Лариса Гунько
Конспект занятия по речевому развитию «Жизнь диких зверей наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развития детей в подготовительной логопедической группе на тему «Жизнь диких зверей наших лесов»
Програмные задачи: сформировать у детей представления об особенностях жизни диких зверей наших лесов в суровое зимнее время детей; уточнить и расширить знания детей о диких зверях наших лесов; вызвать потребность у детей оказывать помощь животным, воспитывать чувство любви к родному краю и бережное отношение к природе. Закрепить правильное произношение звука «сь», упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе, расширять словарь детей.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Жизнь диких зверей наших лесов“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Методические приё мы: вопросы к детям, рассматривание картин и иллюстраций о животных леса, загадывание загадок, чтение отрывка из произведения Соколова – Микитова «Волки», решение звуковой логической задачи, музыкальная игра «Изобрази зверя», демонстрация знака «Осторожно, звери!»?
Оборудование: картины «Лоси», «Подкормка зверей в лесу», «Кабаны»; книги: «Мояпервая зоология» Е. Чарушина, «Год в лесу» И. Соколова – Микитова; магнитофон с записью логической задачи, макет знака «Осторожно, звери!»
Ход занятия.
- Дети, давайте потянемся к солнышку, подставим ему свои ладошки.
Дыхательная гимнастика «Солнышко»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, подняться на носки, потянуться вверх, задержать дыхание.
Медленный глубокий выдох с произнесением звука [а]. Руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
- К солнышку мы потянулись высоко,
Стало нам приятно и тепло!
- А теперь давайте улыбнёмся солнышку.
Психогимнастика «Улыбка»
- Ребята, встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Подарим своим друзьям улыбку. Чувствуете, как тепло вашим ладошкам – это мы с вами делимся друг с другом добротой, хорошим настроением, ведь нам очень нравится жить вместе в нашем замечательном городе. А как называется город, в котором мы живём? (Ответы детей)
- А как называется наша область? (Ответы детей)
- У нас в области много лесов, в которых живут дикие животные. Вы можете назвать обитателей наших лесов? (Дети называют)
- Как вы думаете, про кого эта загадка?
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кусты, побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось,
Знайте, это - … (лось)
(Выставляется картина «Лоси»)
Чистоговорки.
Си – си – си
В лесу живут лоси.
Ся – ся – ся
Лесник кормил лося.
Ось – ось – ось
Мне нравится красавец лось!
(Воспитатель задаёт детям вопросы, поправляет, если дети ответили неправильно)
- Кто изображён на картине?
- Дети, а что вы знаете о лосе?
- Чем питаются лоси зимой?
- Кто может напасть на лосей?
- Чем лоси обороняются от врагов?
- А чтобы почувствовать себя в безопасности, лоси зимой заходят в чащу леса, потому что среди деревьев они почти незаметны для хищников. В конце зимы у лося отпадают рога. Зимой лосям, как и другим лесным жителям, очень сложно прокормиться. Как вы думаете, кто может прийти им на помощь? (Ответы детей)
- Лосям помогают лесники. (Выставляется картина «Подкормка лосей»)
- Рассмотрите картину и расскажите, кого вы видите на картине?
(Далее идёт работа по картине)
- Лесники устраивают в лесу кормушки. В них они кладут сено, берёзовые веники, заготовленные летом, и соль – «лизунец». Как вы понимаете, что такое - соль – «лизунец»? (Дети рассуждают, воспитатель дополняет их ответы)
- В наших лесах лосей немного, поэтому они находятся под защитой человека. На лесных дорогах можно увидеть вот такой знак, как вы думаете, о чём предупреждает водителей этот дорожный знак? (Демонстрация знака «Осторожно, звери!»)
- Послушайте загадку.
Веток хруст в лесу то тут, то там,
Ищет жёлуди… (кабан)
(Демонстрация картинки с изображением кабана)
- Обратите внимание, что тело кабана покрыто жёсткой щетиной. Как вы думаете, почему?
(Рассуждения детей)
- Жёсткая щетина позволяет кабану без вреда для кожи пробираться через колючие кусты, через лесные заросли. Обычно кабаны кормятся по ночам. Днём они лежат в укромных местах на подстилках из веток, листьев, сухой травы. Кабаны – всеядные животные. Как вы понимаете, что такое «всеядные животные»? (Дети рассуждают, воспитатель дополняет ответы детей)
- Кабаны уничтожают грызунов, питаются орехами, желудями. Зимой кабанов тоже подкармливает лесник. Для них в кормушки кладут корнеплоды: свёклу, репу, брюкву, а также соль – «лизунец».
- Дети, как вы думаете, зачем кабану нужны такие мощные клыки? (Рассуждения детей)
- Клыками кабан разрывает землю в поисках добычи, желудей, корней растений. Ещё клыками кабан обороняется от врагов.
- Ребята, давайте поиграем.
Физкультминутка «Зверята»
Будем прыгать, как зайчата,
Раз, два, три! (прыгают)
И ходить, как медвежата,
Раз, два, три! (идут вперевалочку)
Белочке орешки соберём,
Раз, два, три! (наклоняются)
Хлопнем все в ладошки,
Раз, два, три! (хлопают)
Пригласим гостей к нам в гости,
Раз, два, три! (разводят руки в стороны)
- Про кого говорится в этой загадке?
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Ответы детей)
- А теперь послушайте отрывок из рассказа И. Соколова – Микитова «Волки»
(После прочтения отрывка выставляется иллюстрация из книги)
- Дети, а что вы знаете о жизни волков зимой?
- Как живут волки – поодиночке или стаями?
- Почему они собираются в стаи?
- На кого охотятся волки в лесу?
(Рассуждения детей)
- В суровые, морозные зимы волки наносят большой вред людям – крадут домашних животных. В наши леса зимой волки приходят из Усманского заповедника. Кто из вас может сказать, что такое «заповедник»? (Рассуждения детей, воспитатель дополняет ответы детей)
Мимогимнастика «Изобрази зверя»
- Ребята, давайте мы с вами поиграем, изобразим в танце повадки лесных животных.
(Под музыку дети в движениях изображают животных, их повадки по желанию)
- Ребята, послушайте, какое письмо к нам пришло из леса.
Включается запись магнитофона:
«Круглый год нам нет от неё покоя. Даже зимой, когда мы под снегом, нам ни пискнуть, ни шелохнуться нельзя! Обязательно она нас почувствует и выследит. Уж очень она ловкая и проворная»
- Дети, кто это нам рассказал о своей жизни в лесу?
- О каком хищном звере рассказали мыши?
(Демонстрация иллюстрации из книги Е. Чарушина)
- Зимой – белый, летом – серый. Про кого эта загадка? (Ответы детей)
- В отдельные годы, когда мышей мало, рыжая плутовка вынуждена нападать на зайцев. Их в наших лесах много.
- А ещё в Липецких лесах живёт очень интересный зверь, о котором вы, возможно, что – то знаете. Послушайте, как он называется –енотовидная собака.
(Выставляется иллюстрация с изображением собаки. Ещё раз медленно произносится слово «е-но-то-вид-ная собака»)
- Да, этот зверь похож и на собаку, и на енота. А подробнее узнать об этой собаке мы сможем в следующий раз, когда вы дома с родителями поищете в книгах и журналах рассказы о ней и принесёте в группу.
Работа с мнемотаблицами (подведение итога занятия)
- Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили?
- Что общего есть у всех зверей?
( Ответы детей: тело покрыто шерстью, детёнышей выкармливают молоком, имеют четыре лапы, у всех есть зубы. По ходу ответов воспитатель выставляет карточки – схемы).