Зорина Мария
Лексические игры. Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Лексические игры»
Цель. Обогащать и активизировать речь детей.
Задачи
Образовательные – учить подбирать антонимы, изменять слова, произнося их во множественном числе, подбирать признаки предмета, подбирать слова с необходимым признаком, формировать умение правильно строить предложение, учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Развивающие - развитие внимания, памяти, творческого мыщления, расширение словарного запаса
Воспитательные - воспитывать активность, интерес к занятиям по развитию речи, умение слушать товарищей.
Демонстрационный и наглядный материал: ростовая кукла «Ученый Кот», мяч, дидактический набор картинок «Один-много», картинка с изображением сада, с изображением огорода, две игры «Сад-огород», ручка, лист бумаги.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Ребята, к нам в гости пришел Учёный Кот.
Ученый Кот: -Здравствуйте, ребята! Я давно не был у вас в гостях. Поэтому я очень обрадовался нашей встрече, а вы? А какие вежливые волшебные слова вы знаете?
“Здравствуйте!” — здоровья желаю.
“Благодарю!” — благо дарю.
“Извините!” — признаю свою вину и прошу простить.
“Спасибо!” — спаси Бог.
«Пожалуйст», «До свидания», «Простите», «Привет».
Ученый Кот: - Какие вы молодцы! Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них — нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить — не знает ссор и обид. Я вижу, что ребята в этой группе воспитанные, вежливые. Поэтому я с довольствием побуду на вашем занятии и поговорю с вами.
2. А для начала я сыграю с вами в игру «Один-много»(с картинками)
У меня яблоко, а у вас яблоки У меня груша, а у вас груши У меня помидор, а у вас помидоры.
У меня шарф, а у вас шарфы
3. Ученый Кот: - А шарф у меня на шее желтого цвета, потому, что я люблю желтый цвет. А вы знаете, что может быть еще желтым?
(Проводится игра «Подбери предмет» (с мячом, мяч передается по цепочке друг другу). Необходимо назвать слова с нужным признаком)
Какие вы молодцы! Все справились с заданием! Тогда немножко отдохнем. Встали рядом со своими стульчиками.
Физминука (дети показывают движения)
-Как живешь? - Вот так! (Показывают большие пальцы.)
-Как плывешь? - Вот так! (Выполняют движдения руками)
-Как бежишь? - Вот так! (Бег на месте.)-Ночью спишь?
-Ждешь обед? - Вот так! (Кладут руку под щеку.)
- Машешь в след? – Вот так (Машут рукой)
- Ночью спишь? – Вот так (обе руки под щеку)
-Как шалишь? - Вот так! (Надули щеки и хлопнули ладонями по щекам)
5. Ученый Кот: - А теперь поделимся на две команды (девочки и мальчики).
Я очень люблю слушать про себя приятные слова, похвалу. Вот сейчас мы и посмотрим, кто из вас сможет подобрать больше слов в мой адрес.
Кот какой? (добрый, пушистый, теплый, мохнатый, черный,., молчаливый, гладкий, усатый.)
Проводится игра «Кто кого переговорит (подбери признак)». (Поочерёдно дети из команд называют необходимый признак).
6. Ученый Кот: -Молодцы!
(Составление цепоки продуктов)
Ученый Кот: - Что-то я проголодался. Поэтому сейчас команда мальчиков отправляется к столу, где нарисован сад, а девочки к столу, где нарисован огород.
Мальчики собирают для меня фрукты и складывают их в цепочку, а девочки соответственно овощи. И я посмотрю, кто быстрее справится с заданием!
7. Ученый Кот: - А теперь садимся на свои места и поиграм с мячом.
(Проводится игра «Скажи наоборот»)
Направо - налево, вверх-вниз, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, далеко- близко, сухой – мокрый, пустой – полный, овый – старый, широкий – узкий, темно – светло, пушистый – гладкий, бежать – стоять, ясный – пасмурный, теплый – холодный, хорошо – плохо, добрый – злой, яркий – тусклый, острый – тупой, молчаливый – говорливый, пришить – оторвать, разбросать - собрать.
8. Ученый Кот: - Что-то мы с вами засиделись. Поиграем.
Проводится игра малой подвижности «Коты-котята» (на слово «котята» – дети сидят на стульях, руки на коленках; на слово «коты» - дети встают, руки ввех. Слова произносятся в призвольном порядке).
9. Ученый Кот: - Вы сегодня были молодцами, хорошо, активно и правильно отвечали, поэтому я вам хочу подарить игру, которая называется «Чепуха».
(Ведущий делит лист бумаги на четыре колонки.
В первую колонку записываются слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос «что» или «кто».
Во вторую колонку записываются слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопрос «Какой».
В третью колонку записываются слова, которые обозначают действие и отвечают навопрос «что делал»
В четвертую колонку записываются слова, которые указывают на место, где могло произойти событие.
Затем по горизонтали зачитываются получившиеся предложения).
10. Рефлексия.
Ученый Кот: - Что мы сгодня с вами делали на занятии, в какие игры мы с вами играли? Что было самым сложным? Что было интересным? Чему мы сегодня учились?
Мне сегодня с вами было очень весело и интересно. Вы были активны и хорошо работали на занятии и хорошо вели себя. Поэтому я обязательно приду к вам снова!