.
А я вам предлагаю поиграть в новую игру.
Хотите?Физкультурная минутка.
«Зимой».
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.
- А сейчас присаживаемся на стульчики, я вам прочитаю рассказ «Зима». Прослушайте его внимательно, затем будем беседовать по нему и составлять картину, как художники и как писатели составим свой рассказ. Кто ответит на вопрос правильно, должен будет найти соответствующую картинку и наклеить на ватман.
Чтение рассказа «Зима» воспитателем.
Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу, и спит… Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках.
Работа по содержанию рассказа «Зима».
(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, дети находят, и выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках).
Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?
Дети: Наступила зима.
Воспитатель: Что лежит кругом?
Дети: Кругом лежит снег.
Воспитатель: Какие стоят деревья?
Дети: Деревья стоят голые.
Воспитатель: Куда залез медведь?
Дети: Медведь залез в берлогу.
Воспитатель: Что делает медведь в берлоге?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Кто рад зиме?
Дети: Рады зиме дети.
Воспитатель: Что делают дети зимой?
Дети: Дети катаются на лыжах, санках.
- Молодцы! У нас с вами получилась замечательная картина.
-А теперь нам пора отдохнуть игру «Подбери признак». Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» - ватный диск и будем делать сугроб. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.
Зима (какая) - (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т. д.).
Снег (какой) - (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т. д.).
Сосулька (какая) - (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).
Мороз (какой) - (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой).
Горка (какая) - (снежная, ледяная, большая, скользкая).
Дорожка изо льда (какая) -. (ледяная, скользкая, длинная).
- Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.
- А теперь поиграем возле сугроба в игру «Назови ласково» я называю слово бросаю вам снежок, вы отвечаете ласково и передаёте друг другу.
Лед - (ледок)
Мороз - (морозец)
Санки - (саночки)
Холод - (холодок)
Метель - (метелица)
Снег - (снежок)
Солнце - (солнышко).
Зима - (зимушка)
-Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега).
-А ведь снег-это когда много снежинок и льдинок все они разные как мы с вами. Но если собрать снежинки вместе, получится снежный ком, а если соединить льдинки получите каток.
А хотите посмотреть, что же получится если мы соединим свои снежинки и льдинки.
Получилось слово. Ёлка, флэшка.
Воспитатель. Ребята как вы думаете, что же это слово может обозначать?
Ответы детей.
Итог занятия :
Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Что было трудно?
- Что вам понравилось?
-